Вы здесь

КАК ВЕДУТ СЕБЯ ЦЕНЫ?

КАК ВЕДУТ СЕБЯ ЦЕНЫ?
Нина ЕВТУШЕНКО

Совершая предновогодний и рождественский вояж по продуктовым магазинам и рынкам, ставропольские хозяйки не могли не обратить внимание на «твердокаменные» цены. Если во всем цивилизованном мире в это время действует традиционная практика скидок на наиболее востребованные товары, то у нас, увы, этого или не происходит, или случается очень редко. Один из таких примеров - сетевые магазины «Тройка» в городе Ставрополе в декабре устроили своим постоянным покупателям (с дисконтной картой) настоящий подарок - дали возможность в два с лишним раза дешевле купить картофель, лук, сахар и ряд других продуктов.
Акции по снижению цен проводили еще некоторые универсамы краевого центра. Но их, что называется, раз-два и обчелся. Зато находились предприятия, которые, наоборот, стремились скорректировать цены в сторону увеличения, чтобы перед праздниками выкачать из кошельков покупателей как можно больше денег.
Но вот веселые деньки остались позади, народ уже неделю работает в поте лица, чтобы пополнить семейный кошелек, сильно похудевший после новогодних застолий. Хозяйки столь же придирчиво присматриваются к ценникам на продовольственные товары - не подорожали ли они? Корреспондент «Ведомостей», побывав в магазинах и на рынках краевого центра, тоже попытался найти ответ на этот вопрос.
Как известно, российское правительство в первом полугодии стремится хорошо «дать по шапке» инфляции. На Ставрополье в прошлом году, если доверять статистике, она составила всего четыре процента. А по стране - сенсационные шесть с половиной процентов (таким был прогноз в декабре), на которые России не удавалось выйти за всю современную историю. Но у ведущих экспертов на этот счет другое мнение - так называемая «инфляция для бедных» по стране набрала около 18 процентов: «Росли в цене именно те товары и услуги, которые покупают наименее обеспеченные граждане».
Именно чтобы осадить инфляцию, - а она планируется в этом году на уровне восьми с половиной процентов, - на целых полгода отодвинуто повышение тарифов на энергоносители и коммунальные услуги. Ведь именно они традиционно разматывают инфляционный клубок. А раз так, то, по логике, в январе цены должны оставаться на прежнем уровне. Но это планы, а что имеем в реальности?
В продуктовом магазине «Ромашка» продавщица предлагает купить говядину: мякоть по 280 рублей за килограмм, лопатку - за 250. Почему так дорого?
- А вы сравните с рынком - там мясо дороже, - парирует торговый работник. - Говядины мало, вот производители и повышают цену. Мы пока ценники не меняем, но в январе тоже будем вынуждены набросить рублей десять. И все равно покупать у нас выгоднее, чем на рынках...
Ну, скажите, какой истинный продавец не будет рекламировать свой товар? А чтобы сравнить, где выгоднее покупать, заглянем на прилавки Нижнего рынка. Четверг - день явно не базарный, покупателей немного, поэтому каждого торговцы чуть ли не хватали за руку - купите! Но даже в такой день килограмм мякоти говядины никто не соглашался продать дешевле 300 рублей. А вот свинину с небольшой косточкой, поторговавшись, можно было приобрести за 220 рублей. «Мы работаем почти в убыток, - жалостливым голосом вещала темноволосая женщина. - Цены не поднимаем, хотя производители их уже повысили. Мясо у нас не импортное - ставропольское, привозят его из ближайших районов, это тоже на стоимости отражается...»
Когда речь зашла о нагоняющих цену перекупщиках, женщина, заподозрив что-то неладное, быстро свернула разговор.
В популярных среди населения «Магнитах» с декабря растут в стоимости овощи, но все равно они дешевле, чем на рынках. Картофель, к примеру, сейчас стоит 13 рублей 10 копеек. Правда, по качеству он значительно уступает выращенному частниками на огородах. Поэтому прежде чем купить клубни в универсаме, покупатель хорошо подумает, чтобы не стать тем скупым, который платит дважды.
А вот в магазинах молочного комбината «Ставропольский» ценники не меняются уже длительное время. Предприятие выпускает свыше двухсот наименований продукции, которая отправляется по разным адресам, но главные покупатели - это, конечно же, жители краевого центра и края. Достаточно сказать, что на Ставрополье комбинат имеет около четырех десятков фирменных магазинов. На вопрос, будут ли в ближайшее время повышаться розничные цены, заместитель генерального директора Виктор Остапенко сказал, что такого нет даже в мыслях. Несмотря на то что закупочная цена в январе возросла до 15 рублей за литр молока, на кошельке ставропольских покупателей это никак не отразилось. «Конкурентов среди производителей много, поэтому мы стараемся не потерять своих потребителей», - заметил Виктор Иванович.
В ближайшие полгода не планирует поднять цену на социальный «кирпичик» и третий хлебозавод г. Ставрополя, продукция которого тоже популярна у населения. Если, конечно, не произойдет что-то непредвиденное. Вдаваться в подробности руководитель предприятия Махмуд Гайсумов не стал, но дал понять, что коллектив принял меры для перестраховки.
Хотя никакого секрета здесь нет, поскольку и молкомбинат, и хлебозавод в январе работают по старым тарифам на энергоносители. «Трюк» российского правительства с переносом индексации регулируемых тарифов на второе полугодие ведущие аналитики страны считают главным антиинфляционным фактором первого полугодия 2012 года. Тем более что ситуацию под жесткий контроль сейчас взял премьер-министр страны Владимир Путин.
А вот с июля месяца эксперты прогнозируют инфляционный всплеск, обусловленный увеличением в разы зарплат военных и полиции, запланированным ростом тарифов на услуги госмонополий и повышением цен на продовольствие.
Что касается Ставрополья, то цены в нашем аграрном крае по многим позициям уже почти вышли на московский уровень - куда им еще расти? Хотя в столице средняя заработная плата в два с лишним раза выше, чем в нашем регионе. А каждому жителю хотелось бы, естественно, чтобы цены были пониже, а зарплата - повыше.
В ТЕМУ
Стоимость продовольствия растет во многих зарубежных странах. Ожидать снижения мировых цен в 2012 году не стоит - такой безрадостный прогноз делают специалисты ФАО - продовольственной и сельскохозяйственной организации ООН. Причина - высокая стоимость нефтепродуктов и небогатые в течение последних лет урожаи. Тот факт, что цены на продовольствие в России традиционно выше европейских, аналитики объясняют субсидиями, которые ЕС раздает своим производителям, сообщает «Новый регион». Если наша страна также пойдет по пути наращивания объемов дотаций, то розничные цены на молоко, мясо и другие продукты можно остановить. Только удастся ли это сделать в условиях нынешней макроэкономической ситуации?

Номер выпуска: 
Оцените эту статью: 
Голосов еще нет