Вы здесь

ЛЕКАРСТВО ПРОТИВ МОРЩИН

Сообщение об ошибке

Notice: Undefined variable: o в функции include() (строка 601 в файле /www/vhosts/st-vedomosti.ru/html/themes/bartik/images/bg.jpg).

ЛЕКАРСТВО ПРОТИВ МОРЩИН
Александр ЕМЦОВ

Так делаются «Ставропольские губернские ведомости»
В январе 2012 года исполняется 20 лет со дня выхода первого номера воссозданной газеты «Ставропольские губернские ведомости». К этой дате бессменный главный редактор газеты Александр Емцов издал книгу очерков и статей «Лекарство против морщин». Сегодня мы продолжаем публикацию одноименного очерка.
Начало в СГВ №№40, 41, 42, 43, 44, 45
Так что, повторяю, «Письма» - это всего лишь форма, и не более того. Да и не форма наезда на кого-либо, а форма диалога с читателем. Жанру этому уже столько же лет, сколько российской журналистике. Если не больше. А для каждой формы существует свое время.
Сейчас, после отъезда из края кое-кого, мне представляется важнее другая рубрика - «Без дураков». По жанру, как правило, это статьи. Рубрика была и раньше, но в наши дни обретает новое содержание. Почитайте. Там есть свои и совсем не мелкие «герои», но больше она - о явлениях нашей жизни, предельно обнаженно и откровенно. В полном смысле слова - без дураков.
Тем более что не надо листать подшивку. Я в самом начале 2010 года издал книгу статей, очерков и памфлетов, которая так и называется «Без дураков». Все они ранее были напечатаны в газете и в основном под этой рубрикой. Книжка вышла приличная, аж 24 печатных листа.
Пересказывать содержание всех 73 вошедших в книгу материалов не буду, неблагодарное это дело. Но восполню пробел, которого нет в книге, - о действенности или последствиях публикаций. Во всяком случае, некоторые ставропольцы, прочитав книгу, такие претензии мне уже высказывали. Мол, ты вскрываешь там такие безобразия, что просто страшно. Кровь в жилах стынет. Какая же была реакция, что изменилось, неужели после этого все так и осталось?
Не осталось. Хотя публикации мои, повторяю, о явлениях, во всяком случае, я стараюсь о них говорить, написаны они на конкретных конфликтах. И вот как эти конфликты разрешились - интересно. То есть речь о действенности моих выступлений в самом конкретном понимании этого словосочетания.
Вот, например, драка за санаторий имени Семашко в Кисловодске. Собственность эта украинская, а на Украине, как мы хорошо знаем, в последнее десятилетие было не до осколков своего имущества за рубежом. Понятно, появилось много желающих прибрать к рукам то, что плохо лежит. Непомерные, высосанные из пальца претензии выставила городская налоговая служба. Их удовлетворение прямо вело к банкротству санатория. Когда от налоговиков стал отбиваться главврач В. Товкань, против него возбудили уголовное дело. Я написал о войне за санаторий три статьи: «Дикое поле», «Ежу понятно, но не прокурору» и «Ошибка резидента». Где все назвал своими словами: рейдерство - рейдерством, заказную работу налоговиков и следователей - именно заказной работой. Итог - от санатория отступили, он так и остался украинской собственностью. Хотя В. Товканя и проводили на заслуженный отдых. Этот факт наводит на мысль, что он своим обращением в прессу спутал карты и украинским чиновникам.
Еще пример - два памфлета о бывшем заместителе председателя Государственной Думы, бывшем опять же зампреде Политсовета «Единой России» нашем земляке В. Катренко - «Пижон всея КМВ» и «Игрок-рецидивист». Уже одно то, что он теперь бывший политик, работает сейчас аудитором Счетной палаты РФ, говорит само за себя. А когда писались статьи, он был на коне, развернул бешеную деятельность по подготовке к выборам - 2007 в Федеральную Думу. Я совсем не утверждаю, что Катренко был свергнут с политического Олимпа моими памфлетами. Я лишь говорю, что приложил усилия к его развенчанию, к показу его несостоятельности как политика. И партийные бонзы не рискнули в итоге на него поставить - не включили в выборный список, во главе которого стоял сам Путин. В политике это уже результат.
Статья «Фальшивка», может быть, имела частный характер - была направлена на защиту известного в Светлограде адвоката О. Баранова. Результат конкретный - его выпустили из тюрьмы, куда упрятали якобы за подделку судебных решений. Обвинение рассыпалось. Но там был еще результат - газета привлекла внимание следственных органов к некой особе из Буденновска, которая под видом помощи участникам боевых действий в Чечне фактически вымогала из них деньги. Против нее тогда завели дело.
«Обвинение следователей», «Обвинение следователей - 2», «Волки», «Волки - 2»... В четырех (!) своих статьях я защищал председателя колхоза «Путь Ленина» Туркменского района Л. Геращенко, да и все хозяйство от рейдерского наезда. На него заводили уголовные дела, прятали в камеру предварительного следствия. Председатель попадал по этой причине в больницу. И только широкое обнародование всех подробностей надуманных «дел», с названием конкретных фамилий прокуроров, следователей, милиционеров, так или иначе задействованных в травле председателя, помогло этот накат остановить. В конце концов, в конфликт вмешалось краевое правительство во главе с губернатором Гаевским, сегодня в хозяйстве все спокойно.
Своего рода экзотикой была тема защиты широко известного в крае племколхоза «Россия» Новоалександровского района от недобросовестности поставщиков племенных молочных телок. Краевое племобъединение поставило их аж из Германии, но было такое впечатление, что привезли из самого захудалого российского хозяйства. Весь скот оказался в лишаях, многие животные больны карантинными болезнями, включая блютанг, бруцеллез. После двух статей - «Что немцу хорошо, то русскому смерть» и «Само не рассосется», вмешательства губернатора В. Гаевского животных из хозяйства поставщики забрали, деньги вернули.
«Сага о «дровах», «Ноев поход» - после этих статей 733 бывших работника совхоза «Тищенский» Изобильненского района получили свидетельства на земельный пай. Тому предшествовали 18 лет борьбы. Но и после этого люди не могли в полной мере вступить в права собственности. Третий материал «Чужая борозда» и четвертый «Полковника никто не слышит» были опубликованы 3 марта и 7 апреля 2010 года, уже после выхода книги «Без дураков». Мы продолжали раскрывать подробности того, как с помощью судей, милиции бывший пользователь земли, уже не являясь собственником, все еще цепляется за нее, лишая людей дохода с земли. Теперь вроде все там стало на свои места. Греет и то, что и в этот конфликт после его обнародования вмешался и всячески помогал людям получать свидетельства о праве собственности на землю новый губернатор края.
Конечно, было бы большой смелостью сказать, что после публикации в газете убрали со своего места федерального судью. Может быть, так совпало, но после моей статьи «Театр одного судьи» судья Ленинского суда О. Денисова покинула свой кабинет. Одно знаю доподлинно: в краевом суде статью изучали, с Денисовой устраивали разборки. И молва связала ее уход именно с моей статьей. Конечно, это мелочь. Но - приятно.
«Кто - охотник, кто - добыча». Эта большая, на две газетных страницы статья писалась по итогам длительной, с судами и пересудами тяжбы администрации Ставрополя за Парк Победы. Точнее, за землю парка. Она является лакомым кусочком для застройщиков, именно поэтому администрация города жаждала ею распоряжаться по собственному усмотрению. Я поднял всю историю вопроса, и в своих выводах был на стороне коллектива парка. Докладываю: уже после публикации арбитражный суд округа поставил в этом вопросе точку, земля осталась за парком.
Такие подтверждения действенности выступлений газеты можно приводить еще и еще. В том числе и по статьям других журналистов газеты. Просто я рассказал о своих, потому что лучше знаю их последствия. У нас было и множество общередакционных акций. Например, целый год писали о детских домах, о необходимости усыновления детей. Назывались конкретные малыши, давались их фотографии. После этой акции два десятка детишек стали жить в приемных семьях.
Но при всей важности конкретных перемен в нашей жизни результативность деятельности СМИ, мне кажется, не в этом. Самый главный результат нашей работы состоит в обнародовании того или иного факта, в очерчивании проблемы. И в изменении представления читателей об этой проблеме или явлении. Мало? А по-моему, очень и очень много. Чтобы тьма отступила, надо только включить свет. Что мы и делаем. А при свете лучше видно.
В свое время, в 1986 году, вдохновленный перестройкой, я написал и опубликовал в «Ленинском знамени» передовую статью под заголовком «Неотвратимость гласности». То были своего рода робкие теоретические изыскания. Наверное, наивные. Но искренние. «Подобно тому, как неотвратимость наказания является гарантией соблюдения законности, - писал я, - неотвратимость гласности является гарантией развития демократии». Ничего подобного я в теории ни до, ни после не читал, но до сих пор убежден: чем больше мы будем проливать свет на дела и поступки так называемого «общества», тем чище и честнее оно будет. Мэр, например, перестанет брать взятки, если будет знать, что это все равно всплывет наружу. В тюрьму до поры до времени он может и не сесть, потому что прокурор такой же. Но сформируется общественное мнение о нем как о взяточнике. А это даже страшнее, чем срок, потому как когда-нибудь, да сработает. Во всяком случае - на выборах уж точно.
Поэтому, когда молодой журналист, еще девчонка, растерянно говорит, что она написала, а ничего не изменилось, я отвечаю: значит, пиши еще, пиши еще лучше. Два, три, четыре раза. До тех пор, пока все об этом не узнают и не прочувствуют. А там уже что-то изменится. Само по себе, без твоего даже участия. Найдется облеченный властью человек - губернатор, мэр, или даже прокурор, который, узнав от тебя правду, примет организационное решение и поможет твоему герою. Твое же дело - раскрывать людям глаза. Ты в некотором смысле поводырь общества. Что может быть важнее и нужнее людям?
Еще немного о результативности нашей работы.
В середине 2010 года мне приносят компромат на вице-мэра Ставрополя И. Бестужего. Копии 22 так называемых «розовых» свидетельств о праве собственности на 1-2-комнатные квартиры. Выписаны одним днем, 30 марта, на имя Бестужего, располагаются все в одном доме по улице Пирогова в краевом центре. Сразу родилось две версии. Первая - что это благодарность от строительной компании вице-мэру за выделение земельного участка, поскольку дом был построен на муниципальной земле. Вторая - что таким образом вице-мэр делает свой нехитрый бизнес: вкладывает деньги на стадии закладки фундамента, а потом продает готовые квартиры, естественно, дороже. Но ведь и взятки брать квартирами, и заниматься бизнесом на их перепродаже муниципальным чиновникам противозаконно! С другой стороны, если даже поверить, что квартиры действительно законно куплены Бестужим, откуда у городского чиновника такие сумасшедшие деньги? Так родилась то ли статья, то ли памфлет «Многоквартирный кот». В это время на слуху было путинское «жирные коты» по отношению к воротилам крупного бизнеса, и читатели поняли смысл этого значения.
Называя вещи своими словами, можно сказать, что Бестужего схватили за руку. В нормальном, демократическом обществе после обнародования подобных фактов чиновник или уходит в отставку добровольно, или, если не уходит, то его с треском и позором выгоняют. Но это в нормальном обществе. У нас же и в первый день после выхода материала, и во второй, и в третий было тихо. Бестужий как ни в чем не бывало ходил на работу, проводил совещания, красовался на экране телевизора. Читатели - те да, возмущались такой «скромности» чиновника, спрашивали, какое его ждет наказание, и требовали его. Но ни он сам, ни мэр города Н. Пальцев, ни краевое правительство в лице губернатора Гаевского никакой реакции не показывало. Пришлось давать в следующем номере продолжение темы. О том, что начальники молчат, а народ негодует, и о том, что публикацией заинтересовались следственные органы, изъяли у меня документацию, провели выемку документов в регпалате, в строительной организации. Пришлось снова нажать на нарушение вице-мэром закона о муниципальной службе. Но реакции опять не было! Чиновничья стена сомкнулась и не хотела давать своего в обиду.
Политика - искусство возможного. Журналистика - это тоже в большей степени политика. И она точно так же искусство возможного. На другой день после выхода второй статьи премьер В. Путин проводил на Кавминводах совещание о развитии аэропортов страны. Наш ставропольский журналист, по совместительству депутат городской думы краевого центра Ольга Тимофеева задала ему простой и искренний вопрос: «Что делать с коррупционерами?» Видимо, она насмотрелась на этого сорта людей во власти, работая депутатом. Путин также просто и искренне ответил: «Вешать надо!» Потом, правда, поправился, сказав, что это «не наш путь». Но было поздно, птичка вылетела. Следующий номер нашей газеты открывал первополосный коллаж: виселица на главной площади краевого центра, в петле - толстенный жирнючий котяра. С комментарием, что так ставропольцы отреагировали на призыв премьера вешать коррупционеров. Провели репетицию на коте.
Потом депутат краевой думы С. Горло публично на пресс-конференции назовет этот коллаж хитом сезона. Пресс-конференция была по итогам годовой работы думы, но разговор как-то сплыл на нашу газету. Особенно все умилялись тем, что кот даже в петле не выпустил из лап сосиски, и спрашивали, для кого вторая петля? Проводили параллели между заголовками статей в предыдущих номерах о Бестужем и коллажом, прямо задавали вопросы, не прозрачный ли это намек, не он ли в петле? Такого же характера были и многочисленные звонки в редакцию. Пришлось в третьей статье под заголовком «С петлей на шее» объяснять, что нет, это не Бестужий в петле, это самый настоящий обыкновенный кот, но погрязший в коррупции и потому так казненный. А Бестужий - нет, он тут ни при чем, он честный и порядочный чиновник... В общем, было весело. Но и последовательно. Настолько, что некоторые высокопоставленные товарищи начали подозревать, не заказ ли я по уничтожению Бестужего выполняю? Во всяком случае, меня приглашали по этому поводу в один из высоких кабинетов краевого правительства и «дружески» об этом спрашивали.
Продолжение следует

Номер выпуска: 
Оцените эту статью: 
Голосов еще нет