Вы здесь

И ПЛАТИТЬ БЫ РАДЫ, ДА БАНКУ ЭТОГО НЕ НАДО

Сообщение об ошибке

Notice: Undefined variable: o в функции include() (строка 601 в файле /www/vhosts/st-vedomosti.ru/html/themes/bartik/images/bg.jpg).

И ПЛАТИТЬ БЫ РАДЫ, ДА БАНКУ ЭТОГО НЕ НАДО
Ирина ПОСТОВАЯ

Беда не приходит одна, гласит известная русская пословица. Это высказывание как нельзя лучше подходит к ситуации, в которой оказались обратившаяся в редакцию «Ведомостей» жительница краевого центра Любовь Макаренко и ее близкие.
В канун 2010 года был убит и ограблен сын женщины. Трагедия перевернула всю жизнь и его пожилых родителей, и детей. По мнению Любови Тимофеевны, виновные в этом ужасном преступлении до сих пор так и не понесли заслуженного наказания, не расследовалось должным образом и дело о грабеже. А тут еще и с наследством - оставшейся после сына ипотечной квартирой - серьезные проблемы. Но обо всем по порядку.
Сергей Макаренко был для своих родителей, как говорят, свет в окошке: не только был отличным семьянином, любящим сыном, но и заботился о своих родителях, помогал материально.
В Москву, жить и работать, он отправился почти десять лет назад. В столице мужчина занялся бизнесом - открыл склад детских игрушек. После кризиса 2009 года перепрофилировался - стал работать в околотаможенной сфере. Трудился Сергей с утра до ночи. Не раз он говорил матери, что по-другому в столице просто нельзя - нужно работать, насколько позволяют силы. И работал, причем весьма успешно.
В 2007 году он взял в кредит по ипотеке двухкомнатную квартиру в г. Одинцово Московской области. Между С. Макаренко и ОАО «МДМ Банк» был заключен договор на получение 161 тысячи долларов на срок до 12 октября 2022 года. Понятное дело, что банк, предоставивший ему такую солидную сумму, получил серьезные гарантии того, что Макаренко - серьезный партнер.
В общем, дела у коммерсанта шли неплохо. Несчастье пришло, когда его совсем не ждали. В декабре 2009 года мужчину убили. Как было установлено в ходе следствия, один из преступников раньше работал у предпринимателя. Мотивом убийц была обыкновенная жажда денег. По свидетельствам родных и друзей, в тот момент у предпринимателя была в наличии крупная сумма денег, порядка полутора миллионов рублей. На них он собирался купить магазин в г. Геленджике.
- Расследование дела об убийстве, - рассказывает Любовь Макаренко, - было чрезмерно запутанно. Не знаю, может, это сделано с целью выгородить преступников, но, во всяком случае, в материалах дела множество нестыковок. В итоге мы до сих пор не можем добиться справедливого приговора. Виновные по делу о грабеже вообще не установлены, хотя прошло уже столько времени.
Так что на старости лет убитые горем родители вынуждены метаться между Ставрополем, где они живут, и Подмосковьем, где произошло преступление, в поисках правды и справедливости. Пока им ничего добиться не удалось.
И вот теперь ко всем этим проблемам добавилась еще одна. Как было сказано выше, в 2007 году С. Макаренко получил кредит в «МДМ Банке» для приобретения ипотечной квартиры. С момента ее покупки и вплоть до своей смерти он своевременно выполнял взятые на себя обязательства по возврату кредита и уплате процентов.
Через несколько дней после убийства, когда миновали новогодние праздники, сын С. Макаренко отправился в банк и рассказал там о случившемся. Его выслушали и заверили, что семья может спокойно вступать в наследство. Согласно нотариальному свидетельству, наследниками С. Макаренко являются его мать и отец, а также четверо детей. Когда наследство откроется, в банке определят, как дальше быть: то ли производить оплату будет кто-то один, то ли все наследники вместе.
В марте 2010 года Л. Макаренко вместе с внуком снова побывали в банке. Там уверяли, что ситуация не изменилась. Но, так как вступление в наследство несколько затягивалось, попросили предоставить справку от нотариуса о числе наследников.
Справка в банк была отправлена. В один из последующих своих приездов в Подмосковье Любовь Макаренко перечислила в «МДМ Банк», в счет погашения кредита, 300 тысяч рублей. Деньги поступили на счет ее сына. Однако через несколько дней женщине позвонили из банка и сказали, что наследники не могут дальше платить по кредиту, так как они - «проблемные». 300 тысяч вернули обратно.
Добиться того, чтобы семье все-таки разрешили дальше платить по кредиту, не удалось. А вскоре «МДМ Банк» обратился в Одинцовский городской суд с исковым заявлением. В нем он потребовал взыскать задолженность по кредитному договору и обратить взыскание на заложенное имущество - квартиру.
В исковом заявлении значится, что ответчик, а в качестве такового указана Л. Макаренко, неоднократно нарушал обязательства по возврату основного долга и начисленных за пользование кредитом процентов. В связи с этим 17 июня 2010 года женщине была направлена телеграмма с требованием о досрочном возвращении кредита. Сделать это Любовь Тимофеевна должна была в течение пяти рабочих дней с момента получения письма. Так как у пенсионеров, естественно, такой суммы нет, банк обратился в суд.
Примечательно, что телеграмма о возвращении кредита отправлена ответчице в июне 2010 года. А ведь на тот момент она еще и не вступила в наследство. Свидетельство о праве на него Л. Макарова и ее близкие получили только 28 октября 2010 года, то есть более чем через четыре месяца после телеграммы.
Пенсионерка с позицией банка не согласилась и подала встречный иск о понуждении заключить договор с наследниками. В нем, в частности, говорится, что, согласно законодательству, «лица, которые приобрели заложенное по договору об ипотеке имущество в порядке наследования, становятся на место залогодателя и несут все обязанности последнего по договору об ипотеке, включая и те, которые не были надлежаще выполнены первоначальным залогодателем».
Наследники умершего С. Макаренко готовы выполнять обязанности по уплате кредита за 2010 год и далее в соответствии с графиком погашения задолженности. То, что банк не принял платеж от них, на их взгляд, является злоупотреблением правом. Ответчик уклоняется от получения денег, игнорируя ст. 38 ФЗ «Об ипотеке».
Вот такая ситуация. Рассматривать дело первоначально должны были в Ставропольском краевом суде. Однако, так как в Одинцово в это же самое время рассматривается иск наследников в адрес страховой компании, все материалы по спорной ипотечной квартире передали туда же.
Суд и поставит точку в этой истории.
- Мы хотим и можем и дальше расплачиваться за квартиру. Старший внук работает, поможем ему и мы, бабушка и дедушка, а также опекуны остальных детей Сергея, - говорит Л. Макаренко.
И еще, на момент покупки спорная квартира стоила шесть миллионов девятьсот тысяч рублей. А ко времени подачи банком искового заявления рыночная стоимость ее выросла до семи миллионов двухсот пятидесяти тысяч. Время идет, а цены на жилье в Подмосковье не уменьшаются. Так что на сегодняшний день жилплощадь неподалеку от столицы только дорожает.
При всем этом квартира вряд ли была бы лишней для детей убитого С. Макаренко. Решать жилищный вопрос придется со временем всем.

Номер выпуска: 
Оцените эту статью: 
Голосов еще нет