Вы здесь

Студенческие годы: 5 лет коту под хвост?

Сообщение об ошибке

Notice: Undefined variable: o в функции include() (строка 601 в файле /www/vhosts/st-vedomosti.ru/html/themes/bartik/images/bg.jpg).

Студенческие годы: 5 лет коту под хвост?
Марина АНДРЕЕВА

Студенческие годы всегда называют беззаботным временем в жизни каждого человека - несмотря на такие «неприятности», как подготовка к экзаменам и пересдачи. К сожалению, никто не объясняет студентам, как повернуть эти лучшие 5 лет жизни на благо своего будущего. Молодежь лишь слышит, что она должна сдавать сессии и получить свои дипломы.
НЕПРАВИЛЬНАЯ МОТИВАЦИЯ
Ради чего учится студент? Для чего он ходит на лекции, в библиотеку и готовит длинные списки вопросов? Чтобы сдать экзамены. Увы, цель учебы заключается не в получении знаний, которые понадобятся во взрослой жизни для карьеры, самореализации и финансового благополучия. Цель студента - сдать экзамены и забыть их, как страшный сон. Все мы знаем, к чему это приводит. Во-первых, студенты не стремятся узнать как можно больше. Напротив, они стараются потратить как можно меньше времени и сил, чтобы потом на экзамене выклянчить у преподавателя заветную «троечку». Руководствуясь внешними стимулами, студент и пальцем не пошевелит для того, чтобы взять от учебы максимум, потратить лишний час в библиотеке, выучить что-то сверх программы. Система «автоматов» и вовсе приводит к тому, что студент готовит только несколько тем, активничает на семинарах и в результате получает «зачет», даже не открывая остальные темы.
Почему так происходит? Да потому, что студент считает, что главная его цель - сдать экзамены за каждый курс и получить диплом. Он не думает о том, что потом ему придется работать. Он не рассуждает, каким специалистом он станет. Он понятия не имеет, для чего он изучает столько предметов и где они ему могут понадобиться.
Общеобразовательные предметы вообще воспринимаются как «никому не нужный мусор». Зачем эти психология, культурология, политология и иже с ними? Это вообще неприменимые знания. И никто ведь не объяснит студенту, как важно для каждого человека определиться со смыслом жизни и уметь отличать Пикассо от Рубенса.
КОМУ ВСЕ ЭТО НУЖНО?
Кому нужна такая учеба? Ведь очень многое в ней представляется неправильным.
Во-первых, несовершенна сама система преподавания и контроля знаний, которая допускает возможность списывания и плохой подготовки. Если посадить студента перед собой и «прогнать» его по всей программе, задавая вопросы из разных тем, узнать о его уровне подготовки можно гораздо больше, чем исходя из двух вопросов, списанных из учебника. Почему преподаватели так не делают - непонятно... Ну, а на добросовестность самого слушателя надеяться, как видим, не приходится.
Во-вторых, студенту действительно может быть неясно, для чего учить все эти талмуды. Редко кто объясняет ему практическую применимость каждого предмета.
В-третьих, приходится констатировать формальный характер прохождения учебной и учебно-производственной практики. Студенты сами «рисуют» себе характеристики, а отчеты списывают у слушателей прошлых лет или заказывают. Отчасти так происходит потому, что у студента нет желания хоть что-то узнать - он только рад-радехонек, что от него ничего не требуют. Да и если студент не является потенциальным работником, к нему и отношение соответствующее. Учебы ради он здесь никому не нужен - нет времени его учить и «натаскивать», потому что каждый занят своей работой.
Наконец, в наши дни остается большой проблемой работа не по специальности. Родители прямо заявляют детям: «Ты вуз закончи, а на работу мы тебя куда-нибудь впихнем». Вот и получается, что менеджерами работают учителя, а секретарями - маркетологи. А от пяти лет учебы и нужна-то только одна бумажка, запечатанная в твердую обложку.
ЧТО ДЕЛАТЬ?
Что же делать, чтобы 5 лет не прошли мимо будущего специалиста?
Во-первых, следует более осознанно выбирать будущую специальность. Конечно, в этом вопросе большую роль играют родители, которые должны вместе с ребенком (лучше на пороге 10-го класса) попытаться разобраться, чем в нашем безумном мире занимаются представители тех или иных профессий. Если с врачами и учителями все более-менее понятно, то с маркетологами, менеджерами, копирайтерами и прочими - не очень. По крайней мере, выпускнику школы.
Во-вторых, следует рассказать абитуриенту или студенту, где и как ему пригодятся полученные знания. Не надо делать акцент на получение диплома как «пропуска» в офисный мир. Скачайте из Интернета список предметов для каждого курса и объясните, где они понадобятся. Не забудьте объяснить пользу общеобразовательных предметов. Одну мою подругу из двух десятков кандидатов выбрали на престижную должность только потому, что она назвала автора картины, которая висела в кабинете директора.
В-третьих, не помешает предупредить, что только эти 5 лет у молодого человека есть возможность целиком посвящать себя учебе. Больше у него такой возможности не будет, даже если очень захочется. Когда начнутся тяжелые трудовые будни с 9 до 18, когда появится семья и дети, как бы сильно ни хотелось, на учебу не останется ни времени, ни сил. А потому все, что можно взять от образовательного процесса, а также выдающихся преподавателей, нужно брать здесь и сейчас.
Наконец, учиться не так уж и сложно, если правильно построить этот процесс. И учеба ничему не мешает - ни подработке, ни личной жизни, ни развлечениям. Это как с уборкой комнаты - если каждый день убирать вещи в шкаф, будет порядок, если сваливать на стул - к концу недели не разгребешься.

Автор: 
Номер выпуска: 
Оцените эту статью: 
Голосов еще нет