Вы здесь

ТРУДНЫЕ ДЕТИ - В ТРУДНЫХ СЕМЬЯХ

Сообщение об ошибке

Notice: Undefined variable: o в функции include() (строка 601 в файле /www/vhosts/st-vedomosti.ru/html/themes/bartik/images/bg.jpg).

ТРУДНЫЕ ДЕТИ - В ТРУДНЫХ СЕМЬЯХ
Елена ЧУРЮДА

Сегодня Международный день защиты детей. Главная задача этого праздника - обратить внимание общества на то, что детям крайне необходима защита их прав. По всему миру живут около ста миллионов детей, которые не имеют возможности ходить в школу. Многие стали сиротами, потеряв обоих или одного из родителей. Более десяти миллионов детей в год умирают из-за нехватки медикаментов, еще около миллиона детей не имеют постоянного места жительства и куска хлеба на обед.
Кроме этого, насилию в семье ежегодно подвергаются порядка двух миллионов детей в возрасте до 14 лет. Каждый год из дома убегают 50 тысяч несовершеннолетних, десять процентов из них погибает. Ставрополье тоже «прославилось» своей печальной статистикой издевательств над детьми. По данным Ставропольского краевого суда, потерпевшими признаны 357 детей, причем 103 ребенка пострадали от домашнего насилия. Дети не могут подать иски в суд, организовать демонстрацию или акцию протеста. В большинстве случаев они могут только слушаться, терпеть, а максимум - плакать где-то в темном уголке. Что же нужно сделать, чтобы эти цифры уменьшились в разы, а также от чего и от кого, в первую очередь, необходимо защищать наших детей? На эти и другие вопросы корреспонденту «Ведомостей» ответил старший помощник прокурора Ставропольского края по надзору за исполнением законов о несовершеннолетних и молодежи Курбангали Шарипов.
- Курбангали Нажипович, как по-вашему, в первую очередь, все-таки от чего и от кого необходимо защищать наших детей?
- Об этом можно говорить долго и по-разному. Основные задачи защиты детства прописаны в Федеральном законе «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних», где указано, что нужно защищать жизнь, здоровье, права детей, а также кто и как должен защищать ребенка. Но если сказать просто и кратко, надо защищать их от всего, что может нанести вред. Даже чрезмерная опека близких не всегда во благо. Поэтому думайте не о своих родительских, воспитательских, директорских амбициях, а о том, что нужно ребенку, а что ему вредно.
Конечно, в первую очередь, детей должны защищать ни школа, ни государство, а мать и отец. Не зря же родитель - законный представитель своего ребенка. В советское время были семьи с четырьмя и более детьми, где старшие смотрели за младшими. Поэтому второй принцип защиты, я думаю, что ребенок должен всегда быть на глазах у взрослых.
Хочу напомнить ужасающий случай в Минводах, когда девочка, пока матери не было, а бабушка занималась своими делами, находилась на улице без надзора взрослых и стала жертвой педофила, который не только надругался, но еще и убил малышку. Получается, что были созданы благоприятные условия для преступника.
Буденновский насильник также беспрепятственно проник на территорию больницы. Педофилы всегда будут, это такая же часть общества, как алкоголики, шизофреники, наркоманы, но надо не дать им шанс совершить преступление.
Кроме того, наших детей нужно защищать от нас, от родителей, так как ребята на девяносто девять процентов подражают своим родителям. Если мы при них сделаем что-то плохое, то они это повторят. Люди иногда на преступление идут, чтобы быть похожими на отцов, на старших братьев. Вспоминаю случай, произошедший в Пятигорске, где младший брат, стараясь походить на старшего, наркомана со стажем, тоже стал наркозависимым. Причем старший всячески старался уберечь младшего, но сам при этом не бросил употреблять наркотики. В итоге старший брат умер от передозировки, а младший в настоящее время «сидит» на тяжелых наркотиках и уже никак не может избавиться от этой страшной болезни. Вот если бы молодой человек прекратил употреблять наркотики, он бы спас не только себя, но и младшего брата.
- На Ставрополье масса случаев семейной педофилии и убийств. Трагедии эти происходят не в одночасье. Как правило, к такому финалу приводит длительная напряженная обстановка. Неужели никто вокруг не замечает опасности? Кто по долгу службы просто обязан не довести ситуацию до преступления? И почему статистика издевательств над детьми растет?
- Статистика растет, потому что хорошо стали работать следственные органы. Большинство вопиющих случаев раскрывается. Последнее время не помню, чтоб не нашли и не наказали виновного. К тому же, на мой взгляд, немаловажную роль играет общественное мнение, которое начало приобретать серьезный вес, как и пресса. У нас только формируется то гражданское общество, которое веками складывалось на Западе. Если раньше, в советское время, оно и не нужно было, так как существовала другая идеология, то сейчас в противовес власти понадобилось гражданское общество.
По поводу того, кто по долгу службы обязан предотвращать преступления, - конечно же, полиция. Например, участковый должен знать на своем участке всех жителей, и если гражданин уже был судим, то он обязан за ним посматривать. Но если в широком смысле говорить о предотвращении беспризорности, безнадзорности и преступлений, то у нас есть целая система органов профилактики. Это органы внутренних дел, органы образования, органы опеки и попечительства, органы здравоохранения, комиссии по защите прав несовершеннолетних.
- Какими случаями занимаются комиссии по делам несовершеннолетних? Приведите примеры их работы.
- В комиссию по делам несовершеннолетних входит зам. главы администрации, зам. начальника полиции, начальник отдела образования, в общем, все вторые лица района, человек 10-12. На комиссию возложена организация и координация действий всех органов профилактики. По- хорошему, чтобы реально влиять на ситуацию, она должна работать каждый день, а она собирается на совещания один-два раза в месяц. Секретарь подготовил вопросы, они их рассмотрели, завели административные дела и с легкой душой разошлись.
То есть постоянно работающей «лошадки» в этом направлении у нас в государстве нет, да и выработанного механизма нет. К примеру, ребенка в 13-14 лет задерживают в состоянии алкогольного опьянения. Нужно выяснить у него, где он взял спиртное, затем вместе с ним прийти в этот киоск и спросить продавца, почему он продал ребенку алкоголь. Нужно заводить административное дело на тех, кто продает детям спиртное, при повторной продаже увольнять, а также привлекать тех, с кем он выпивал, даже если сверстников не поймали за руку. Но этого зачастую не делается. Совершеннолетние, вовлекающие несовершеннолетних в пьянство, тоже подлежат административной ответственности. Ведь ребенок не просто напился, а потому что ему продали или налили. У меня такое ощущение, что сегодня комиссии не в состоянии глобально повлиять на ситуацию, не могут стать аккумулятором процесса.
Также комиссия должна видеть планы всех заинтересованных ведомств и распределить, что они будут делать вместе, что будет делать полиция, что будет делать отдел образования и т.д., а затем отчитываться. Кстати, борьбу с преступлениями и правонарушениями они тоже обязаны координировать. То есть должны общаться со следователями Следственного комитета, следователями полиции, сотрудниками УФСКН. Всю административную практику они должны собирать, чтобы в общей форме какой-то анализ иметь, задаваться вопросом «А куда ж мы идем?» и подсказывать правоохранительным органам, где они недорабатывают. Но координирующей работы я в районах не вижу, потому что они в нынешнем их виде не занимаются проблемами, требующими постоянной работы.
- В чем причины семейных конфликтов? Как быть с ребятами, у которых семья трудная? Какое вы видите решение этой проблемы?
- Неблагополучная семья должна вовремя попасть на учет в органы опеки и попечительства, в правоохранительные органы, в отдел здравоохранения. Чтобы выявить такую семью, эти ведомства, после того как проверят условия проживания ребенка, составляют акт, где указывают, есть ли в жилище мебель, есть ли все необходимое для детей, причем все это должно быть в нормальном состоянии, не в пыли, не в грязи, не в копоти. Каждая неблагополучная семья должна контролироваться постоянно.
Дети убегают не случайно. Ведь из хорошего дома редко кто уходит. Полицейские сводки о пропавших детях в районах и городах, при правильной организации взаимодействия, органы опеки и попечительства должны получать сразу, чтобы посмотреть, что это за семья, из которой ушел ребенок. Может, он просто поссорился с родителями или его обижали, а может, у него дома невыносимая обстановка или конфликт в школе.
К сожалению, у нас зачастую наказывают тех, кого не надо, и не наказывают тех, кого надо. Помните случай, когда в Петровском районе мать убила годовалую дочку? А ведь первый сигнал о неблагополучии этой семьи был, причем очень серьезный сигнал. Еще проживая в Ставрополе, девочка попала в травматологическое отделение по вине пьяной матери, которая не уследила за дочерью, а та упала и ударилась головой. Позже девочка с матерью переехала в Петровский район, и эта информация ушла туда, но там на нее никто не отреагировал. Мать не работает, живет на детское пособие, пьет - разве это не основание обратить внимание? Но эту семью даже не поставили на учет как неблагополучную.
Недавно столкнулся с таким фактом: 12-летний мальчик уехал из Лермонтова в Кисловодск, где на вокзале его задержали сотрудники органов внутренних дел. В свою очередь комиссия по делам несовершеннолетних г. Лермонтова отказалась наказывать мать за отсутствие контроля за сыном, потому что женщина якобы разрешила ему поехать к другу. Я считаю, что это неправильно. Согласитесь, в таком возрасте рано отпускать ребенка самостоятельно ездить из одного города в другой. К тому же, если бы он с другом сидел дома и играл в компьютер - это одно, но мальчишки болтались по вокзалу и неизвестно, что там делали и чем это для них могло закончиться.
В том же Петровском и Минераловодском районах все чиновники, начиная с главы администрации, выходят на трибуну и рассказывают о той огромной работе, которую они проделали, а случаи с детьми называют «ложкой дегтя в бочке меда». Я считаю, что вся их «огромная работа» в значительной части лишь разговоры, и по факту случившихся событий они ищут себе оправдание. Нужно заниматься конкретным человеком, а не решать только глобальные проблемы, тем более на районном уровне.
- Как быть, если ребенка нужно защищать от его же товарищей? К детям до 14 лет санкции не применишь, а их поступки иногда превосходят по жестокости дедовщину в армии?
- У нас нет административных и уголовных санкций для детей до 14 лет, но есть закрытые учреждения, куда можно помещать малолетних извергов.
Факты насилия детей друг над другом в крае, к сожалению, есть. Они не получили широкого общественного резонанса, потому что связаны не столько с избиением ради забавы, сколько с сексуальным насилием. В таких ситуациях законом преду-смотрен механизм, где в судебном порядке малолетних правонарушителей можно поместить в воспитательные учреждения закрытого типа, если родители с ними не в состоянии справиться. Либо передать под опеку родителей с контролем комиссий по делам несовершеннолетних, где систематически они должны отмечаться.
Другое дело, что учреждения закрытого типа мало отличаются от детского дома, просто подростку выходить оттуда нельзя. Эти учреждения нацелены больше на исправление, чем на наказание. То есть главная их задача - реабилитация и профилактика, чтобы ребенок в дальнейшем не стал закоренелым преступником.
Например, в некоторых штатах США есть высшая мера наказания для несовершеннолетних за нечеловеческие поступки. У нас же 10 лет максимум, что б ты ни сделал до 18 лет. А если негодяю, измывавшемуся над маленькими и слабыми, 17 лет и 11 месяцев? Жаль, что у нас несколько смещены понятия. Для обвиняемых предусмотрен адвокат, презумпция невиновности, присяжные каждого второго оправдывают, общественные организации бегают за судами, за прокурорами, ищут виновных среди них. А кто защитит потерпевшего? Механизм его правовой защиты проработан гораздо слабее. На Западе больше верят потерпевшим. Там если женщина сказала, что ее изнасиловали, значит, виновного обязательно накажут, какой бы высокий пост он ни занимал.
- Как вы относитесь к созданию ювенальной юстиции?
- Без энтузиазма. Чтобы создать еще одну структуру, необходимо набрать штат, выделить место и сформировать бюджет. А это, между прочим, немалые деньги. Лучше, если бы на эти средства построили детские садики, которых сейчас катастрофически не хватает, а также заставили работать уже созданные ведомства по защите прав несовершеннолетних.

Номер выпуска: 
Оцените эту статью: 
Средняя: 5 (1 голос)