Вы здесь

В Тихом омуте...

Сообщение об ошибке

Notice: Undefined variable: o в функции include() (строка 601 в файле /www/vhosts/st-vedomosti.ru/html/themes/bartik/images/bg.jpg).

В Тихом омуте...
Марина Кандрашкина

Село Тихое Буденновского района, где ранее располагался совхоз «Большевистская искра», до последнего времени ничем примечательным не выделялось. Ну и что, что раньше предприятие было крупнейшим в районе и обрабатывало более 29 тысяч гектаров земли. Ну и что, что после земельной реформы 1991 года из состава сельхозпредприятия постепенно стали выходить люди, образовывая свои собственные фермерские хозяйства, и оно переименовалось в ЗАО «Искра». Ну и что, что хозяйство постепенно разорялось, руководители сменяли друг друга настолько быстро, что тихоновцы и счет им потеряли. Что здесь такого? Мало ли у нас исчезнувших хозяйств? В общем, до последнего времени было все как у всех, пока земли пайщиков не стали предметом спора между двумя арендаторами: местными фермерами и ООО «Надежда». Длится конфликт уже три года, и конца этой истории пока не видно.
Отдам землю. Недорого
Из-за чего разгорелся весь сыр-бор? Начну с того, что в 2002 году в селе Кумская Долина Левокумского района образовалось новое сельхозпредприятие ООО «Надежда», которое и решило взять в аренду разрозненные паи в соседнем Буденновском районе.
- Когда мы еще только начинали собирать все земли в кучу, они находились в жутком состоянии. Участки были заброшенными, заросшими бурьяном. На полях даже деревья росли, - рассказывает директор филиала ООО «Надежда» Николай Ковальский.
Как вспоминают старожилы поселка Тихого, они не раз обращались к местным фермерам с просьбой взять их паи в аренду. Однако новоиспеченные предприниматели только отмахивались от них руками, дескать, цены на зерно нет, тут бы самим не разориться.
Поэтому, когда на горизонте возник директор «Надежды» Геннадий Гвансунович Чагай, желающий арендовать шесть тысяч гектаров, крестьяне воспряли духом. Мало того что у простаивающей земли появлялся крепкий хозяйственник, так еще и ООО «Надежда» предлагало самую высокую цену за пай по району: 3 тонны зерна и мешок муки или денежный эквивалент стоимости пая, причем без вычета подоходного налога.
Прошло шесть лет. За это время хозяйство провело межевание участков, обрабатывало земли, исправно платило обещанные паи, и, возможно, все было бы так и дальше, если бы в России вдруг снова не вспомнили об отечественном сельхозпроизводителе. Вскоре с легкой руки чиновников цена зерна с прежних трех рублей стала стремительно подниматься вверх. Что это породило - догадаться нетрудно. Когда запахло деньгами, большими деньгами, тут же активизировались и безучастные ранее фермеры. Их проснувшееся внимание к тихоновской земле, ставшей в одночасье востребованной, как раз и является ключевым моментом в нашей истории.
- Но постойте, землей-то уже давно занимается другой арендатор, - заметите вы, читатель.
Пай-молодцы идут в наступление
Но когда для нас это было табу? Вот и новоявленные предприниматели взялись наводить свои порядки на не принадлежащей им территории, причем акульими методами.
В сентябре 2008 года руководителем крестьянско-фермерского хозяйства И. Мироненко было инициировано проведение общего собрания пайщиков, где 18 человек выразили желание сменить землепользователя и передать свои земельные доли в СПК «Радуга», СПК «Восход» и КФК «Мироненко».
И не беда, что, согласно ФЗ «Об обороте земель сельхозназначения», инициатором собрания может быть либо арендатор, либо кто-то из пайщиков, но никак не фермеры.
- Кворум был, поэтому отдавайте наделы, - стояли на своем желающие отделиться тихоновцы. - Нечего пришлым на нашей земле хозяйничать, когда есть свои желающие.
И пока руководство «Надежды» раздумывало, как быть дальше, по селу поползли слухи, мол, примак-то этот всю землю прихватить себе хочет. А иначе зачем срок договора с трех лет до десяти увеличивает?
- У меня даже и в мыслях такого не было, - недоумевает Г. Чагай. - Это не моя блажь, государство установило такие сроки, и я считаю, что они более чем объективны и справедливы. А то получается, сегодня я потрачусь, внесу удобрения на участки, а завтра на земли придет кто-то другой и снимет с них сливки? Просто кто-то целенаправленно раздул из мухи слона, чтобы решить свои земельные вопросы.
Между тем сюрпризы на этом для директора не закончились. Земли, арендуемые предприятием в поселке Тихом, не однородны, из 6 тысяч гектаров чуть больше тысячи приходится на овраги и склоны. Следовательно, и урожайность на полях тоже колеблется.
- С крутых склонов в среднем мы получаем до 9 центнеров с гектара, когда на остальных участках урожайность составляет до 40 центнеров, - рассказывает Н. Ковальский. - Да и в зависимости от месторасположения цена на сами участки варьируется от 30 до 80 тысяч.
А теперь с одного раза догадайтесь, какие наделы выбрали для себя отщепенцы с их новоявленными арендаторами? Безусловно, самые лучшие! А почему бы, собственно, и нет? Имеют право. Согласно ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» участники долевой собственности могут получить в личное пользование свою долю на основании решения общего собрания пайщиков. Собрание было? Было. Все присутствующие тоже проголосовали за выделение облюбованных участков. Но так ли уж и все?
Поскольку бунтари не сочли нужным пригласить на собрание действующего арендатора или хотя бы его представителя, те стали уже де-факто выяснять нюансы народного «вече». И вот тут-то поселок Тихий перестал оправдывать свое название. Страсти там разгорелись нешуточные. Выяснилось, что больше половины пайщиков на собрании не было, поэтому о каком кворуме вообще шла речь, да и люди были категорически против такого разделения общей собственности.
За подтверждением сказанному далеко ходить не надо. Как только тихоновцы узнали, что их проблемой заинтересовалась пресса, редакционный телефон буквально разрывался от звонков сельчан.
- Почему это мы должны уступать фермерам хорошие земли? Давайте все делить по справедливости: часть земли, находящейся на буграх, и часть хорошей. А то некоторые выбрали ту, которая поближе к дороге и где пай стоит около ста тысяч рублей, а не за тридцать километров от нее, и довольны, - замечает Николай Ковальский.
- Да и с чего нам менять «Надежду»? Они с нами вон уже сколько лет, и ничего плохого сказать не можем. И деньгами помогут, и продуктами в случае чего, все паи вовремя выплачиваются, никогда в помощи не отказывают. А от фермеров дождешься этого ли, если те даже урожайность свою занижают, чтобы поменьше налогов платить, - наперебой кричали в трубку люди.
- Я родилась в этом поселке. С 1970 года в совхозе на полях работала, эту землю заслужила потом и кровью. И вдруг нам говорят, что вам, старикам, и бугры сойдут, - добавляет Л. Елизаровна. - Как же так можно, где совесть-то?
Впрочем, ни разумные доводы, ни призывы к совести ни к чему не приводили. Бунтари стояли на своем: мы участки уже замежевали, ничего переделывать не будем, кто успел, тот и съел. А что добыча досталась не совсем честным способом, так победителей не судят.
Ой ли? Как раз именно в Буденновский городской суд в марте 2010 года и обратилась одна из пайщиков Людмила Ковальская с иском о признании незаконным собрания и протокола собрания собственников земельных долей от 15 октября 2008 года.
Не сеяли, не сажали, а урожай собрали
В марте прошлого года судья Буденновского городского суда Ставропольского края иск Л. Ковальской удовлетворил в полном объеме. Основанием для такого решения послужил тот факт, что ответчиками были нарушены правила проведения общего собрания. Опять же пайщикам было указано на то, что фермеры не имели права его созывать. Да и сам протокол вызвал у суда массу нареканий. Точнее, его количество. Потому как документов оказалось целых три, причем во всех стояло абсолютно разное количество пайщиков, присутствующих на собрании, и не понятно, был кворум или нет.
«В материалах гражданского дела находится протокол общего собрания участников долевой собственности от 15.10.2008, изготовленный с помощью технических средств. Из чего можно сделать вывод, что документ готовился позже. Об этом свидетельствует и дата сдачи протокола на хранение в Администрацию сельского совета от 01.12.2008, и наличие протокола, сданного в Земельную палату. Документы не идентичны и отличаются друг от друга количеством лиц, подписавших протокол. В сданном в Администрацию стоит 114 подписей, в Земельную палату - 83. Поскольку данные протоколы нельзя сравнить с оригиналом, который велся во время собрания, их нельзя считать достоверными.
О ненадлежащей подготовке собрания говорит и тот факт, что инициаторы собрания фактически не знали общего числа собственников земельных долей», - аргументировал свое решение судья.
После судебного разбирательства страсти, простите за каламбур, в поселке Тихом на какое-то время утихли. Никто из бунтарей не подал заявления о том, что хотел бы забрать свои паи обратно, не инициировал проведение нового собрания с выделением ему отдельного участка. Да и честно говоря, некогда было
Г. Чагаю и Н. Ковальскому следить за оппозиционным фронтом.
У первого хозяйство ого-го-го какое, только виноградник тысячу гектаров занимает, а тут еще возникли мысли запустить теплицу для снабжения населения недорогими овощами, построить молочную ферму в Калиновке. В общем, 24 часов в сутках было с такими хлопотами мало. Ведь лето уже было не за горами, вот и удобряли землю, обрабатывали пестицидами, ремонтировали технику.
Что ж, пшеница уродилась на славу. И вот как раз здесь ООО «Надежда» поджидал очередной сюрприз от фермеров. Когда июньским утром 2010 года надеждинские комбайны приехали на поля, там уже вовсю работала техника руководителя СПК «Радуга» А. Шаманаева. Естественно, удивлению
Н. Ковальского не было предела. Одно дело, если бы с ними заключили договор подряда, однако с уборкой планировали справиться и собственными силами, без посторонних помощников.
- Согласно новому договору, заключенному с пайщиками, это моя земля и мой урожай, - последовал ответ.
Конечно, ситуация довольно странная, если не сказать больше. Результаты прежнего собрания были оспорены в суде, нового не проводилось. Так о каком договоре шла речь? И даже если не брать в расчет эти тонкости, Земельный кодекс России предусматривает, что арендатор земель сельхозназначения, начавший сельскохозяйственные работы как законный землепользователь, вправе их завершить и получить соответствующую продукцию, являющуюся его собственностью. Другими словами, кто посеял, тот и пожнет. Но вот именно «авторство» посевных работ и пришлось отстаивать конфликтующим сторонам в Буденновском городском суде. Поскольку и СПК «Радуга», и ООО «Надежда» настаивали, что проводили посевные работы именно они и имели на это все причины.
В СПК «Радуга» утверждали, что пайщики в 2008 году вроде как расторгли сделку с прежним арендатором, выделили свои земли и передали в аренду их хозяйству. Поэтому они и провели засев территории. Представители ООО «Надежда» уповали на то, что никакого расторжения контракта не было, письменного заявления тоже, поэтому как раз они спокойно обрабатывали и засевали участки.
Выслушав обе стороны, суд принял следующее решение.
«В судебном заседании установлено, что соглашения о расторжении договоров ни собственники долей земельного участка, ни ООО «Надежда» не заключали. Предприятие законно и обоснованно производило обработку земельного участка.
Из представленной формы отчетности о финансово-экономическом состоянии за 2009 год следует, что ООО «Надежда» была произведена посевная с затратами на оплату труда, семян, химические средства защиты и нефтепродукты. Доводы СПК «Радуга» о том, что посев и обработку спорного урожая производили они, не нашли своего подтверждения в судебном заседании». В итоге урожай был оставлен за ООО «Надежда».
За каждым пайщиком стоит человек
Что происходит в хозяйстве сейчас?
Предприятие, реализовав зерно, раздало паи и в начале апреля уже заключило новый десятилетний договор аренды с тихоновскими пайщиками. Кстати, из бунтовщиков опять-таки никто пока не подал заявления об уходе. Зато более 11 крестьянско-фермерских хозяйств уже заключили годовой контракт с предприятием, согласно которому «Надежда» возьмет в аренду и их земли тоже. Заметно снизилось и количество желающих уйти.
Впрочем, Г. Чагай и Н. Ковальский уверены, что эта история еще не закончена, уж больно лакомым куском сегодня становится земля. Чтобы даже и после двух проигранных дел отступать от нее. Вот и по Тихому уже пошли разговоры, что фермеры со своими союзниками будут оспаривать заключенный договор.
- Знаете, я бы мог отдать им эти земли и уйти из п. Тихого, не обеднели бы, - замечает Г. Чагай. - Но мне стыдно перед теми сельчанами, кто поверил в меня и доверил свои участки. Ведь если я уйду, фермеры, как и хотят, заберут хорошие пашни, а что останется остальным людям? Ведь за каждым пайщиком стоит, прежде всего, человек, и нужно жить по справедливости, а не по волчьим правилам.
Сбудутся ли прогнозы руководителя, покажет время. Пока же ООО «Надежда» продолжает набирать обороты и исполняет задуманное. По-прежнему выплачивает высокие паи в районе, заработала и своя теплица. Мы, когда были в гостях, успели даже попробовать первые огурцы с грядок. Вкусные, хрустящие, пахнущие землей и солнцем. Ежедневно десять тонн молока поставляет на заводы современная молочная ферма в Калиновке, где находятся 2 тысячи буренок голштино-фризской породы.
- И это только начало, - улыбается Геннадий Гвансунович. - Потому что большую поддержку во всех начинаниях нам оказывает Правительство края и министерство сельского хозяйства во главе с А. Журавлевым. Вот сейчас, например, к нам приехали ученые, которые помогут сбалансировать питание для наших коров и разработать необходимую кормовую базу. Причем все затраты на себя взяло именно министерство. В общем, жить будем и развиваться тоже, отстаивая свои права и права тех, кто в нас верит.

Номер выпуска: 
Оцените эту статью: 
Голосов еще нет