Вы здесь

ТРЕБУЮТСЯ «СИНИЕ ВОРОТНИЧКИ»

Сообщение об ошибке

Notice: Undefined variable: o в функции include() (строка 601 в файле /www/vhosts/st-vedomosti.ru/html/themes/bartik/images/bg.jpg).

ТРЕБУЮТСЯ «СИНИЕ ВОРОТНИЧКИ»
Надежда СВЕТЛОВА

Лет 10-12 назад мало кто предполагал, что в стране и в нашем крае начнется столь значительный бум высшего образования. Один за другим открывались новые вузы, в основном коммерческие, появлялись филиалы госуниверситетов и академий. За это время столько подготовлено юристов, экономистов, психологов, менеджеров и других наиболее востребованных тогда специалистов, что теперь общество не знает, куда их всех пристроить.
На ярмарках вакансий в Ставрополе лишь счастливчики находят престижное место, остальные уходят ни с чем. А вот квалифицированных рабочих, специалистов среднего звена предприятия готовы взять сколько угодно, но где они? Длительный перекос системы образования в сторону высшей школы и забвение, а то и разрушение среднего профессионального звена обернулись дефицитом тех самых «синих воротничков», без которых, по сути, невозможен инновационный прорыв в экономике. Ведь нужны не только хорошие мозги инженеров, но и золотые руки рабочих.
Что делается в крае, чтобы устранить кадровый перекос, вывести начальное и среднее профессиональное образование на рельсы модернизации? Об этом на расширенной коллегии краевого минобразования говорили руководители учебных заведений, представители отраслевых министерств, Конгресса деловых кругов Ставрополья.
Край, если судить по докладу первого заместителя министра Василия Лямина, подвержен тем же бедам, что и страна в целом. На Ставрополье действует 160 учреждений профессионального образования всех уровней и форм собственности. Вузов вместе с филиалами - 75, в них обучается свыше 134 тысяч человек, а в техникумах и колледжах, которых почти в два раза меньше, - профессии осваивают примерно 44 тысячи юношей и девушек. По численности соотношение получается три к одному. И это в условиях, когда кадровики ставропольских компаний и фирм запрашивают прорабов, мастеров, технологов, квалифицированных токарей, фрезеровщиков и т.д. А в условиях прогнозируемого демографического спада ситуация с трудовыми ресурсами может только обостриться. Так что искать выход надо уже сейчас, завтра может быть поздно.
Поэтому основной упор делается на сотрудничество учреждений образования со службой занятости, чтобы после обучения юноши и девушки не болтались без дела, а были трудоустроены на конкретные места. Пока не все бывают обеспечены работой, и тому есть несколько причин. О них говорилось и на коллегии. Во-первых, еще не везде должным образом ведется мониторинг потребности в тех или иных специальностях, а значит, кадров может быть то густо, то пусто. Во-вторых, работодатели нередко предъявляют необоснованные требования к обязательному стажу работы молодого специалиста. А откуда этому стажу взяться, если выпускник только что получил диплом? Вспомним не столь далекое время, когда молодежь обучали не только в училище, техникуме, но и непосредственно на рабочем месте. Где сейчас эта практика?
Директора предприятий и организаций, отказывающие выпускникам в приеме на работу, приводят и другой веский аргумент - низкое качество подготовки в образовательном учреждении. Это не отрицают и работники министерства, наоборот, они стараются «высветить» наиболее узкие места. А это и изношенность фондов, и нехватка современного оборудования, и устаревшие учебные программы, которые не отвечают задачам инновационных преобразований, реализации перспективных инвестпроектов.
Одним словом, начальное и среднее профессиональное образование нуждается в модернизации, а это потребует немалых капиталовложений. Уже в этом году в рамках краевой целевой программы в эту сферу направлено почти 26 миллионов рублей, а в 2012 году сумма возрастет до 36,7 миллиона рублей.
Министерство сейчас идет по пути создания профильных ресурсных центров для подготовки специалистов в приоритетных отраслях экономики. Они должны стать базой роста качества образования, площадками для отработки инновационных подходов и моделей. А кузницей кадров для них станут два государственных университета - Ставропольский аграрный и Пятигорский гуманитарно-технологический, а также Георгиевский региональный колледж «Интеграл». Все трое в этом году стали победителями конкурса Министерства образования и науки РФ, с ними заключено контрактов более чем на 350 миллионов рублей.
Сейчас идет подготовка к открытию в будущем году еще нескольких ресурсных центров, это потребует не только дополнительных финансов, но и подбора туда грамотных преподавателей. Поскольку к кадрам в колледжах и техникумах еще много претензий, предлагалось даже проводить их стажировки на предприятиях, где внедряются самые прогрессивные технологии.
Ясно, что перестройка начального и среднего профессионального образования займет не один год. Главное - чтобы принятые меры обеспечили реальные результаты.

Номер выпуска: 
Оцените эту статью: 
Голосов еще нет