Вы здесь

КАК КАРТЫ ЛЯГУТ...

Сообщение об ошибке

Notice: Undefined variable: o в функции include() (строка 601 в файле /www/vhosts/st-vedomosti.ru/html/themes/bartik/images/bg.jpg).

КАК КАРТЫ ЛЯГУТ...
Валерия ПЕРЕСЫПКИНА

Сколько существует игр в карты, наверное, не скажет никто, ведь есть всемирные общие игры типа покера, преферанса, а есть и присущие только одной какой-нибудь стране. Издавна в карты играли и играют сейчас как любители, так и профессионалы, и мошенники (как говорится, ловкость рук). Используются карты и для гадания, раскладывания пасьянсов, демонстрации фокусов. А вот об истории колоды карт, и конкретно российской, задумывался мало кто. Восполнить этот пробел решил известный ставропольский коллекционер и историк карт Евгений Григоренко.
НАЧАЛО
Нет такой семьи, где бы не было игральных карт. «Карты у нас в доме были, - рассказывает Евгений Николаевич, - но родители в них не играли. А вот я в школьные годы иногда играл с ребятами в «дурака». Помню, на летних каникулах, когда учился в классе шестом, у нас была настоящая карточная эпидемия - играли с утра до вечера. Потом это все куда-то ушло. Лет же двадцать назад мне попалась в руки интереснейшая книга Дмитрия Лесного «Игорный дом». Там было много красочных иллюстраций игральных карт. Это меня увлекло, вдохновило, и я стал коллекционировать колоды, отдельные необычные карты и книги о них. Почти в то же время, как-то проходя по рынку, вдруг обратил внимание на деда, который продавал навесные умывальники. Я заглянул в один из них и увидел спрятанные там старые карты. Оказалось, что торговец - ветеран Великой Отечественной войны побывал в фашистском плену, где он и нашел эти немецкие карты, которые потом советские солдаты переделали на «русский лад», подписав чернилами «дама», «валет», «король», тройку переделав в шестерку и так далее. Эти карты стали тогда одним из экспонатов моей коллекции».
Ну чем не мистика. Недаром же говорят, что игральные карты притягивают к себе как магнитом. Помните, как в «Пиковой даме» Пушкина, которую называют светской повестью с мистическими элементами? Написанная в 1833 году и раскрывающая излюбленную Александром Сергеевичем тему непредсказуемой судьбы, фортуны, рока, повесть послужила потом источником фабулы одноименной оперы Чайковского и нескольких художественных фильмов. А прототипом главной героини была княгиня Голицына - мать тогдашнего московского губернатора. Пушкин, как писали его современники, и сам был завзятым картежником. Ему, как игроку, было посвящено несколько книг. Да и сейчас продолжают выходить книги о быте пушкинского Петербурга, где есть упоминания об игре в карты, но какие именно колоды брал в руки великий русский поэт - неизвестно. Эти и многие другие белые пятна в истории российских карт около десятка лет раскрывает Григоренко в своих многочисленных статьях.
ОТ ИВАНА ГРОЗНОГО
За эти годы Евгений Николаевич познакомился и подружился с коллекционерами и дилерами игральных карт по всему миру. Раньше это была обширная переписка, а ныне стало гораздо проще общаться по Интернету. Познакомился он и с Дмитрием Лесным, в 2006 году стал редактором раздела «Игральные карты» в его новой книге «Игорный дом» - в тысячу (!) страниц. «На презентации этой книги, - говорит Григоренко, - которая проходила в казино «Голден Гарден» Санкт-Петербурга, мне подарили два экземпляра. Они были такие тяжелые, что я их еле довез до дома. Но сейчас у меня осталась только одна книга, вторую выпросил друг-англичанин для библиотеки Оксфордского университета».
До сих пор многие исследователи считают, что в России игральные карты появились в середине XVIII века. Евгений Николаевич, пройдя длинный путь по архивам, библиотекам двух наших столиц, выяснил, что упоминания о русских игральных картах есть в документах конца XVI - начала XVII столетия. Так, в своде законов царя Алексея Михайловича «Уложение» за 1649 год в статье 15 главы 22 упоминаются картежники как потенциальные преступники. Уже тогда люди понимали, что карточная игра до добра не доводит. «Получилось так, - отмечает Григоренко, - что мне пришлось, чтобы прочитать архивные дела того времени, изучить так называемую гражданскую скоропись, которой пользовались при Петре Первом. Ведь многие буквы писались тогда не так, как сейчас. Читается она тяжело, а потому эти документы до меня никто и не спрашивал в архивах. Нашел я даже учебник по скорописи, занимался по нему. А так как я общаюсь с коллекционерами из Англии, Германии, Франции, других стран, к школьным знаниям по французскому языку прибавился английский язык. В результате написал большую книгу «Игральные карты в России. От Ивана Грозного до наших дней». Собираюсь в скором времени ее издать».
ПЕСТРАЯ ИСТОРИЯ
Прикоснувшись к истории игральных карт в России, Евгений Григоренко узнал, что старинные русские карты и колоды крайне редко встречаются в зарубежных коллекционных собраниях. Дело в том, что до революции в Россию был запрещен ввоз игральных карт, которые в Европе того времени выпускались и отличного качества, и с затейливой графикой «рубашек». Наши карты были более простые и в XIX веке, и в советское время, и не пользовались популярностью за рубежом. Потому-то многие коллекционеры и просили Евгения Николаевича прислать им образцы таких карт либо их копии. Так возникла идея создать эти копии, и Григоренко в течение последних двух лет осуществил уникальный проект: переиздал все карты, выпускавшиеся в Российской империи и в Советском Союзе. Тогда производство карт было государственной монополией, в СССР игральные карты выпускало только одно предприятие - Ленинградский комбинат цветной печати. Оно находилось в тех же корпусах, что и дореволюционная Императорская карточная фабрика. До революции, кстати, доход от продажи игральных карт (несколько миллионов рублей в год - это было очень немало) шел на благотворительные нужды. «История российских карт, - говорит Евгений Николаевич, - очень пестрая. Помимо официально выпущенных, есть самодельные, тюремные и многие другие. Оригинальные и отлично выполненные карты были и в советское время. В 1930 году была выпущена колода под названием «Антирелигиозные», в 1934 году - одна из редчайших колод «XVIII век» (художественное течение «арт-деко»), а в 1942 году - «Антифашистские», где пиковый король изображал карикатуру на Гитлера. Недавно в моей коллекции появились три колоды карт начала XIX века - пушкинской поры. Сейчас эти экспонаты представлены в Музее игральных карт в Петергофе - единственном в России музее, посвященном истории карт».
У НИХ И У НАС
Первый россиянин в составе Международного общества коллекционеров игральных карт, ставрополец Евгений Григоренко знает о картах, пожалуй, все. Потому и может сравнить, как обстоят дела с игральными картами за рубежом и у нас. Как-то так повелось, что в России игра в карты периодически была под запретом. А в США сама традиция игры в карты считается вполне нормальной. Там организуют покерные турниры даже на предприятиях. Колоды карт выпускаются самые разнообразные - как сувениры и объект рекламы, и большими тиражами. Много там и коллекционеров карт, как и в Европе. Евгений Григоренко вообще считает, что популярность коллекционирования в обществе является показателем степени его интеллектуального развития. В пригороде Парижа, к примеру, есть музей карт, который в 2006 году был признан лучшим музеем Европы, что говорит о том, что культурное наследие, даже в виде игральных карт, там бережно сохраняется и пропагандируется. Почти каждую неделю за рубежом выходит книга, посвященная игре в карты. Очень часто проходят карточные выставки. Все это идет в рамках общего культурного процесса.
У нас это редкость. Художественный уровень игральных карт значительно упал. Зачастую можно увидеть изображения кошечек, собачек, героев мультфильмов, сериалов, даже покемонов. Уровень отечественного карточного производства тоже упал, можно сказать, что утрачен. Однако надежда на его возрождение нас не покидает. В 2006 году в Ставропольском краевом музее изобразительных искусств прошла персональная выставка Григоренко «Игральные карты - в зеркале и зазеркалье». На открытие пришло более полутора сотен человек, что стало приятной неожиданностью и для коллекционера, и для музейщиков. «Игральные карты, - говорит Евгений Николаевич, - это доступный вид коллекционирования, демократический предмет из мира антиквариата. У меня дома весь кабинет занят колодами, отдельными картами и книгами о них. Коллекция постоянно меняется и обновляется: что-то уходит, что-то меняю или дарю. У меня, к слову, вся семья - люди увлеченные: и жена Оксана Борисовна - директор интернет-магазина, и 12-летний сын Костя. Есть у нас и коллекция фигурок клоунов. Началось все с подарка: 4 клоуна с картами в руках. Так и пошло. Сейчас их собралось штук 250. Но это совсем уже другая история».

Номер выпуска: 
Оцените эту статью: 
Голосов еще нет