Вы здесь

Полиция начинается с «дежурки»

Сообщение об ошибке

Notice: Undefined variable: o в функции include() (строка 601 в файле /www/vhosts/st-vedomosti.ru/html/themes/bartik/images/bg.jpg).

Полиция начинается с «дежурки»
ЕЛЕНА ЧУРЮДА

Год назад посещение милиции оставляло тягостное впечатление. Еще бы! Заходишь в дежурную часть, а тут тебе и «обезьянник» для задержанных, и дежурный, огороженный от посетителей стальной решеткой, который через узенькое окошко общается с гражданами и принимает от них заявления.
Весь этот нерадостный «видеоряд» сопровождался соответствующими запахами, а нередко и пьяными репликами тех, кто «в клетке».
Поневоле гражданин чувствует себя заранее в чем-то виноватым и много раз подумает, прежде чем вновь навестить это учреждение. Не потому ли и сейчас люди обращаются в полицию только в самых крайних случаях, когда уже произошло что-то чрезвычайное и просто некуда деваться? А ведь если бы эмоциональная обстановка была другой, многие приходили бы в дежурную часть поделиться своими тревогами, опасениями или просто посоветоваться. Глядишь, значительное число преступлений, а значит, человеческих трагедий, можно было бы предотвратить.
На Западе уже давно решили эту проблему. Там полицейские участки напоминают скорее стандартный офис, как, скажем, у любого муниципального чиновника. Отличие только в одном - посетителя встречает человек не в костюме, а в форме. Все остальное - как в уважающей себя конторе: комната для посетителей или холл с диванчиком, журнальным столиком, питьевой водой. Цветочки на подоконнике, нейтральные картинки по стенам. Никаких полицейских ужасов. Зачем приличному обывателю сталкиваться, даже визуально, с нарушителями закона?
Теперь и в МВД России решили, что дежурные подразделения будут работать в принципиально новом качестве. Сами помещения полностью переоснастят и переоборудуют.
На сегодняшний день во всех дежурных частях, которых в крае более 40, уже убрали решетки. Сначала с окон, а затем ликвидировали и «обезьянники». Задержанных доставляют в специальные комнаты, где находятся стол, стул, кровать. Кроме того, комната оснащена вентиляцией. А поскольку все помещения «напичканы» видеокамерами, то нарушители закона в режиме реального времени находятся под наблюдением полицейских. Совершившие административные правонарушения содержатся отдельно от лиц, задержанных за уголовные преступления. Асоциальный элемент ни в коем случае не сталкивается с добропорядочными гражданами.
Перед дежурным - пуленепробиваемое стекло. Он общается с людьми через микрофон. Если нужно подать заявление, сотрудник предложит гражданину стандартный бланк. Если человек желает встретиться с конкретным офицером, попросит подождать в удобном кресле. Передача заявления происходит как в кассах автовокзалов или крупных банков. Кстати, заявление можно подать и через Интернет.
В каждой «дежурке» висят информационные стенды со сведениями о правах заявителей, порядке получения консультаций, времени приема граждан руководителями и участковыми. Обязательно телефоны прокуроров и полицейских начальников, кому можно пожаловаться, и подробные разъяснения, как подать заявления, в том числе и по электронной почте.
Но изменения произойдут не только внешние. Радикально изменится и техническая оснащенность, а также средства связи.
- В первую очередь обновление коснется передачи оперативной информации, что позволит существенно сократить время, - рассказывает начальник управления оперативной работы ГУ МВД РФ по Ставропольскому краю Константин Стратилов. - Например, как только сигнал о любом, необязательно криминальном происшествии поступает в дежурную часть, оперативный дежурный высылает на место наряд. А дежурная смена берет ситуацию под свой контроль, информируя о случившемся МЧС и другие оперативные службы. Еще одно наше «ноу-хау» - центры управления нарядами, то есть оборудование полицейских автомобилей навигационными системами, чтобы дежурный, глядя в монитор, видел, на каком участке находится патрульная машина. В Ставрополе такие «центры» существуют уже давно. На сегодняшний день системой навигации оборудована 41 машина.
В восьми крупных городах (Ставрополе, Пятигорске, Невинномысске, Кисловодске, Буденновске, Минеральных Водах, Железноводске, Ессентуках) на улицах, площадях, парках, скверах установлены видеокамеры. Благодаря им в людных местах удалось раскрыть на 9 процентов больше преступлений, чем в прошлом году.
Чтобы легче было контролировать ситуацию и анализировать происходящее, полицейские мечтают все системы видеонаблюдения собрать в одном центре.
Хоть это и не входит в работу сотрудников дежурных частей, но именно по их инициативе автовокзалы края оснастили шлагбаумами.
- Хочу заметить, что ни в одном городе России такого нет, - сказал К. Статилов. - Кстати, переоборудован и многоканальный телефон «02». На сегодняшний день вместо четырех появилось восемь линий, на которых одновременно дежурят две девушки. Функционирует система ожидания.
Принципиально новые задачи поставлены непосредственно перед оперативными дежурными. Перед аттестацией все сотрудники дежурных частей края проходили серьезное собеседование. Проверялись знания огромного количества нормативных актов: начиная от порядка хранения вооружения, заканчивая общением с несовершеннолетними. Такой критерий отбора был неслучаен. Каждый сотрудник должен понимать, что дежурная часть - это единственное подразделение, которое работает в круглосуточном режиме, без выходных, перерывов на обед, и именно дежурная часть занимается всеми направлениями деятельности правоохранительных органов. В итоге 70 человек были уволены, но все-таки большинство сотрудников, а это около 600 человек, остались работать.
Сейчас дежурных начали обучать правильно вести диалог с любым человеком, обратившимся в полицию. Понятно, что заявитель может находиться в состоянии стресса, сильного волнения или испуга. Полицейский обязан не только успокоить человека, внушить ему чувство защищенности и уверенности, но и выяснить каждую мельчайшую подробность происшествия, которая может понадобиться оперативникам, следователям, участковым. Поэтому один из критериев при приеме на должность оперативного дежурного - высшее юридическое образование. А на должности начальников дежурных смен принимают людей, имеющих опыт работы в органах внутренних дел не менее 5 лет и, естественно, прошедших психологическое тестирование. Такое повышенное, даже пристальное внимание к персоне каждого дежурного обусловлено тем, что ему теперь отводится особая, если не ключевая роль. Так как оперативный дежурный - это первый полицейский, к которому обращаются люди.
- К сожалению, мы часто физически не успеваем, - сетует К. Стратилов. - Например, в Москве дежурные принимают в два раза меньше сообщений, чем ставропольские сотрудники. А все это потому, что самих дежурных частей в столице больше. Вот если бы, например, в Ставрополе Промышленный район разделить на Юго-Западный и Северо-Западный районы, то и у нас бы нагрузки поубавилось.
В ближайшей перспективе преобразятся дежурные части территориальных подразделений. Для этого уже устанавливаются системы видеонаблюдения на рабочих местах оперативных дежурных, идет круглосуточная запись их телефонных переговоров и даже устных диалогов с гражданами, которые лично обращаются в дежурную часть.

Номер выпуска: 
Оцените эту статью: 
Средняя: 5 (2 голоса)