Вы здесь

В ОБНИМКУ С КНЯЗЕМ МЫШКИНЫМ

Сообщение об ошибке

Notice: Undefined variable: o в функции include() (строка 601 в файле /www/vhosts/st-vedomosti.ru/html/themes/bartik/images/bg.jpg).

В ОБНИМКУ С КНЯЗЕМ МЫШКИНЫМ
Марина Кандрашкина, Наталья Макагонова

На прошлой неделе Владимир Путин опубликовал свою статью «Россия: национальный вопрос». Рассуждая о межэтнических и национальных конфликтах, премьер-министр говорит о и том, что огромное значение в профилактике и преодолении этой проблемы принадлежит и образованию. Мол, если человек образован, знает культуру, традиции своего народа, то начинается его личностная самоидентификация, и тогда он вряд ли пойдет с мечом на представителей другой нации. Следовательно, пора нам окультуриваться. Как это сделать? Что ж, В. Путин дает ответ и на этот вопрос. Цитирую:
«В некоторых ведущих американских университетах каждый уважающий себя студент должен прочитать 100 книг по специально сформированному списку. Наша нация всегда была читающей нацией. Давайте проведем опрос наших культурных авторитетов и сформируем список 100 книг, которые должен будет прочитать каждый выпускник российской школы. Не вызубрить в школе, а именно самостоятельно прочитать. И давайте сделаем выпускным экзаменом сочинение на темы прочитанного. Соответствующие требования должна задавать и государственная политика в области культуры. Имеются в виду такие инструменты, как телевидение, кино, Интернет, массовая культура в целом, которые формируют общественное сознание, задают поведенческие образцы и нормы».
Вот такое интересное предложение. Хотя, прежде чем воплощать его в жизнь, нужно подумать и о неком экспертном Совете, кто вычитывал бы эти произведения, ибо то, что сегодня творится на литературном рынке, иначе как вакханалией не назовешь. Казалось бы, прилавки так и пестрят зазывными надписями типа «лидер продаж», «мировой бестселлер», «классика современной литературы». Вкусно? Увы, но это до тех пор, пока не откроешь красочную обложку.
И полбеды, если бы дело касалось только современных писателей. Но сейчас существует масса интерпретаций и русской классики. Нет, оговорюсь сразу, «Мертвые души» Н. Гоголя или «Анну Каренину» Л. Толстого пока никто не взялся переписывать или делать дополнение к произведениям. А вот что касается детских сказок...
Как-то раз я купила дочке книгу, где бедные родители, которым нечем было кормить детей, отвели их в темный лес, чтобы тех съели волки. А недавно моя коллекция пополнилась новыми «шедеврами». Например, знаете ли вы, что Золушка ездила на бал дважды? Видимо, с первого раза туфельку потерять не удалось, и фея отправила крестницу на вторую попытку обрести женское счастье. А Василису Прекрасную украл вовсе и не Кощей Бессмертный, а его посредник в темных делах Баба-яга. А известно ли вам, читатель, с каким упоением прекрасный принц таскал на себе гроб с мертвой принцессой, пока не разбил его? И только тогда он, опечалившись, поцеловал принцессу? Я так понимаю, чтобы загладить вину, что ли?
Да уж... Это было бы смешно, если бы не было так глупо. Между тем, как уверяют библиотекари, на страницах детских книг можно встретить и не такое! Взять ту же самую серию «Детский детектив». Ее содержание, мягко говоря, удивляет. Интрига сюжета вертится вокруг больничного морга, где орудует банда санитаров, которые на золотых зубах умерших людей делают бизнес. Автор книги, не скупясь, рисует нам картину места действия: «Мертвецы лежали на спине, уставившись в потолок. На синих губах застыла странная гримаса». В помощь автору художник снабдил описание черно-белыми иллюстрациями, а между тем книжка адресована детям среднего школьного возраста. А сам текст? Не спорю, молодежный сленг вполне уместен в детской литературе, но обилие слов вроде «втюрилась» и «заржал» несколько смущает.
Впрочем, грешат этим не только книги, но и куча всевозможных мультиков, транслируемых на детских (!!!) каналах. Не знаю, как ваши дети, а моя дочка готова с утра до вечера смотреть «Спанч Боба» по «Никелодеон». Вот только «злые» родители категорически против данного телепросмотра. Потому как недавно я тоже села посмотреть этот мультик, чтобы понять, чем же он нравится моей дочери и ее ровесникам. И, скажу честно, сильно пожалела, что не сделала этого раньше Ибо в течение десяти минут, пока длилась серия, я раз шесть услышала «ты че, чувак?» и «придурок». Словом, да здравствует великий и могучий русский перевод западного мультика.
Невольно возникает вопрос: чему может научить подобная литература? А между тем именно такие произведения пользуются спросом, оттесняя на задний план Достоевского, Пушкина, Толстого, Гончарова, Чехова и т.д., чьи произведения нужно не только читать, но и думать о том, что прочитал.
Интересно, а многие ли сегодня читают классиков? Выйдя на улицы Ставрополя, мы предложили случайным прохожим ответить на два, казалось бы, простых вопроса: кто такой князь Мышкин и А.С. Пушкин?
Каковы результаты? Что касается Александра Сергеевича, с этим заданием справились все! Кто-то сразу, кто-то после маленькой паузы восклицал: «Конечно же, поэт!» Знакомы ставропольцам и произведения данного автора. По крайней мере, сказку «О рыбаке и рыбке», поэму «Руслан и Людмила» и роман «Евгений Онегин» назвал каждый из наших респондентов. Более того, многие даже стали цитировать наизусть «Мороз и солнце, день чудесный» и «У лукоморья дуб зеленый».
Воодушевленные таким поворотом событий, мы попытались копнуть еще глубже и спросили у ставропольцев о содержании таких пушкинских произведений, как «Метель», «Дубровский», «Капитанская дочка»... Увы, но здесь у наших опрашиваемых возникли маленькие трудности. Кто-то путал Марью Гавриловну из «Метели» с Лизой Муромской из «Барышни-крестьянки», а Петра Гринева из «Капитанской дочки» с лермонтовским Печориным. Без помарок справились с заданием лишь четверо эрудитов, с которыми мы познакомились на улице Карла Маркса, и студенты СГУ. Но оно и понятно. Уж кто-кто, а студенты-филологи априори должны знать классику назубок.
Между тем следующий вопрос, о князе Мышкине, тоже привел в замешательство восемь из пятнадцати опрошенных. Подчиняясь законам логики, некоторые отнесли знаменитого персонажа из романа Ф. Достоевского «Идиот» к российским писателям. И, что парадоксально, сделали это... старшеклассники.
- А что, литературу в школе отменили? Вы же этот роман по программе проходите, - недоумевали мы.
Но, как уверяли нас ребята, ничего подобного. Другое произведение Ф. Достоев-ского, «Преступление и наказание», - это да, в школе они изучают. И «Раскольникова, зарубившего старуху-процентщицу топором, и Сонечку Мармеладову, работающую проституткой» горе-ученики помнят. А вот дальше этого, пардон, никому из них не нужно, поскольку все равно ЕГЭ сдавать по данному предмету не планируют. А для души? Для души есть рок, техно и пепси!
Однако на этом вариации на тему «кто такой Мышкин» не закончились. Оказалось, что это «кто-то из современной попсы», «полководец типа Кутузова», «фаворит Екатерины Второй» и даже «отрава для грызунов». Ну не стыд?
В общем, инициатива Путина как нельзя кстати. И мы решили одними из первых начать воплощать ее в жизнь, внеся свою скромную лепту в будущий список. Для этого корреспонденты «Ведомостей» позвонили известным людям края и попросили назвать пять произведений российских классиков, которые должен знать каждый ставрополец и почему.
Людмила Кузякова, председатель комитета по образованию и науке Думы СК:
- Честно говоря, русская литература настолько богата и уникальна своими произведениями, что очень сложно посоветовать какого-либо определенного автора и его детище. Наверное, это дело вкуса, и каждый должен решить для себя сам, что и когда ему читать. И, наверное, теперь уже актуально говорить и на чем. Потому что из общения с современной молодежью я вижу, что они больше предпочитают электронные носители информации, фейсбуки, нежели традиционную книгу из бумаги. Но в любом случае в этом списке должны быть А.С. Пушкин, М.Ю. Лермонтов, Л.Н. Толстой, Ф.М. Достоевский. Не стала бы сбрасывать я со счетов и зарубежных авторов, того же Д. Лондона, Т. Драйзера, Ч. Диккенса.
Алексей Селюков, уполномоченный по правам человека в Ставропольском крае:
- Если ставропольцы хотят знать историю нашей страны, понимать реалии, в которых они живут сегодня, и не забывать традиции и культуру наших предков, то они обязательно должны расширить и обогатить свой кругозор следующими произведениями:
1. «Слово о полку Игореве».
2. Стихи, поэмы, произведения А.С. Пушкина.
3. Лирика Н.А. Некрасова.
4. «Тихий Дон» М.А. Шолохова и другие его произведения.
5. Произведения А.И. Солженицына, в частности «Архипелаг ГУЛАГ».
6. Произведения Л.Н. Толстого.
Вячеслав Головко - доктор филологических наук, профессор, заведущий кафедрой «История русской и зарубежной литературы», член Союза российских писателей, лауреат общероссийской премии им. М. Цветаевой.
- Как сказал Александр Твардовский: «Русская классика - это эстетическая школа нравственности». Сегодня ни для кого не секрет, что сейчас происходит деградация общества. Об этом я даже написал статью «Нам нужен новый нацпроект - нравственность», которая вышла в журнале «Сияние». Русская литература обладает повышенным гуманистическим пафосом, поднимает проблемы универсального характера, формирует картину миросозерцания, что очень важно для каждого человека. Именно этим наша литература обогатила мировую культуру. Сейчас во всем мире самые читаемые писатели - русские классики. Вершиной нашей классической литературы я считаю следующих:
А.С. Пушкин - это, как говорится, наше все. Помимо «Евгения Онегина», «Повестей Белкина» и многих других его произведений, я хотел бы выделить поэму «Медный всадник».
Н.В. Гоголь «Мертвые души» - произведение-пророчество о нашем будущем.
И.С. Тургенев - проза Тургенева полна эмоций и размышлений, которые так близки русской душе. Это удивительный, очень русский писатель, чей талант был признан и соотечественниками, и великими европейскими поэтами и прозаиками. Особенно хочется отметить его повесть «Довольно» и стихи в прозе.
Ф.М. Достоевский - «Братья Карамазовы». Самый сложный, самый многоуровневый и неоднозначный из романов Достоевского, который критики считали «лучшим из произведений о загадочной русской душе».
Л.Н. Толстой - «Война и мир». Его нравственные абсолюты - это ориентиры в нашей жизни.
А.И. Герцен - «Былое и думы». Это произведение - энциклопедия жизни.
М.И. Цветаева - поэт, равному которого в России просто нет. В мировом рейтинге ее имя стоит наравне с такими именами, как Шекспир, Гете, Данте и Пушкин. Кстати, в этом году во всем мире будут отмечать 120-летие со дня рождения Марины Ивановны.
Александр Жуков, актер Ставропольского академического театра им. М.Ю. Лермонтова, заслуженный артист России.
- Ф.М. Достоевский. Роман «Бесы» - одно из самых интересных и загадочных произведений Федора Михайловича. Вообще, Достоевский - писатель, проникнувший в самые потаенные уголки человеческой души. Он создавал прекрасные психологические романы, был знатоком душ человеческих. В его произведениях показано, насколько интересен и необычен может быть каждый отдельно взятый человек, пусть это даже «маленький человек», нищий и задавленный жизнью.
А.И. Куприн. «Олеся», «Гранатовый браслет», «Суламифь». Любовь в произведениях Куприна искренна, преданна и бескорыстна. Это такая любовь, которую мечтает однажды обрести каждый. Любовь, во имя и ради которой можно принести в жертву что угодно, даже собственную жизнь, которая пройдет сквозь любые преграды и барьеры, разделяющие тех, кто искренне любит, Она одолеет зло, преобразив мир и наполнив его яркими красками, но, самое главное, сделает людей счастливыми.
И.А. Бунин. Проза Бунина почти магически воздействует на читателя. Понять причины этого, можно лишь читая произведение не один раз, не торопясь. Необычайная сила и искренность чувства свойственны героям бунинских рассказов. «Темные аллеи» - эту книгу поистине можно назвать энциклопедией любви.
В.М. Шукшин. Шукшинские персонажи - фантазеры и мечтатели. Они оригинально мыслят, воспринимают жизнь поэтически, стремятся наделить ее собственной легендой, веселой выдумкой, сказкой. Шукшинские герои откровенно, независимо, горячо спорят о вечном и сиюминутном, о добре и зле, о смысле жизни, о призвании человека.
М.А. Булгаков. Всякий художественный текст Булгакова - тайна, загадка, которую нужно разгадать. Этим он и привлекателен. «Мастер и Маргарита» - апогей творчества писателя. Вообще, Булгаков мне близок. «Театральный роман» - это самое правдивое произведение о театре, а в спектакле «Белая гвардия» я сыграл одну из главных ролей - Алексея Турбина.

Автор: 
Номер выпуска: 
Оцените эту статью: 
Голосов еще нет