Вы здесь

СПАСУТ ЛИ ЖИЗНИ ДЕТЕЙ БЕБИ-БОКСЫ?

Сообщение об ошибке

Notice: Undefined variable: o в функции include() (строка 601 в файле /www/vhosts/st-vedomosti.ru/html/themes/bartik/images/bg.jpg).

СПАСУТ ЛИ ЖИЗНИ ДЕТЕЙ БЕБИ-БОКСЫ?
Нина ЕВТУШЕНКО

Недели две назад пришлось быть свидетельницей разговора двух юных особ примерно 17-18 лет. Из реплик можно было догадаться, что учатся они в одном из ставропольских коммерческих техникумов. Но диалог вели не о лекциях или въедливых преподавателях, а о делах амурных. Обсуждали какую-то Катерину, которая «как дурочка бегала за этим пижоном Артемом, а он ее кинул и уже гуляет с Танькой из «медицинского».
- А ты заметила, как Катька располнела, она, случаем, не того?..
- Ты думаешь, залетела? Да не похоже... Хотя помнишь Ленку - никто ни о чем не догадывался, а она - раз, и родила. Мать ей такое устроила - не приведи господи! Говорят, ребенка куда-то дели: то ли в приют отдали, то ли двоюродной сестре.
- А ты слышала, что в Краснодаре какие-то коробки установили? Не хочешь брать из роддома ребенка - положи в ящик, его в Дом малютки определят, а потом мать может его забрать...
То, что тему обсуждают, уже хорошо. Но юные студентки «слышали звон, да не знают, где он». Краснодарцы на самом деле пошли на эксперимент: рядом с роддомом установили автоматизированный ящик, куда только что родившая мамаша может поместить младенца и спокойно уйти домой. Никто за ней не наблюдает, никто не стыдит - положит, и дверца беби-бокса через 30 секунд захлопнется. Отказника потом определят в казенное учреждение или на усыновление. Но забрать его назад опомнившаяся мамаша уже не сможет - как говорится, птичка улетела. Здесь подружки-студентки не совсем разобрались в телеинформации.
То, что общество наше находится не только в экономическом, но и моральном, нравственном тупике, ни для кого не секрет. Правительство запустило механизм поддержки семей, чтобы поднять рождаемость и отвести угрозу вымирания нации. Достаточны эти меры или нет - это другой вопрос, но они принимаются. И в то же время у нас, что называется, валом идет криминал - матери избавляются от новорожденных чад. В голове и тем более в душе нормального человека это не укладывается: ну как можно лишить жизни того, кого 9 месяцев носила под сердцем? Но что есть, то есть. Дикие факты, от которых стынет кровь: младенцев находят в полиэтиленовых мешках, в мусорных контейнерах, в общежитских туалетах, закопанными в огородах. Одних медикам удается спасти, другим никакая реанимация не помогает. «По нашим подсчетам, в России каждый год матери бросают от 20 до 30 тысяч новорожденных», - отметил в прессе Уполномоченный при президенте РФ по правам ребенка Павел Астахов. А вот сколько их погибает от рук родителей - точной цифры нет. Одни источники называют несколько тысяч, другие - от ста до пятисот малышей. По всей видимости, подсчетом никто не занимается.
Если преступлением против детей занялись правоохранительные органы, тогда, конечно, оно попадет в черный список. Но ведь известно становится далеко не обо всех фактах насилия. Хотя и тех, которые расследуют правоохранники, предостаточно. По приведенной в СМИ информации Следственного комитета России, только за шесть месяцев 2011 года возбуждено 64 уголовных дела в отношении мамаш-убийц. Факты просто чудовищные. В Пензенской области женщина залила в рот новорожденному ребенку уксусную кислоту. У нее с мужем уже было двое детей, а этого она нагуляла на стороне и преступным образом пыталась скрыть от супруга и окружающих.
Да что нам далекая Пенза? Полистав газеты Ставропольского края за три месяца, я обнаружила пять сообщений об убийстве новорожденных. 23-летняя жительница Туркменского района, родив ребенка в домашних условиях (чтобы никто не знал), утопила его в тазу. А в Пятигорске возбуждено уголовное дело в отношении студентки фармацевтической академии, которая, разрешившись от бремени в туалете общежития, положила живого мальчика в пакет и сбросила в мусоропровод. Еще одно дело возбуждено против горе-мамаши из Кисловодска, тоже детоубийцы...
Впрочем, какой смысл нанизывать криминальные факты и нагнетать эмоции? Ведь от этого ничего не меняется в нашем королевстве и в сознании тех, кто идет на преступления. Как ни странно это звучит, но в уголовном законодательстве за такие «деяния» даже находятся смягчающие обстоятельства - у родившей нет мужа, нет жилья или работы, ее одолевает страх, что не удастся вырастить и прокормить ребенка, или, скажем, у женщины послеродовая депрессия, она не знает, что творит. (Мать из Туркменского района, утопившая новорожденного, отсидит в колонии-поселении всего 2,5 года.)
А значит, надо искать всевозможные варианты спасения новорожденных. Поэтому сейчас так много дебатов вокруг эксперимента с беби-боксами в Краснодарском крае. Кстати, не исключено, что они могут в ближайшее время появиться и на Камчатке - об этом там уже заявил Уполномоченный по правам ребенка.
Сама по себе инициатива их создания не является оригинальной. Беби-бокс был придуман в Европе и представляет собой металлический ящик, встроенный в стену больницы таким образом, чтобы женщины могли подойти к нему незаметно. Мамам-отказницам необходимо лишь открыть контейнер, положить туда дитя и закрыть. Вернее, через полминуты он сам закроется. Каждый бокс подключен к специальной сигнализации, которая немедленно известит врачей, что в ящик положили ребенка. А там уже за дело возьмутся медики, служба опеки.
Как к созданию «детских ящиков» относятся на Ставрополье и готов ли край по-следовать эксперименту соседей? Мнения на этот счет высказываются разные, порой диаметрально противоположные.
- С точки зрения спасения жизни ребенка, - говорит заместитель министра образования СК Надежда Палиева, - это, безусловно, доброе и гуманное дело. Если нам дадут развить это начинание, то мы можем создавать боксы в детских домах. Но, насколько я знаю, это очень затратное начинание. Девочки, которые рожают в несовершеннолетнем возрасте, часто остаются один на один со своей проблемой. Их осуждают в школе, к ним чересчур строги родители, им негде бывает приютиться. Если роженица хочет избавиться от ребенка, пусть воспользуется «детским ящиком». Это лучше, чем найти младенца в мусорном контейнере.
Мы сейчас работаем над проектом «Право ребенка на семью». В Ставропольском детском доме №12 вместе со своими малышами находятся три мамочки, специалисты учат их ухаживать за детьми, стараются пробудить в них материнское чувство. Если оно есть - женщина не бросит своего ребенка...
А вот председатель краевого отделения Российского детского фонда Петр Слезавин сильно сомневается, что от беби-боксов будет реальная польза.
- У любой роженицы, в каком бы возрасте она ни была, и сейчас есть возможность избавиться от младенца, если она того пожелает, - говорит Петр Васильевич. - Она может оставить его в роддоме или передать в Дом ребенка, причем никакой правовой ответственности за это женщина не несет. Более того, согласно действующему законодательству, мать имеет право, не отказываясь от малютки, определить его в Дом ребенка на какое-то время, а потом, решив свои проблемы, снова забрать.
У нас был случай, когда женщина положила младенца около порога частного дома. Он был чистенький, со всем приданым, с молочной бутылочкой. А через месяц мамаша одумалась, прибежала в слезах в Детский фонд: «Помогите вернуть сынишку, мне по ночам кошмары снятся, вся извелась от переживаний...» Ребенка тогда нашли, а мать просто светилась от радости.
А что такое беби-бокс? Младенца туда положили - дверца через полминуты захлопнулась. Потом можно сколько угодно себя корить, кусать локти - ничего уже не поправить, все родственные связи будут оборваны. Ребенку подыщут другую маму, а та, которая его родила, будет жить с тяжелым камнем на сердце. Если, конечно, она нормальная мать, только задавленная жизненными обстоятельствами, а не кукушка. Я хочу со страниц газеты обратиться к женщинам: если вы по какой-то причине не можете забрать домой младенца - не берите на себя грех, не идите на преступление, лучше приносите его в Детский фонд. Оставьте - и уходите. Мы обратимся в полицию, органы опеки - ребенок не пропадет...
Не могла не поинтересоваться и мнением главного врача Ставропольского Дома ребенка Натальи Козловой. Уже много лет она живет заботами о брошенных детях. Сейчас в учреждении 70 малышей, больше половины - дети-инвалиды. В свое время «Ведомости» вместе с Домом ребенка проводили акцию усыновления «Найди меня, мама!» Сейчас отказников тоже забирают в семьи - в этом году усыновлено 22 малыша, четверо отданы под опеку и столько же возвращено в семьи.
- Я больших иллюзий по поводу беби-боксов не испытываю, - делится Наталья Александровна. - Кто пьет, ведет разгульный образ жизни, тому никакие боксы не нужны. К ним надо применять более жесткие меры на законодательном уровне. А что касается молодежи, то она сейчас не такая стыдливая, как раньше. Есть ювенальные центры, там должна вестись профилактическая работа с девочками-подростками...
И все-таки, собираются на Ставрополье следовать инициативе краснодарцев или нет? В краевом минздраве сказали, что пока открытие беби-боксов в крае не планируется. Путь избран другой - при женских консультациях и детских поликлиниках создаются центры медико-социальной поддержки беременных, оказавшихся в трудной жизненной ситуации. Профилактикой абортов и отказа от новорожденных с ними будут заниматься психологи, детские гинекологи, юристы.
А что думают о новшестве рядовые люди? Приведем некоторые отклики в Интернете.
Мужчина-реалист
Мы увлеклись копированием всего западного. Там «детские ящики» создают - давайте и у нас делать! Лучше бы усыновлением занимались, как в Америке или Германии. Там пример подают известные политики, артисты, а у нас попробуйте найдите таких. Юрист Барщевский да тележурналист Сорокина - вот и все.
Ося
Эти женщины, как правило, матери-одиночки, решаются на преступление (убийство новорожденных - Ред.) от отчаяния, потому что загнаны в угол нищетой и жизненными обстоятельствами... Может, есть смысл назначить пособие, на которое женщина могла бы прожить вместе с ребенком?..
Одним словом, приживутся в России беби-боксы или нет - суть не в этом. А в том, что начинание краснодарцев уже взбудоражило народ: появилась масса публикаций и телесюжетов, высказано много мнений и оценок - и с экономической, и с правовой, и с нравственной точек зрения. Вновь зазвучала тема брошенных детей, детоубийства, усыновления. Вопрос больной, тяжелый. Но от его решения обществу никуда не уйти.

Номер выпуска: 
Оцените эту статью: 
Голосов еще нет