Вы здесь

ИДЕИ ЯКОВА АБРАМОВА АКТУАЛЬНЫ И СЕЙЧАС

ИДЕИ ЯКОВА АБРАМОВА АКТУАЛЬНЫ И СЕЙЧАС
Валерия ПЕРЕСЫПКИНА

В конце августа на имя известного ставропольского ученого - доктора филологических наук, профессора Ставропольского госуниверситета, члена Союза российских писателей Вячеслава Головко пришло письмо от Международного швейцарского издательства «КТО ЕСТЬ КТО В РОССИИ» (Who is Who Verlag fur Personenenzyklopadien AG), где было написано, что в Пятом издании энциклопедии опубликована его биография.
Солидные тома энциклопедии (Международное издательство по каждой стране отдельно) издаются в Германии. В России книга поступает в 10 центральных библиотек, а заказать через Интернет ее может любой. Заведующий кафедрой истории русской и зарубежной литературы СГУ Вячеслав Головко, как автор более 270 научных работ, книг, монографий, статей, известен и в нашей стране, и за рубежом. Достаточно сказать, что несколько его книг можно найти в электронном каталоге библиотеки Конгресса США. Ставропольцам хорошо знакомы его двухтомник «Виктор Боков в школе: Книга для учителя» и уникальный объемный труд «Через Летейски воды...»: Марина Цветаева в воспоминаниях, письмах и документах». Ну а в международную энциклопедию «КТО ЕСТЬ КТО В РОССИИ» наш земляк попал за значительный вклад в современную гуманитарную науку и за разностороннюю педагогическую и культуротворческую деятельность. Чем же сегодня занимается ученый? Что сейчас находится в центре его внимания?
- Сегодня университетская наука играет большую роль, - начинает рассказ Вячеслав Михайлович, - поскольку пути инновационного развития России непосредственно связаны с развитием фундаментальной прикладной науки. Я вижу свою задачу в том, чтобы в современный социокультурный контекст вошло культурно-историческое наследие. Это нужно в целях дальнейшего развития Российской Федерации, и особенно - для возрождения имен наших знаменитых земляков. Вот одно из них - Яков Васильевич Абрамов (1858-1906). Вдохновенный писатель, публицист-просветитель, всецело подчинивший себя и свое творчество целям мирного прогресса России. Имя Абрамова присутствует и в российских, и мировых энциклопедиях, его деятельность в конце XIX века стала явлением общенационального значения. А на своей малой родине он практически неизвестен абсолютному большинству людей. В Ставрополе нет ни улицы, носящей его имя, ни мемориального знака, увековечивающего память о человеке, оказавшем большое влияние на общественное сознание одной из самых сложных, «переходных» эпох русской истории, ни дома-музея писателя. Не установлено и место захоронения Якова Абрамова: его могила затерялась на одном из старых ставропольских кладбищ, где он был похоронен ровно 105 лет назад - 18 сентября 1906 года.
Почему же о нем не знают жители краевого центра? Хотя современники высоко ценили его как литератора и общественного деятеля, равного которому среди вошедших в историю страны и ее культуры коренных ставропольцев не так уж и много. А по сути дела, их всего трое: Яков Абрамов, Герман Лопатин и Илья Сургучев. Ответ очень простой. Его до сих пор считают народником, во всех энциклопедиях он представлен как «идеолог малых дел», его теорию мирного прогресса России критиковали многие, в том числе и Ленин. А потом, в результате напряженной борьбы либеральных народников с теоретиками марксистского толка, его имя и вовсе было вычеркнуто из истории России на весь XX век. И только сейчас мы начинаем понимать подлинные масштабы этой личности. Совсем скоро в одном из московских издательств выйдет большой труд «Яков Васильевич Абрамов в истории культуры и общественной жизни России», где известные ученые развенчивают устоявшееся в советское время ошибочное мнение о ставропольском писателе, который на самом деле был, как считал Салтыков-Щедрин, поистине властителем дум целого поколения русской интеллигенции. В моем предисловии к книге под названием «Общественно-литературная деятельность Я.В. Абрамова в контексте «большого исторического времени» дается анализ его литературного и публицистического наследия.
В фондах Государственного архива Ставропольского края сохранились документы департамента полиции, содержащие сведения о том, что Яков Абрамов был постоянно под негласным надзором полиции с 1879 года (когда ему было чуть больше 20 лет) и до последних дней жизни. Вот только несколько моментов из его жизненного и творческого пути, который характеризуется кардинальными изменениями и неожиданными поворотами. Из шестого класса Ставропольской мужской гимназии юный Абрамов, не поладив с консервативно настроенными «наставниками», перешел в Кавказскую духовную семинарию. Окончив ее, уехал в Петербург, поступил в Медико-хирургическую академию, где в 1878-79 годах, подобно тургеневскому Базарову, изучал естественные науки и «хотел держать на доктора». В рассказе «Механик» (1881), в котором, как и во всех художественных произведениях Якова Абрамова, много автобиографического материала, писатель поведал о том, что «голод и болезнь» заставили его покинуть академию и вернуться в Ставрополь. А в 1880 году он вновь приехал в Петербург и сразу же включился в литературную работу. Салтыков-Щедрин, бывший в то время главным редактором лучшего демократического органа - журнала «Отечественные записки», прозорливо разглядев в молодом писателе «талантливого», «толкового человека», предложил ему сотрудничество в своем издании.
Дальнейшая литературная работа Якова Абрамова в столичных журналах и газетах способствовала тому, чтобы внимание российского общества концентрировалось на самых важных, значительных для социального и культурного прогресса страны проблемах. О том, какое «глубокое впечатление» производили на читателей абрамовские статьи, брошюры и книги, исполненные «мыслей о народе... заботой и попечением о нем» можно судить по мемуарам Х. Алчевской «Передуманное и пережитое», где она вспоминает о большом успехе брошюры Абрамова «Частная воскресная школа в Харькове и воскресные школы вообще», представленной на Всемирной Парижской выставке 1889 года. А также многие высказывания Льва Толстого и других столпов российской литературы и публицистики. Уже первые оригинальные произведения писателя - «Бабушка-генеральша», «Мещанский мыслитель», «Механик», «Среди сектантов», «Корова», «Ищущий правды», «Как мелентьевцы искали воли», «В степи», «Хлудовщина», «Босая команда» и другие, печатавшиеся на страницах демократических («Отечественные записки», «Дело») и либеральных изданий («Устои», «Слово»), свидетельствовали о том, что в качестве главной своей цели он рассматривал изучение «воли массы», особенностей национального развития. «Будущность России» Яков Абрамов связывал с уяснением факторов развития народной жизни в условиях капитализма, усиливающегося расслоения русского общества, с познанием «силы и способности русского народного духа», «умственной деятельности русского народа», его способности «к творчеству новых форм жизни». В забытой сейчас статье «Малые и великие дела» Абрамов наметил целую программу работы интеллигенции, «посвятившей свою жизнь служению народу». Находясь под обаянием его идей, тысячи молодых людей шли работать народными учителями, деревенскими врачами, агрономами, техниками и т.д.
В 1890 году, находясь на пике литературной, публицистической и просветительской славы, Яков Абрамов возвращается в Ставрополь. Здесь он активно включается в работу Ставропольской городской думы в качестве гласного, постоянно печатается в газетах «Северный Кавказ» и «Приазовский край», поддерживает деятельность «Общества для распространения народного образования». При этом он продолжал публиковаться в столичной прессе, выпускал научно-популярные книги и брошюры. Много внимания Абрамов уделял также совершенствованию местного управления, привлекал внимание общества к вопросам внутренней и внешней политики. Как писал один из жандармских чинов в очередном донесении, Я.В. Абрамов «являлся руководителем всех антиправительственных проявлений». Первая городская библиотека была открыта благодаря стараниям нашего земляка, который в журнале «Русская школа» вел в 1890-1905 годах «Хронику народного образования» и «Хронику народных библиотек». Такие же народные библиотеки стали открываться по всей стране. Абрамов является также одним из основателей (задолго до Горького) знаменитой серии «ЖЗЛ». Для этой серии он написал семь книг, пять из которых (о Стэнли, Колумбе, Фарадее, Каразине и Франклине) находятся в Ставропольской краевой универсальной библиотеке имени Лермонтова.
И еще один важный момент. В 2008 году в Ставрополе прошли Первые Абрамовские чтения, посвященные 150-летию со дня его рождения. Теперь они проходят каждый год, и ставропольские ученые и литераторы постоянно находят что-то новое, открывающее неизвестные грани этой крупной фигуры в общественно-литературном движении России конца XIX - начала XX столетий. Недавно ведущий археограф ГАСК Елена Громова обнаружила в фондах архива обращение граждан города Ставрополя, относящееся к 1909 году, в городскую думу с прошением об увековечивании памяти Якова Васильевича Абрамова (82 подписи), а также документы, свидетельствующие о том, что Ставропольская городская дума и городская управа приняли тогда же положительное решение по этому вопросу. Однако до сих пор оно остается невыполненным. Хотя сила художественных обобщений и жизненная правда в произведениях Абрамова были столь значительны и очевидны, что его книга прозы «В поисках за правдой» (на материале земли Ставропольской), была сразу же запрещена, а ее тираж уничтожен. Чудом уцелел один экземпляр, который находится в Санкт-Петербургской национальной библиотеке. Как сказал профессор Вячеслав Головко, он мечтает переиздать эту книгу нашего «непознанного гения», но пока, к сожалению, такой возможности у него нет.

Номер выпуска: 
Оцените эту статью: 
Голосов еще нет