Вы здесь

Бензин до осени не подорожает. Так обещают

Сообщение об ошибке

Notice: Undefined variable: o в функции include() (строка 601 в файле /www/vhosts/st-vedomosti.ru/html/themes/bartik/images/bg.jpg).

Бензин до осени не подорожает. Так обещают
Марина Кандрашкина

Вот уж никогда не думала, что бензиновый кризис, недавно разбушевавшийся в России, каким-то образом коснется и нашей семьи. Ведь машины у нас отродясь не было, поэтому о цене того же самого АИ-76 или АИ-95 мы никогда не беспокоились. Ну, повышается стоимость 92 с 22 рублей до 25, нам-то что от этого? Транспортные перевозки стоят чуть ли не последними в списке наценок в магазинах и супермаркетах. Следовательно, о резком скачке цен на продукты речи не ведется. Однако...
Как-то в конце апреля собрались мы в гости к родственникам, живущим в другом районе, и пришли на автовокзал за билетами.
- З00 рублей, - назвал стоимость проезда улыбчивый водитель.
На недоуменный возглас, что буквально месяц назад платили на полтинник меньше, тот только пожал плечами. Мол, а я-то тут причем. Цены на бензин резко подскочили, вот и вынуждены были повысить тариф. Не хотите платить - вылезайте из маршрутного такси.
Да уж, благо, путешествуем мы не так часто, чтобы в отчаянии рвать на себе волосы. Зато, судя по официальной статистике, в Ставрополе каждая четвертая семья имеет личное транспортное средство, и вот как раз им не позавидуешь. На дворе лето, впереди отпуска, и поездка к морю вполне может оказаться под большим вопросом. Но если обычным горожанам это грозит только подпорченным настроением, то у краевых сельхозпроизводителей проблемы куда посерьезнее.
С ростом цен на бензин увеличилась и стоимость ГСМ. Учитывая, что не за горами уборка, где расход топлива наиболее высок, можно понять их тревоги. Стоимость зерна в этом году пока неизвестна, зато коммунальные тарифы и те же горючие материалы уже являются существенной затратной частью для предприятий.
- Хорошо, что мы запаслись топливом немного раньше, и запасов хватит на эту уборку. Нас только это и спасает, - делится председатель СХП колхоз «Мир» Шамиль Алиев. - Если бы брали солярку и бензин по нынешним ценам, вряд ли бы устояли, потому как к началу уборки цены определенно еще взлетят вверх.
Конечно, российское правительство дает десятипроцентную скидку сельхозпроизводителям. Но, как замечают сами хозяйственники, отведенных по льготной цене объемов топлива катастрофически не хватает. И пока чиновники уверяют, что проблема не в количестве, а в том, что некоторые просто не умеют экономить топливо, его приходится докупать наравне со всеми.
Между тем Ставрополье далеко не единственный регион, кто столкнулся с данной проблемой.
«20 литров на машину», «Бензина нет» - таблички с подобными объявлениями стали появляться в различных регионах нашей страны. Первыми на нехватку топлива пожаловались автомобилисты Алтая. Еще в начале мая в Барнауле одна за другой начали закрываться АЗС. А те, что остались на рынке, сбывали топливо небольшими объемами или по заоблачным тарифам - цены подскочили на 5 рублей! Далее забили в набат и Красноярский край, Санкт-Петербург, Воронеж, Новосибирск, Сахалин и т.д.
Да уж, нынешний топливный кризис иначе как комедией абсурда не назовешь. Россия - мировой лидер по добыче нефти. «Черное золото» приносит в федеральный бюджет больше 40% дохода. Но случилось удивительное: «бензиновые реки» вдруг внезапно то ли поскуднели, то ли и вовсе иссякли. Как такое может быть?
Разгневанные водители уповают на то, что кризис - это дело рук крупнейших нефтяных компаний, и явно виден сговор поставщиков сырья. Мол, решили они на общем междусобойчике таким нехитрым способом поживиться на бедных автомобилистах, вот и подняли цены.
Сами нефтяные магнаты открещиваются от подобных обвинений, как черт от ладана, и заявляют, что причиной всему тот факт, что в Центральном федеральном округе четыре нефтеперерабатывающих завода встали на профилактические работы. А АЗС и сами водители подняли бурю в стакане воды.
Учитывая оба мнения, где правда, а где кривда, разобраться довольно сложно. Однако независимые эксперты во главу угла ставят несколько иные факторы. На прошлой неделе свое видение ситуации рассказал журналистам руководитель Управления федеральной антимонопольной службы по краю Сергей Никитин.
Как уверен докладчик, нынешняя стоимость бензина абсолютно адекватная и обусловлена реальными факторами. Ряд проведенных проверок показал, что о сговоре крупных монополистов говорить не приходится. Тогда как же получилась такая цена?
Что ж, следите за связью. По словам докладчика, все началось с волнений на Ближнем Востоке, которые спровоцировали подорожание нефтепродуктов на мировом рынке. Естественно, российские нефтяные компании быстро смекнули, что к чему, и для получения сверхприбыли тут же увеличили объем экспорта за кордон. А когда в одном месте прибавляется, в другом, соответственно, убывает. Следовательно, поставки на территорию РФ заметно снизились, что привело к увеличению оптовой цены тонны нефтепродуктов. Ученые мужи уже тогда поняли, чем это грозит. Но, чтобы не нагнетать панику, отдельные нефтяные компании с участием государственного капитала на своих заправках сдерживали рост цены в рознице. Более низкая цена привела к тому, что объемы продаж увеличились на 30 процентов. Грянул дефицит. И тогда для удовлетворения потребностей клиентов компании были вынуждены проводить дополнительные закупки на торгах и у посредников. В результате тонна 92 бензина дошла до 32 тысяч, а потом и до 34 тысяч рублей. Собственно говоря, за что боролись...
- Если тенденция сохранится и сейчас, то цена будет по-прежнему возрастать, - прогнозирует чиновник и тут же замечает, что паниковать все-таки не стоит. Потому как отличным противоядием для необоснованного роста цен является современное законодательство.
По словам С. Никитина, взаимоотношения антимонопольных служб и нефтяных компаний имеют двенадцатилетнюю историю и ведут отсчет с 1998 года. Тогда управления антимонопольной службы по Санкт-Петербургу и Ставрополю впервые привлекли к административной ответственности фирмы «Лукойл» и «Роснефть» за нарушение порядка ценообразования, наказанием стали штрафы в 200 тысяч рублей.
Капля в море, - скажете вы, читатель? Возможно. Но тогда было главным создать прецедент. Сегодня же сумма штрафов значительно возросла и составляет не определенную сумму, а процент с выручки фирмы. Так, недавно компания «Лукойл» выплатила штраф более 11 миллионов рублей за совершение согласованных действий с «Роснефтью» в 2007 году. И теперь «нефтяным генералам» стоит крепко задуматься, прежде чем совершать несанкционированные действия.
Впрочем, еще один заградительный барьер для роста цен выставило и само правительство РФ. На фоне начавшегося бензинового кризиса с 1 мая 2011 года в России введена повышенная пошлина на экспорт автомобильного топлива. И хотя чиновники говорили об этом шаге как временной и недолгосрочной мере, на минувших выходных премьер В. Путин подписал распоряжение, согласно которому повышенная пошлина на экспорт бензина из России продлена до июля. Ее величина с 1 июня 2011 года составит 415,8 долларов за тонну. Идея проста - отбить желание у нефтяников продавать горючку на мировом рынке, забывая о насыщении топливом российского потребителя. Также в рамках снижения напряженности на рынке был отложен запрет на продажу горючего стандарта Евро-2.
Между тем, помимо принятых мер, чиновники продолжают искать и другие пути решения возникшей проблемы. Так, Федеральная антимонопольная служба выступила с предложением изменить порядок налогообложения, который с повышением мировой цены на нефть предусматривал бы понижение акцизов для российских нефтяных компаний.
- За счет сбалансированной политики - снижения акцизов и повышения экспортных пошлин - наполнить внутренний рынок нефтепродуктами и снизить на них цену. Более того, если цена барреля будет выше 90 долларов - пропорционально снижать акцизы для внутреннего рынка. Таким образом, можно избежать дефицита на внутреннем рынке, - считает С. Никитин.
Однако к рассмотрению соответствующего законопроекта депутаты приступят только осенью. И до этого времени, по мнению чиновника, бензин дорожать не должен, Но и безусловного снижения цен, которое порадовало бы автовладельцев, тоже не предвидится.

Номер выпуска: 
Оцените эту статью: 
Голосов еще нет