Вы здесь

В ОЖИДАНИИ

Сообщение об ошибке

Notice: Undefined variable: o в функции include() (строка 601 в файле /www/vhosts/st-vedomosti.ru/html/themes/bartik/images/bg.jpg).

В ОЖИДАНИИ
Александр Логинов

Вот, на дворе уже шестая седмица Великого Поста. И кажется, моему терпению наступает предел. В том смысле, что не могу больше отмалчиваться, слыша рассуждения в стиле: «Батюшка по телевизору сказал, что поститься необязательно». Зачастую такие рассуждения логически перетекают в оккультные тезисы типа: «Бог везде, а не только в храме» и «Главное - не делать зла». Проблема в том, что обстановка зачастую не позволяет дать полноценный ответ на подобные заявления, хотя очень хочется.
Впрочем, для этого явно не хватит и газетной статьи. Ведь Христианству, слава Богу, уж больше двух тысяч лет, и далеко не все христиане соответствуют образу, сформированному в обществе советским и западноевропейским кинематографом (а судят, как я заметил, именно по фильмам). Помимо попов Гапона и «толоконного лба», в нашей церкви были Иоанн Златоуст, Максим Исповедник, Григорий Богослов, Сергий Радонежский, Феофан Затворник, Святитель Игнатий (Бренчанинов) и сотни других великих подвижников, глубочайших духовных мыслителей, тончайших апологетов, написавших тысячи трудов, отвечая на вопросы, которые сегодня принято считать каверзными. И самое главное, что великие подвижники Православной Церкви занимались не праздными отвлеченными рассуждениями, а подтверждали свои поучения собственной жизнью, многие вплоть до мученического венца.
Но первыми из людей в Рай вошли не пророки Ветхого Завета, не апостолы Христовы и даже не Иоанн Предтеча, бывший, по слову Спасителя, величайшим из рожденных женами. Первым в Царствие Небесное вошел разбойник, распятый по правую руку от Господа. Он точно не был ревностным иудеем, в жизни своей успел причинить много скорбей другим людям, он не знал молитв, не участвовал в Тайной Вечере, он даже не коснулся края ризы Христовой. Но спасся. Спасся словами своими, сказанными со креста: «Мы осуждены справедливо, потому что достойное по делам нашим приняли, а Он ничего худого не сделал! (...) Помяни меня, Господи, когда приидишь в Царствие Твое» (От Марка, гл. 23). Разбойник спасся смирением, спасся искренним осознанием вины своей, тем, что, терпя мучения, не злословил Господа, а принес покаяние. Даже не прося о милости (о быстрой смерти, например), но уповал на Христа в вечности.
Во внецерковной среде принято считать, что спасен будет каждый, исполняющий заповеди (причем под этим понимаются только заповеди, данные Моисею), скорее всего, такое представление распространилось благодаря западной литературе и современной российской литературе, проповедующим католическое понимание христианства. На самом деле апостолы и святые отцы Православной Церкви сознавали, что неукоснительно соблюсти заповеди невозможно. Но это не означает, что в них нет никакого смысла. Просто он иной, нежели современники наши привыкли полагать.
Заповедь есть не запрет или ограничение нашей воли. Это скорее добрый напутственный совет идущему в мир человеку, предостерегающий от того, что причиняет вред самому человеку, своего рода правила безопасности бытия. Ведь, нарушая заповедь, я причиняю вред в первую очередь себе, и не потому, что на Суде буду уличен в этом, а потому что уже сейчас травмирую свою душу, лишаю ее способности творить дела любви, созидать ценности. Зло поражает душу как гангрена, и чем позже я опомнюсь, тем большая часть ее будет ампутирована. А со временем душа становится изъедена грехом, словно дерево червем, теряет всякую плодородность и гибнет. Конечно, нет греха, который не может быть искуплен покаянием, но порой человек теряет способность и к покаянию.
И вот осознание этого, зачастую собственный тяжкий духовный опыт побуждают человека одуматься. Но дело в том, что, кроме предостережения, заповеди - это еще и указания свойств духовно-полноценного, первозданного человека. А мы, унаследовав природу Адама, унаследовали и предрасположенность воли ко греху. То есть человек не способен в принципе своими силами противостоять тленью. Пытаясь исполнять заповеди, я начинаю ощущать свое бессилие, почти младенческую беспомощность. Вот тогда я понимаю, что мне нужен Христос как Спаситель, как и тот разбойник, каждый спасается не добродетелью, а осознанием своей немощи и, как следствие, нужды во Христе.
Мне кажется, из этого уже можно понять, почувствовать суть поста как явления. Для меня - это средство духовного голодания, это способ заставить себя ощутить ту самую святую нужду в Божьей помощи, за которой приходят смирение и покаяние.
Конечно, мне возразят, что можно соблюдать только духовный пост, не насилуя организм. Но дело в том, что человек - это единство души и тела, Люди, побывавшие на войне, знают, что там, как и вообще в экстремальных условиях, на грани собственных сил, человек очень быстро начинает проявлять свою сущность, о которой порой и сам раньше не подозревал.
Поэтому постящийся христианин должен ограничивать свою плоть. Конечно, иногда пост в пище не возожжен или необязателен. Например, при кормлении младенца, при тяжкой болезни, малый возраст христианина, когда плоть еще не бунтует или же, наоборот, преклонные лета. Однако в подобных случаях (кроме болезни или участия в боевых действиях) возможна замена пищевого поста другими. Детей, я думаю, можно кормить мясом, но ограничить в сладостях или компьютерных играх. Болящие могут читать главы из Евангелия, исполнять дополнительное молитвенное правило и т.п. Важно не забывать слова Спасителя о том, что Царствие Божие нудится, то есть достигается трудом, подкрепленным благодатью Святого Духа.
Таким образом, разговоры среди мирян о необязательности телесного поста и говенья обнажают в лучшем случае невежество говорящих, а в худшем - лукавство. Особенно в приписывании подобных слов представителям Церкви. Конечно, православный священник может сказать, что духовный пост важнее телесного, но лишь в том же смысле, в каком апостол Павел в послании к римлянам сказал, что спастись надлежит верой, а не делами. То есть второе - лишь необходимое средство стяжания первого. Даже по своему опыту знаю, что пост в пище упрощает пост в помыслах.
Конечно, Великий Пост - вещь особая. И не в том дело, что рыбу есть нельзя. Это Пост в ожидании величайшего праздника, самого светлого из всех, в ожидании Воскресения Господня. И мы хотим вернуться в духовный Иерусалим, чтобы быть свидетелями чуда нашего освобождения. Поэтому Великий Пост - это не повинность, а честь для нас, шанс искупить вину терпением.
Тем, кто захочет понять постящихся, советую прийти в ближайшее воскресенье в православный храм и просто посмотреть и послушать, просто попробовать. Ведь никакая домашняя молитва не заменит молитвы в храме на литургии, потому что по слову спасителя: «Где двое или трое соберутся во имя Мое, там и Я среди них есть». И хотя «Дух дышит, где хочет», только в храме мы становимся единым целым, вознося общие молитвы друг за друга, чувствуя единение душ и сердец в ожидании...

Автор: 
Номер выпуска: 
Оцените эту статью: 
Голосов еще нет