Вы здесь

«ГОРОД, КОТОРЫЙ ЛЮБЛЮ»

Сообщение об ошибке

Notice: Undefined variable: o в функции include() (строка 601 в файле /www/vhosts/st-vedomosti.ru/html/themes/bartik/images/bg.jpg).

«ГОРОД, КОТОРЫЙ ЛЮБЛЮ»
Валерия ПЕРЕСЫПКИНА

Так называется один из устных рассказов заслуженного работника культуры России, искусствоведа, писателя, автора и исполнителя Бориса Розенфельда, который он посвятил городу-курорту Кисловодску. В этом году исполняется 50 лет, как Борис Матвеевич служит культуре Кавказских Минеральных Вод.
Давно известно, что в каждом небольшом городе есть люди, которых знают все. Вот такой и он - Борис Розенфельд. Кто-то его любит, уважает, называет «летописцем Кисловодска» и «ходячей энциклопедией», кто-то, наоборот - не воспринимает, более того, считает «городским сумасшедшим». Но то, что Бориса Матвеевича знают все жители города-курорта, бесспорно, и не раз проверено. К примеру, коллекционер из Тамбова Николай Никифоров проверял известность человека так: писал письмо (как у Горького - «На деревню дедушке») с таким адресом - «Кисловодск, Розенфельду». Если письмо дошло, то все нормально, если вернулось назад, значит, с этим человеком не стоит иметь дело. До Бориса Розенфельда то письмо дошло. Еще один показатель его популярности то, что, когда Розенфельд идет по Кисловодску, с ним постоянно здороваются даже лично не знакомые ему люди.
КИСЛОВОДСК
«Я счастливый человек, - говорит Борис Матвеевич, - потому что переехал в Кисловодск». Уроженец Новосибирска не любит вспоминать родной город и из-за жуткого холода, когда идешь по улице и ничего не видишь, потому что, замерзли очки, и из-за того, что, когда Борису шел пятый год, арестовали и расстреляли его отца. Мальчик остался с матерью, работавшей в библиотеке, и дедом - известным скрипачом и дирижером. Окончив театральную студию, стал работать на эстраде - сам сочинял и исполнял фельетоны, сценки, куплеты. И вот тогда в его жизни появился Кисловодск, куда он приехал совершенно случайно, был буквально очарован «городом солнца и нарзана» и остался здесь навсегда - вместе с мамой, женой и 90-летним дедом. Живописный портрет любимого деда - Якова Моисеевича Гершевича - висит в кабинете Бориса Розенфельда на самом видном месте, а все остальные стены до потолка заняты полками с книгами.
Об истории, архитектуре, уникальной природе, гидроминеральных ресурсах, лечебно-оздоровительной базе и культуре Кисловодска Борис Матвеевич, похоже, знает все. И когда он увлеченно рассказывает о любимом городе, и жители, и гости курорта узнают немало интересного и познавательного. Окунемся на время и мы в уникальное прошлое этих благословенных мест.
Нарзан, являвшийся и являющийся сейчас центром притяжения к благодатному району, издавна был популярным и почитаемым. Археологи и краеведы, как утверждают авторы интереснейшего и шикарного издания «Архитектура старого Кисловодска» (ООО «Издательство «СНЕГ», 2006 г.) Сергей Боглачев и Сергей Савенко, выявили и учли сотни древних и средневековых памятников, относящихся к огромному периоду, начиная с V-IV тысячелетия до нашей эры. Российская история Нарзана и ее первый научно-исследовательский период начался в 1784 году, когда доктор медицины Якоб Рейнеггс посетил кислый источник и испытал его действие на больных солдатах. За условную же дату освоения знаменитого россий-ского города-курорта Кисловодска принято считать начало строительства Кисловодской крепости в 1803 году. Одна из ее мощных стен и поныне входит в комплекс кисловодского историко-краеведческого музея «Крепость». В процессе развития за эти более чем два столетия город накопил большое и разнообразное культурное наследие, не случайно он еще в 1970 году был внесен в Первый государственный перечень исторических городов России. Более 350 памятников истории, археологии, архитектуры и искусства находятся в настоящее время на государственном учете и охране. Вот только некоторые из них - самые знаменитые.
ДОМА И ЛЮДИ
Старейшим и оригинальным зданием Кисловодска является желтокаменная Нарзанная галерея, построенная в начале Курортного парка у самого источника более полутора веков назад. Это мощное сооружение, напоминающее рыцарский замок, оберегает главное сокровище курорта - кисловодский Нарзан. Позже, опять-таки по проектам братьев Бернардацци, на Курортном бульваре были построены причудливые здания Нарзанных ванн. А с начала XIX века в Кисловодске стали возводиться здания гостиниц, пансионов, дач и ресторанов. Все они отличались необычной архитектурой, иногда в восточном стиле, а иногда в модном в то время стиле «модерн».
Одним из наиболее красивых сооружений курорта, своеобразной «визитной карточкой» города и в наши дни считается белоснежная Колоннада. В конце XIX века на восточной набережной реки Ольховки, напротив Казенного ресторана находилось небольшое деревянное здание кофейни, столики которой стояли прямо в парке. После сильного наводнения 1890 года рядом был построен деревянный пешеходный мостик, замененный позже бетонным однопролетным. А уже в начале XX века по решению тогдашнего министра торговли и промышленности Тимашева Управление КМВ отдало кофейню в аренду богатому москвичу Вострякову, с условием построить на этом месте капитальное здание по проекту архитектора Семенова. В законченном своем виде, это и была Колоннада, здание было открыто к летнему сезону 1914 года. Кофейня Вострякова получила тогда название «Парк». С той поры многое изменилось как в самом Кисловодске, так и в конструкции, и «наполнении» знаменитой Колоннады. Чего здесь только не было! Ресторан при НЭПе, казенная диетическая столовая, внутри Колоннады соорудили нарядную клумбу, потом фонтан. В последние годы здесь устроены торговые ряды. Менялись как перчатки хозяева здания, Колоннада приходила в упадок, ветшала, разрушалась... Но несколько лет назад главной достопримечательности города-курорта, можно сказать, повезло: ее взяли в долгосрочную аренду известные бизнесмены, владельцы торгово-производственного объединения «Фудстар» Геннадий Измайлов и Венера Хачирова. И Колоннада, благодаря приглашенным из Санкт-Петербурга реставраторам, засияла первозданной красотой. «Среди коммерсантов, - считает Борис Матвеевич, - очень мало таких людей, как Измайлов и Хачирова. Людей неравнодушных к родному городу, образованных, патриотов, болеющих душой и старающихся сделать Кисловодск лучше и краше».
Кисловодск вполне можно назвать «городом легенд». Какое здание ни возьми, у каждого - своя неповторимая история. Будь то уникальный «Замок коварства и любви», дом Агафонова, а ныне театр-музей «Благодать», «Белая вилла» художника Ярошенко - сейчас его Мемориальный музей-усадьба, дома Шайкина-Мерлини - санаторий Жемчужина Кавказа», особняк архитектора Ходжаева - Детская художественная школа, дача доктора Барта - корпус Военного санатория. Немало пережил за последнее столетие и возрождается к жизни златоглавый Свято-Никольский собор. Еще одна «визитная карточка» Кисловодска - это архитектурный ансамбль Курзала из желтого кирпича и местного камня, который открылся в 1896 году. В Курортном зале проходили концерты, оперные и драматические спектакли с участием таких знаменитостей, как Комиссаржевская, Качалов, Шаляпин, Собинов, Нежданова, Обухова, Плевицкая, Вяльцева, Маттиа Баттистини и многие другие. Тогда же был создан симфонический оркестр, которым дирижировали Глазунов, Ипполитов-Иванов, Сафонов. Нынче здесь расположилась Государственная филармония на Кавминводах, которая имеет два концертных зала - старинный имени Сафонова и современный имени Скрябина. В 1965 году в филармонии открылся Музей музыкальной и театральной культуры, основателем и директором которого в течение 40 лет тоже был наш герой - Борис Розенфельд.
«Задумывался он как музей истории госфилармонии на КМВ, - рассказывает Розенфельд, - но постепенно началась исследовательская работа. Этот музей отличался от других тремя особенностями: был бесплатным, за 40 лет здесь прошло 360 «театральных суббот», и на основе собранных материалов (более 40 тысяч единиц хранения - письма, документы, фотографии, ноты) у меня родилось 17 книг». В гостях у Розенфельда побывали такие российские деятели культуры, как Кабалевский, Ростропович, Баснер, Танич, Кобзон, Жванецкий, Эдита Пьеха, Эсамбаев и многие другие. И большинство из них становились его друзьями, недаром одну из своих книг Борис Розенфельд так и назвал - «Мои друзья - мое богатство». Но это гости города-курорта. А сколько в Кисловодске живет замечательных людей - патриотов, которые очень многое делают для того, чтобы сохранить историю и сделать город более комфортным для проживания. Борис Матвеевич может говорить об этих людях бесконечно. Это, к примеру, шестикратный лауреат премии имени Лопатина, журналист и писатель Анатолий Красников, почетный гражданин города Кисловодска, бывший первый секретарь горкома партии (с 1985 по 1989 годы) Николай Земцев, который водил по музеям все начальство из Москвы, за четыре года сделал курорт самым чистым и красивым в крае, гордился Кисловодском, а город гордился им. Сейчас, к сожалению, о городе-курорте можно лишь сказать словами заслуженного артиста РФ, писателя-сатирика Георгия Терикова, который на днях подарил Борису Розенфельду свою книгу «Звездные встречи», написав на первой странице:
«Наш Кисловодск, каким ты был - и умным, и пригожим.
Я б и сейчас тебя хвалил, но истина дороже.
Шагнул ты в XXI век, но странная картина:
Не видно ни библиотек, ни книжных магазинов.
Дороги вдрызг, повсюду грязь - от центра до окраин.
Когда же, наконец, у нас появится Хозяин?!»...
ШАЛЯПИН
Борис Розенфельд, несмотря на свои 77 лет (вот уж никогда этого не скажешь, общаясь с ним), по-прежнему почти каждый вечер проводит творческие встречи, вечера устных рассказов в санаториях, музеях Кисловодска, пишет и публикует статьи и книги. За 50-летний творческий путь им напечатано более 350 публикаций в газетах и журналах. А в прошлом году вышел его уникальный, шикарно иллюстрированный труд - книга очерков о жизненном и творческом пути великого русского артиста «Шаляпин на Кавказе» (ООО «Издательство «СНЕГ»), которому Розенфельд отдал 40 лет жизни. Четырнадцатая глава книги называется «Дача Шаляпина (История одной мистификации)». О чем речь? Все о том же - о сохранении наших культурных ценностей.
Шел 1969 год, и дача Ушаковой, построенная в стиле «модерн» по проекту архитектора Ходжаева в 1902-1903 годах и «принимавшая» в 1917 году Шаляпина с семьей, подлежала сносу. Находилась она на территории санатория имени Семашко (Министерство здравоохранения Украины) и «мешала» строительству нового корпуса здравницы. На защиту исторического памятника, в котором, как оказалось, потолки были расписаны известным русским художником, другом Шаляпина Константином Коровиным, а камин выложен по проекту мировой знаменитости, художника-философа Николая Рериха, - встали краевед Евгения Польская и искусствовед Борис Розенфельд. Их «разгромная» статья в «Кавказской здравнице» осталась без ответа. Однако помог побывавший тогда в Кисловодске главный редактор журнала «Крокодил» М. Семенов. В журнале вышел фельетон, через некоторое время второй, и здание, в котором была рабочая столовая, передали городу. Было решено открыть здесь музей, так как именно в этом особняке Федор Иванович жил с 23 июля по 21 сентября 1917 года с женой Марией Валентиновной и двумя дочерьми Мариной и Марфой. Меньше всего это был отдых и лечение. Шаляпин дал на Кавминводах немало концертов, последний из которых прошел с большим успехом в кисловодском Курзале в конце августа 1917 года. И в этой же главе Розенфельд признается, что не было ни расписанного Коровиным потолка, ни камина, выложенного по проекту Рериха. Все это придумали тогда, в 1969 году, авторы статьи, чтобы спасти чудесный образец зодчества - прекрасный особняк, гармонично вписанный в кисловодский ландшафт. И ведь спасли. Ныне литературно-музыкальный музей «Дача Шаляпина» известен как в стране, так и за рубежом. Здесь на знаменитые «Шаляпинские сезоны» собираются великие артисты и все, кто неравнодушен к российской культуре. Музей, возглавляемый активным и увлеченным человеком, заслуженным работником культуры РФ Ольгой Красниковой, ведет огромную исследовательскую и просветительскую работу. Но это уже совсем другая история... А Борис Розенфельд пишет сейчас новую книгу - о Есенине.

Номер выпуска: 
Оцените эту статью: 
Средняя: 5 (1 голос)