Вы здесь

СТАВРОПОЛЬСКИЕ ШКОЛЫ НА ПУТИ МОДЕРНИЗАЦИИ

Сообщение об ошибке

Notice: Undefined variable: o в функции include() (строка 601 в файле /www/vhosts/st-vedomosti.ru/html/themes/bartik/images/bg.jpg).

СТАВРОПОЛЬСКИЕ ШКОЛЫ НА ПУТИ МОДЕРНИЗАЦИИ
Нина ЕВТУШЕНКО

На прошлой неделе в министерстве образования края состоялось заседание круглого стола по теме «Реализация проекта модернизации региональных систем общего образования и повышение заработной платы в Ставропольском крае». В заинтересованном и откровенном разговоре участвовали руководители министерства и краевой отраслевой организации профсоюза, учителя школ, представители Всероссийского педагогического собрания.
ОБРАЗОВАНИЕ - В ПРИОРИТЕТЕ!
Но начать хочется не с самого круглого стола, а с наблюдений последних лет. Что бы ни говорили скептики, а власть - и федеральная, и краевая - все больше поворачивается к проблемам школы, качественного образования молодежи, поддержки учителя. Президент страны Дмитрий Медведев вдвое (до 200 тысяч рублей) увеличил материальное вознаграждение лучшим педагогам-новаторам. Премьер-министр Владимир Путин держит на контроле повышение заработной платы учителям в рамках проекта модернизации образования.
Губернатор Ставропольского края Валерий Гаевский ежегодно встречается с профсоюзным активом, в ходе этих встреч тоже поднимаются вопросы оплаты труда сеятелей разумного, доброго и вечного. Кроме того, совершая поездки по сельским районам, глава региона не забывает зайти в школу, увидеть, в каком она состоянии и чем располагает для обучения, побеседовать с учащимися и учителями. Один из последних примеров - посещение СОШ №22 Ипатовского района, где губернатор не только встретился с преподавателями, но и побывал на уроках, осмотрел школьную столовую и даже пообедал в ней, оценив качество блюд. В педколлективе был поднят вопрос о льготном санаторно-курортном лечении - министерству образования В. Гаевский сразу же поручил детально рассмотреть эту тему.
Конечно, было бы наивным полагать, что в ходе разовых поездок можно решить застарелые школьные проблемы. Для этого есть целевые федеральные и региональные программы, в частности приоритетный национальный проект «Образование». Главная «строка» проекта - увеличение финансирования. Достаточно сказать, что за шесть лет реализации программы (с 2006 по 2011 годы) в ставропольские школы было вложено почти пять миллиардов рублей. Финансирование велось почти на равных: свыше 2,5 миллиарда рублей - это федеральные деньги, более 2,3 миллиарда - средства краевого бюджета.
В министерстве образования «Ведомости» получили обширную информацию на тему «куда и на что направлены миллиарды». Во-первых, значительно обновлена учебная и компьютерная база образовательных учреждений. Для оснащения предметных кабинетов приобретено свыше 1330 учебного и учебно-наглядного оборудования. 201 школа, став победителем национального проекта, получила государственную поддержку в размере одного миллиона рублей. За эти деньги куплено около десяти тысяч единиц учебного, лабораторного, компьютерного, мультимедийного и другого оборудования. Все это включено в учебный процесс, обучение стало вестись на более современном уровне, с учетом повышенных требований к учащимся и учителям.
Сегодня зайдите в любую ставропольскую общеобразовательную школу - везде есть Интернет. Число компьютеров в крае достигло 17 тысяч единиц. Если в 2006 году, в начале реализации нацпроекта, на один компьютер приходилось 28 учащихся, то в 2010-м - 23. Две трети школ имеют собственные сайты, созданы личные интернет-страницы лучших учителей. Поддерживая образовательные учреждения, правительство края в консолидированном бюджете на 2011 год предусмотрело более двух десятков миллионов рублей на обеспечение трафика.
А возьмите дистанционное обучение детей с ограниченными возможностями здоровья. Несколько лет назад его на Ставрополье вообще не существовало. Все, что сейчас имеется, создано в рамках приоритетного проекта. С 2009 года уникальное компьютерное оборудование установлено для 290 детей-инвалидов, они могут получать образование на дому. В этом тоже помогли федеральный центр и краевой бюджет. А до конца нынешнего года на дистанционное обучение в городах и районах края перейдут еще 250 учащихся.
Другое направление приоритетного национального проекта - «Сельский школьный автобус» - затрагивало интересы тысяч деревенских семей. Только за три года на средства федерального и краевого бюджетов было закуплено две с половиной сотни автобусов для подвоза учащихся к школам. Но даже после завершения действия данного направления правительство края продолжало решать транспортную проблему. В прошлом году, к примеру, за счет средств краевого бюджета было приобретено 23 автобуса, а в этом году, уже в рамках краевой целевой программы, планируется купить 14 микроавтобусов для государственных образовательных учреждений и восемь школьных автобусов - для муниципальных.
Мы много в последнее время говорим о возрастающей роли учителя. И о том, чтобы его зарплата, меры поощрения были соразмерны с теми задачами, которые ставит перед ним общество. Многие педагоги при общении говорили, что благодаря нацпроекту, участию в конкурсе на лучшего учителя полнее раскрылись их творческие способности, они ощутили дух состязательности. Материальная поддержка тоже была кстати: 892 лучших ставропольских учителя получили вознаграждение в размере ста тысяч рублей, а 35 - победители прошлого года - в размере 200 тысяч.
В этом году победителей столько же и материальное поощрение такое же, как в прошлом году, но 23 учителя получили по двести тысяч рублей за счет субсидий федерального центра, а 12 - из краевой казны. Даже при большом дефиците бюджета власти края стараются поддержать педагогов.
О НОВОЙ ТЕХНИКЕ И СТАТУСЕ УЧИТЕЛЯ
Нарушим «законы жанра» и начнем материал о круглом столе не с обсуждения в министерстве реализации проекта модернизации образования, а с посещения 24-й гимназии г. Ставрополя. Там журналисты увидели проект в действии - в одном из первых классов только что установлено автоматизированное рабочее место учителя. В комплект входят многофункциональная доска, проектор, ноутбук, ксерокс, факс, принтер, сканер. О таком наборе шесть-семь лет назад приходилось только мечтать! На уроках математики интерактивная доска будет в клеточку, на уроках русского языка - в линию. Одно легкое движение руки - и доска подключается к Интернету. Использовать современную технику можно на любых уроках.
Малыши занимаются увлеченно, довольна новым оборудованием и учительница Елена Рябова. Многие классы работают по системе Л.В. Занкова, а такая техника открывает большие возможности, учит ребенка не заучивать готовое, а добывать знания, что сейчас очень важно.
- У нас шесть первых классов, - говорит директор гимназии Александра Будяк, - для каждого уже приобретены автоматизированные рабочие места учителя. Деньги на эти цели выделены за счет федерального бюджета. Кроме того, в школьной библиотеке установлена медиатехника, а для медицинского кабинета получено новое оборудование - ростомер, тонометр с детской манжеткой, электронные весы. Теперь есть возможность лучше учить и лучше охранять здоровье наших детей...
Кстати, новое оборудование сейчас поступает и в другие образовательные учреждения города и края - как того требуют новые федеральные государственные стандарты. Для всех учителей первых классов, а их более 1300, автоматизированные рабочие места уже закуплены и будут установлены до конца нынешнего года.
Выступая на круглом столе, министр образования края Ирина Кувалдина рассказала о тех больших возможностях, которые открывает перед ставропольскими школами проект модернизации региональных систем общего образования. Являясь логическим продолжением приоритетного национального проекта «Образование», он, в отличие от «предшественника», затрагивает интересы не только группы лидеров, а всех школ.
- Проект масштабный. Достаточно сказать, что из федерального бюджета в регионы будет направлено 120 млрд рублей, - говорит министр. - Только в 2011 году субсидии Ставропольскому краю составят 542 млн рублей, еще больше средств запланировано на будущий год. Для нас это очень ощутимая поддержка...
Что намечается сделать за три года реализации проекта?
Все сельские школы края, по словам министра, будут обеспечены транспортом для перевозки учащихся. В каждом муниципалитете уже в этом году появятся центры дистанционного образования детей. Школьные столовые получат новое оборудование и смогут вкусно кормить учащихся. Значительные средства направляются на приобретение учебно-лабораторного оборудования, медиатек, на повышение квалификации педагогов. В рамках проекта две сотни специалистов уже прошли обучение в краевом Институте развития образования.
Один из самых больных вопросов - оплата труда. Краевое правительство держит его на контроле. В бюджете Ставропольского края в текущем году расходы на зарплату учителям увеличены почти на 400 млн рублей. Это позволит в четвертом квартале выйти на установку премьер-министра В. Путина - довести размер заработной платы педагогов до среднего показателя в экономике региона. Для Ставрополья - это 14 028 рублей.
Правда, есть категории педагогических работников - к примеру, воспитатели дошкольных учреждений, которые оказались за рамками проекта модернизации. Но эти специалисты не останутся без материальной поддержки - деньги на повышение их заработной платы выделяются из краевого бюджета.
- Мы надеемся, - сказала И. Кувалдина, - что реализация проекта поднимет социальный статус учителя и привлечет в школы молодых специалистов, желательно - больше мужчин.
А что говорят о первых шагах модернизации сами педагоги?
Учитель из лицея №16 города Ставрополя Наталья Киреева и ее коллеги - Елена Карташова из первой гимназии села Красногвардейского, Екатерина Шматько из СОШ №16 Кочубеевского района - были солидарны в своих оценках. За последние пять лет в учреждениях, где они работают не один год, значительно улучшилось техническое оснащение предметных кабинетов, получено немало учебных пособий, дидактического материала. Это позволяет сделать уроки яркими, насыщенными. Интерес учащихся поддерживает то, что, используя Интернет, они могут проводить презентации своих проектов.
И в городе, и в селе учителя получили весомую прибавку в зарплате: размер ставки увеличен на 15 процентов, а стимулирующие выплаты - почти в два раза. Но, по словам председателя краевой организации профсоюза работников народного образования и науки Лоры Манаевой, не все при повышении зарплаты проходило гладко. Это связано с тем, что в разных городах и районах - разная нагрузка на учителей и свои стимулирующие выплаты. Но в любых условиях важно, чтобы распределение средств было прозрачным, чтобы на всех уровнях контролировалось их расходование.
Завершая работу круглого стола, министр образования И. Кувалдина выразила уверенность, что задачи, поставленные государственным проектом модернизации отрасли, будут выполнены, и ставропольские школы смогут выйти на качественно новый уровень образовательных услуг.

Номер выпуска: 
Оцените эту статью: 
Голосов еще нет