Вы здесь

«КВАДРАТ» НА ГРЕШНУЮ ДУШУ

Сообщение об ошибке

Notice: Undefined variable: o в функции include() (строка 601 в файле /www/vhosts/st-vedomosti.ru/html/themes/bartik/images/bg.jpg).

«КВАДРАТ» НА ГРЕШНУЮ ДУШУ
Александр Емцов

Странно, но об этом эпизоде на совещании 12 мая под руководством В. Гаевского по вопросу развития строительного ком-плекса края СМИ почему-то не упомянули. А зря. Уж очень он красноречиво показывает, кто и какую погоду пытается делать на строительном рынке краевого центра, в какую сторону разворачивает градостроительную политику.
«ПОНАСТРОИЛИ ДОСТАТОЧНО...»
Но все по порядку. Губернатор в своем докладе сказал, что задачу, поставленную президентом страны Д. Медведевым - строить на человека не менее одного квадратного метра жилья в год, - надо выполнять. В прошлом году сдали 1,1 миллиона. На этот год краю выставлена планка 1,3 миллиона «квадратов». А населения у нас, как известно, без малого 2,8 миллиона. Так что расти и расти. Для этого надо подтягивать инвесторов, развивать стройиндустрию, новые технологии строительства. Но самое важное - убрать все лишние процедуры в виде различных ненужных согласований и прочее, затягивающих процесс начала работ, а порой и отбивающих всякую охоту строить. В муниципалитетах, к примеру, акты выбора земельных участков согласовывают более 40 различных структур и организаций. Поэтому согласование растягивается на месяцы, а то и годы. «В идеале, - подчеркнул глава края, - разрешительные процедуры должны длиться не месяцы, а дни. Если все нормально с землей - десять дней на все про все. Буду лично отслеживать ситуацию».
Министр строительства и архитектуры края И. Стоян, другие выступающие на совещании рассказывали, что и в каком направлении следует изменить, чтобы процесс жилищного строительства реально ускорился. Это и разработка новых нормативных документов, ограничивающих число согласовывающих инстанций, и подготовка программ комплексного развития инженерной инфраструктуры на территориях застройки, и активное личное участие первых лиц муниципалитетов в снятии административных барьеров.
Уже под занавес, когда телевизионные журналисты унесли свои камеры, выступил глава администрации Ставрополя И. Бестужий. К немалому удивлению коллег, он почти ничего не сказал о пресловутых барьерах. Выходит, что в краевом центре с этим полный ажур, что очень и очень спорно. Зато глава высказал две далеко не бесспорных позиции. Первая - для краевого центра задача строить «квадрат» на человека не очень и актуальна, мы ее уже выполнили, и наш жилищный рынок близок к насыщению. Мол, уже сейчас многие строительные компании сталкиваются с проблемой продажи построенного жилья. Новостройки стоят лишь наполовину заселенными. И вторая мысль: в этой ситуации надо отказываться от многоэтажной застройки, делать упор на развитие индивидуального, коттеджного строительства, как пользующегося большим спросом. Об этом говорят социологические исследования.
ЖИЛЬЯ МНОГО НЕ БЫВАЕТ
Ему никто не возразил. И зря. Дело даже не в негативных политических последствиях, которые не заставят себя ждать. Ведь в случае отказа краевого центра от массового многоэтажного строительства рухнет вся краевая жилищная программа. Ставрополь строит треть всего жилья в крае, и заменить его будет попросту некем. На коттеджах же особенно не разгонишься. Тогда прощай, президентское «квадрат» на человека, и здравствуй, президентский гнев.
Дело чисто в человеческих, житейских ценностях и категориях. В тяжелых последствиях для всего города и горожан. Потому что идеи перехода к дорогостоящему коттеджному строительству, по моему глубокому убеждению, отражают позицию скорее сытого, чем голодного. «Голодные» по отношению к жилью у нас по большому счету основная масса горожан, для которой сам намек на то, что мы для бедных квартирок в многоэтажках настроили достаточно, и пора начинать строить для богатых, чем и являются коттеджи, звучит как глумление. И перекрывает всякую перспективу достойного будущего.
Руководитель муниципалитета, рассуждающий в наши дни о том, что мы уже настроили много жилья, кажется по меньшей мере странным. Тут не надо даже приводить цифры нашей «жилищной недостаточности», хотя они, разумеется, есть и очень красноречивые. Надо просто знать историю Ставрополя и понимать, что наш жилищный фонд, во всяком случае построенный до 1991 года, когда возводили то панельные клетушки, то кирпичные дома хозспособом, а значит, из чего придется и не особо соблюдая технологии, в очень большой своей массе для современной жизни не годится. И по площадям, и по техническим возможностям, и по сейсмике наконец. Надо хотя бы месяц пожить в среде простых людей, чтобы почувствовать всю остроту проблемы. Город, где за комнату в грязном общежитии просят не меньше полумиллиона рублей, а «однушку» на окраине можно купить не иначе, чем за миллион, вряд ли можно назвать здоровым и в достаточной мере жильем обеспеченным. Тем более выполнившим президентскую установку. Цена - она ведь главный индикатор спроса, и раз она запредельная, то и проблема за ней запредельная по своим размерам и остроте.
Но вопрос даже не в сиюминутном моменте. То, что жилья не хватает сегодня, отнюдь не означает, что его будет хватать завтра даже при самом активном строительстве. Потребность в жилище - одна из самых динамично развивающихся и постоянно меняющихся в сторону роста. Позавчера нам казалось достаточным, что есть крыша над головой. Вчера - что на каждого человека по комнате. Сегодня все стремятся к тому, чтобы, кроме этого самого «по комнате», обязательно был еще и кабинет для работы, поскольку информационные технологии позволяют трудиться дома, а также комната для гостей. Завтра, а для некоторых уже и сегодня, по мере понимания важности собственного здоровья, покажется необходимым иметь ко всему прочему еще и отдельное помещение для занятий спортом, или назовите это фитнесом, где можно будет поставить громоздкие тренажеры. Послезавтра, не исключаю, появится потребность иметь на каждого члена семьи по ванной или какой иной комнате...
Жилья много не бывает - это про нас. Утверждать обратное - не понимать природу человека и жизнь вокруг. Наличие же пустых квартир в новостройках объясняется совсем не удовлетворением потребностей. Тут, по оценкам специалистов, совсем другие причины. а) Консервация капитала самими строителями или рядовыми обеспеченными горожанами в недвижимости, чему способствует низкое налогообложение. б) Низкая покупательная способность людей. в) Отвратительнейший, направленный на обогащение банков механизм кредитования покупки жилья. г) Высочайшие, в сравнении с доходами граждан, цены на квартиры.
Но если три первых причины городской мэрии не очень подвластны, то третья - это на сто процентов ее епархия. На цены как раз и влияет все то, о чем говорилось на совещании. И в самой большой степени - обсуждавшиеся административные барьеры, за которыми волокита, затягивание строек, взятки и прочее, которые выливаются в немалые дополнительные затраты и в итоге ложатся на рядовых покупателей квартир. Может ли их снять, хотя бы частично, городская администрация? Может. Да и должна, наверное, проявить добрую волю, раз этого требует президент страны. Но вместо конкретных предложений или хотя бы обещаний в этом направлении застройщики услышали от главы администрации откровения совсем не в ту степь.
И еще. Сбить цены по законам рынка сможет только очень и очень большое предложение. Так что и с этой стороны нам нужно увеличение строительства. Президент ведь не сказал, «строить не больше метра». В его редакции - «не меньше метра». Так что стройте хоть два, хоть три «квадрата» на душу. Когда их будет много, цена упадет. Или хотя бы окажется в пределах разумного и доступного для большей массы горожан.
И ПОЛИТИКУ ПРЕЗИДЕНТА ПОДДЕРЖАТЬ, И СВОЮ ЗЕМЛИЦУ ПРИСТРОИТЬ?
То, что коттедж лучше квартиры - не новость. Для этого даже не надо проводить социологических исследований. Другой вопрос, по карману ли он сегодня большинству горожан и на том ли мы этапе развития, чтобы задачу «Каждому по «квадрату» в год!» заменить на «Каждому - по коттеджу!»? Увы, пока еще не на том этапе. И не скоро к нему придем.
В последние годы мало какая строительная компания краевого центра устояла перед искушением сделать на коттеджном строительстве бизнес. И обожглась. Столкнулась с проблемой продажи и, по сути, заморозила активы, у некоторых фирм шикарные, отделанные белым камнем дворцы так и стоят непроданные по пять-шесть лет. Нет покупателей. Потому что как ни крути, коттеджи дороже квартир. В два, а то и три раза. Тут есть объективные причины. Существенной дополнительной статьей в затратах становятся земельный участок, благоустройство и сети. Если при строительстве многоэтажки они раскладываются на все квартиры и потому не очень заметны, то на коттедже составляют до трети затрат и ложатся по существу на одного хозяина. Не всем такое удовольствие по карману.
Предложение главы администрации разворачивать коттеджное строительство взамен многоэтажного тем более странно, что он как никто другой знает: для этого нужно несравненно больше земли, чем для многоэтажек, а в городе нет свободных земельных участков.
Хотя, если посмотреть с другой стороны, тут ничего странного и нет. При таком повороте градостроительной политики у нас будут в куда более крупном масштабе, чем при многоэтажной застройке, востребованы участки, так сказать, несвободные - те, что уже розданы и находятся или в частной собственности, или в собственности предприятий. Кому розданы? Рискну обнародовать секрет Полишинеля: себе, любимым. Я имею в виду руководителей города и их окружение. Тех, что в разное время в последние два десятилетия находились у власти и порадели прежде всего себе. Бывшие и настоящие мэры, вице-мэры, главы районных администраций, руководители подразделений администрации за редким исключением у нас теперь крупнейшие землевладельцы. Про то не в курсе только ленивый. Люди знающие пальцами показывают: здесь земли К., здесь - Т., здесь - Д... Участки оформлены на их фирмы, на их родственников и друзей. И Бестужий не исключение, его имя тоже называется, хотя он совсем не старожил в коридорах городской власти. Мы как-то рассказывали, что уже при нем городская мэрия раздала на Западном обходе свыше 150 гектаров земли фирмам, о которых никто слыхом не слыхивал. Там так ничего пока и не строится. Резерв главного командования? Не там ли и предполагается начать строить «пользующиеся спросом» коттеджные поселки? Крутые прежде всего по цене?
Кажется, это Чехов иронизировал, что у каждого безобразия должно быть свое приличие. Рапортуя о достижениях и предлагая новый поворот в застройке, Игорь Александрович, как мне кажется, одновременно ненароком заботится и о своих грешных интересах. Прикрывая одновременно безобразную суть своего предложения с виду приличной, основанной на «социологических исследованиях» идеей.
Прямо скажем, неожиданный поворот в ходе реализации президентской программы строительства одного «квадрата» жилья в год на человека. Президент Медведев явно его не предполагал.

Номер выпуска: 
Оцените эту статью: 
Голосов еще нет