Вы здесь

СТАВРОПОЛЮ НЕ БЫТЬ НЕАПОЛЕМ!

Сообщение об ошибке

Notice: Undefined variable: o в функции include() (строка 601 в файле /www/vhosts/st-vedomosti.ru/html/themes/bartik/images/bg.jpg).

СТАВРОПОЛЮ НЕ БЫТЬ НЕАПОЛЕМ!
Марина Андреева

КАК И НЕ БЫТЬ КОМПАНИЯМ, ИСПОЛЬЗУЮЩИМ ДЕНЬГИ ГОРОЖАН НЕ ПО НАЗНАЧЕНИЮ
В начале июня руководители пяти небольших предприятий по вывозу ТБО распространили в СМИ заявление, что в ближайшее время Ставрополю грозит мусорная катастрофа, поскольку они вынуждены прекратить свою деятельность. Причина - руководство ООО «Полигон Яр» отказывается выдавать талоны «без определения учета по количеству принимаемых ТБО для специализированной техники», что повлечет за собой ухудшение экологической обстановки.
НА ГРАНИ МУСОРНОГО ХАОСА
Учитывая, что сегодня у основных мусоровывозящих компаний противоречий по учету захоронений ТБО нет, то позвольте усомниться в том, что городу грозило стать вторым Неаполем. Да и если «бунтари» не будут работать на равных условиях с большинством компаний, пострадают прежде всего они, а не город, так как просто-напросто потеряют свой рынок и клиентов. Тем не менее, шум поднялся неимоверный, к тому же сопровождался он зрелищным шоу.
Дабы показать, что собрались здесь люди серьезные и настроены они не шутки шутить, бастующие от эпистолярного жанра перешли к практическим действиям. Десятки машин с мусором отправились к зданию городской администрации с требованием разобраться в ситуации. Стимулом же для скорейшего разрешения проблемы, по словам очевидцев, стало обещание высыпать мусор прямо под дверьми муниципалитета. А тут еще молва загудела, что повысятся тарифы для населения. Учитывая, что коммуналка и так съедает львиную долю нашего бюджета, к бунтарям присоединились и простые обыватели. Справедливо замечая, мол, вы воюете, а почему страдать должны мы?
В общем, весь этот запутанный клубок и предстояло расплести чиновникам, чем они, собственно, и занимались на прошлой неделе. Так, в комитете Думы Ставропольского края по экономическому развитию, торговле, инвестициям и собственности под председательством Бориса Оболенца прошел круглый стол по сложившейся конфликтной ситуации. Чтобы решить проблему цивилизованным путем, депутаты пригласили руководителей, находящихся по обе стороны баррикад, за стол переговоров. Мнения о том, как жить и работать дальше, звучали на нем самые разные.
Мусоровывозящие компании требовали изменить схему учета объемов ТБО. Ставропольское управление антимонопольной службы кивало им головой в такт, говоря о недопустимости и незаконности применения коэффициента. Руководитель же «Полигон Яра» Е. Гнедых уверял собравшихся, что должен существовать баланс количества образованных в городе ТБО с количеством ТБО, захороненных на полигоне.
В итоге компромисс худо-бедно, но был найден. Все стороны пришли к выводу о целесообразности расчета тарифов по весу, а не объему отходов, что в дальнейшем избавит участников «мусорного» бизнеса от возникновения подобных ситуаций. Сказано - сделано.
Сегодня ООО «Полигон Яр» уже установил весы на своих площадках, началась подготовка к переходу учета мусора от кубометров к тоннам. Однако, как уверен Евгений Гнедых, конфликт на этом не исчерпан, и ситуация будет повторяться снова и снова. Почему? Чтобы разобраться в таких пессимистических прогнозах и посмотреть на проблему не только со стороны мусоровывозящих организаций, мы встретились с руководителем полигона на месте.
МУСОР ВАШ, А ДЕНЬГИ НАШИ
К слову, замечу, в ряде СМИ, когда разгорелся весь этот сыр-бор, проскальзывали реплики, мол, руководство «Полигон Яра» либо вовсе скрывается, либо не идет на контакт, не считая нужным объяснить свою позицию. Однако вот что удивительно. Стоило позвонить руководителю предприятия, как мы сразу же получили согласие встретиться.
- Приезжайте, мне скрывать нечего и незачем, - заметил Евгений Анатольевич. - Я не боюсь смотреть в глаза людям.
И первое, что посчитал нужным сделать наш собеседник, так это ввести в курс дела, как сегодня, с его точки зрения, складывается ситуация с мусором в городе в целом. А выглядит она следующим образом.
В Ставрополе проживает 350 тысяч человек, и каждому из нас определены нормы накопления мусора. Для жителей частного сектора они составляют 3,3 кубометра в год, для муниципального сектора - 1,65. Учитывая, что эти две позиции сегодня в городе примерно одинаковы, получается, что средневзвешенная норма равна 2,5 кубометра в год на человека. Теперь умножим эти показатели на численность всего города. Получим, что 875 тысяч кубометров мусора образует только население. А ведь есть еще предприятия и организации, которые тоже не по воздуху ходят. Следовательно, прибавим сюда еще тысяч 350 мусорных кубов. Итого - 1 млн 200 тысяч кубов ТБО ежегодно производит Ставрополь. Правомерны ли эти цифры, можно спорить до бесконечности. Однако они подтверждены краевым законодательством. Да и если здраво рассудить, все мы ходим в магазины, покупаем продукты, делаем ремонты в квартирах, пользуемся мусоропроводом и т.д. В общем, отходы, так или иначе, появляются, и от них нужно цивилизованно избавляться. И как раз для этих целей у нас существует городской полигон по захоронению ТБО - ООО «Полигон Яр». На данных площадках сегодня утилизируется 800 тысяч тонн мусора.
Куда деваются остальные 400 тысяч, непонятно. Ведь, судя по тарифам, население платит за утилизацию куда большего количества отходов. И если они не поступают на единственную в Ставрополе площадку, следовательно, их нет? Тогда назревает вопрос: почему мы платим за воздух, и давайте сделаем перерасчет. Логично? Вполне.
Вот только, по словам Е. Гнедых, никто из управляющих или мусоровывозящих компаний сегодня не пойдет на подобный шаг. Потому как кубометры более чем реальные. В деле «о пропавшем мусоре» проблема кроется в другом: в цепочке «народ - мусоровывозящие компании - утилизация» среднее звено стало тянуть одеяло на себя, пытаясь обхитрить начальное и конечное звенья. Как это возможно? Благодаря тому же техническому прогрессу.
- Раньше в один кузов машины помещалось 20 баков с мусором. Водитель привозил нам ТБО на площадки, покупал на данное количество талон, и никаких проблем не было. По такому принципу мы работаем 12 лет со всеми нашими партнерами, и данная система расчета ни у кого не вызывала нареканий, - рассказывает руководитель полигона. - Проблемы начались совсем недавно. Новоиспеченные компании, появившиеся на рынке, приобрели современные машины с задней загрузкой, которые для увеличения рентабельности перевозок имеют механизмы уплотнения. То есть если обычная техника без данных функций собирает 20 бачков, то в современный аналог с коэффициентом «9» их поместится 180. Поэтому я пригласил руководителей мусоровывозящих компаний и предложил им комиссионно определить количество ТБО, поступающих на полигон из таких машин, а потом учтенные объемы перевести в договорные отношения. Однако некоторые из компаний, например ООО «Экосистема», предпочли пойти другим путем, распространяя слухи и панику о повышении тарифов, как для них, так и для населения, - говорит Е. Гнедых.
Между тем директор предприятия уверен, что повышения цен для населения не произойдет, и аргументирует свое мнение следующим:
- В тариф для городского населения изначально заложены две позиции: не только за вывоз ТБО, но и на захоронение мусора. С каждого оплаченного куба на эти цели, согласно постановлению РТК, уходит 60,2 рубля. По идее, данные средства должны идти утилизирующему предприятию. Однако деньги до «полигона» не доходят, оседая в мусоровывозящих компаниях. Позже они по различным схемам выводятся на подставные счета и карты, а дальше идут в неизвестном направлении. Поэтому говорить о повышении тарифов не приходится.
ОБЪЕДИНЕНИЕ - ЛУЧШИЙ СПОСОБ ПОМИРИТЬСЯ
В общем, как видите, точку в этой истории ставить еще преждевременно. Как сделать так, чтобы от всех этих проблем не страдали простые обыватели? Е. Гнедых уверен, что единственно верным и правильным способом в этом случае станет создание крупного мусороперерабатывающего комплекса, на базе которого по прозрачным схемам работали бы все подразделения, используя средства граждан по целевому назначению.
К тому же предпосылки для движения в этом направлении есть. Сегодня предприятие рассматривает проект решения экологической переработки мусора в Ставрополе, где одной из приоритетных задач стало строительство современного, выполненного по европейским стандартам качества, мусороперерабатывающего комплекса. Цена вопроса - 150-152 миллиона евро. На сегодняшний день подтверждено со стороны инвесторов 80 процентов необходимых средств, определены типы и марки оборудования, которые будут применяться в этом комплексе. Например, одним из ноу-хау станет размещение на улицах не одного, а нескольких мусорных контейнеров, предназначенных для разного вида отходов.
План проекта и его техниче¬ское обоснование уже отправлены руководством «Полигон Яра» на рассмотрение в администрацию города. В целом при положительном ответе строительство займет около трех лет.
- Честно говоря, мне все равно, наш ли полигон станет этой главной площадкой, на которой будет держаться вся система, или власти простроят завод на другой территории. Важно это сделать. Мы бы могли начать строительство и без согласия властей, но не хотим, чтобы детище повторило судьбы своего кавминводского предшественника, когда построи¬ли мусороперерабатывающее предприятие, а оно стоит без дела или работает и не в полную мощность, - замечает руководитель. - Понятно, что куда дешевле вырыть яму, зарыть туда отходы за 20-30 рублей и положить эти деньги в карман. Но тогда о какой экологической безопасности мы можем говорить?
Что ж, ответа на вполне разумное предложение от чиновников пока не последовало. Зато вдруг началась эта самая возня. Случайность? Хочется верить, что да. Вот только настораживают разговоры депутатов о новых муниципальных площадках для вывоза мусора. Хотя, если здраво рассуждать - ну, появится в городе еще одна площадка, потом другая, третья. Однако Ставрополь растет, рано или поздно свободные территории закончатся, и как же быть тогда? Полумеры еще никогда не избавляли нас от проблем, а, наоборот, делали их еще весомее.
Между тем руководство не собирается опускать руки, говоря, что и дальше будет бороться, прежде всего, за интересы горожан. И, благо, опыт в таких поединках уже есть. Когда ООО «Полигон Яр» только пришел на ставропольские земли, прямо скажем, ему досталось тяжелое наследство.
- Это был Чернобыль в миниатюре, - вспоминает Е. Гнедых, - который постоянно выбрасывал в атмосферу чуть ли не всю таблицу Менделеева. Выбросы диоксидов и тяжелых металлов, дым и туман застилали весь город. Нам говорили, что мы никогда не сможем ликвидировать очаги возгорания на полигоне, поскольку глубина залегания старых отходов достигала пятидесяти метров.
Однако предприятие справилось с поставленными задачами, и сегодня полигон не имеет ни малейшего задымления, его деятельность соответствует всем экологическим и санитарным нормам и правилам. В общем, трудности здесь умеют преодолевать. Жаль только, что избегать их никак не получается. Причины? Догадайтесь сами...

Автор: 
Номер выпуска: 
Оцените эту статью: 
Голосов еще нет