Вы здесь

АЛЕКСАНДР СКОРНЯКОВ: «ЧЕМ НИЖЕ ИНФЛЯЦИЯ, ТЕМ МЕНЬШЕ ТАРИФЫ»

Сообщение об ошибке

Notice: Undefined variable: o в функции include() (строка 601 в файле /www/vhosts/st-vedomosti.ru/html/themes/bartik/images/bg.jpg).

АЛЕКСАНДР СКОРНЯКОВ: «ЧЕМ НИЖЕ ИНФЛЯЦИЯ, ТЕМ МЕНЬШЕ ТАРИФЫ»
Беседовала Ирина ПОСТОВАЯ

В редакцию «Ведомостей» очень часто обращаются читатели с одними и теми же вопросами - люди возмущаются слишком высокой стоимостью коммунальных ресурсов. Порой у ставропольцев на это уходит до половины месячного дохода. При этом многие совершенно не понимают, из чего складываются тарифы, почему они постоянно растут, когда, наконец, наведут порядок и платить за коммуналку нужно будет не больше, а меньше. Со всеми этими вопросами мы решили обратиться к председателю краевого комитета ЖКХ Александру Скорнякову. Почему именно к нему? Да потому что хотя регулированием тарифов занимается другое ведомство - Региональная тарифная комиссия - коммунальщики напрямую зависят от ее решений и постановлений. Да и в конечном итоге именно установленный тариф определяет то, как будут жить предприятия системы ЖКХ в дальнейшем, что удастся сделать для того, чтобы обеспечить надежность их работы и возможность проводить модернизацию отраслей коммунального хозяйства. Об этом и пойдет речь в нашем интервью.
- Александр Иванович, давайте начнем наш разговор с довольно простого, на первый взгляд, вопроса: что же такое тарифы и из чего они формируются?
- Это стоимость одной единицы измерения нашей продукции условно - куба воды, киловатт-часа электроэнергии, гигакалории тепла, причем за основу берется экономически обоснованная цена производства того или иного коммунального ресурса.
Формируется тариф из затрат, которые предприятия должны понести на производство ресурсов. Это вложения, которые необходимы для того, чтобы получить свет, воду, газ, тепло и доставить их до потребителя. Помимо этого, есть налоговое бремя, средства, затраченные на поддержание в нормальном состоянии коммунальным предприятием основных фондов и текущее содержание сетей и т.д.
Многие потребители недоумевают, почему по отношению к коммунальному ресурсу применяется именно понятие «тариф», а не цена, к примеру. Так принято. Вы знаете, что есть железнодорожный тариф, транспортный и т.п. По сути, тариф - это то же самое, что цена. Отличается он только порядком формирования, да еще тем, что стоимость коммунальных услуг - величина, регулируемая государством.
- Традиционно с приходом нового года у нас росла стоимость коммунальных услуг. Исключением из общего правила стал только нынешний год. Но, как всем известно, совсем повышения цен нам не избежать, его просто отложили на время. И все-таки могут ли тарифы быть заморожены, а еще лучше, могут ли они начать снижаться?
- Проблема здесь, как мне кажется, не в том, что стоимость коммунальных ресурсов постоянно растет, а в том, что реальный уровень доходов населения оставляет желать лучшего. Это понимает руководство страны и предпринимает меры для того, чтобы сдерживать эти процессы в разумных рамках. В прошлом году рост оплаты коммунальных услуг населением по совокупному набору платежей был ограничен планкой в 15 процентов, в этом - правительством поставлена задача не допустить повышения более 12 процентов. С 1 января мы имеем нулевой рост тарифов, благодаря чему удалось сдержать инфляционные процессы.
К сожалению, тарифы подрастут, как уже все знают, с 1 июля. Свет подорожает на 6 процентов, вода и тепло - на 12, в два этапа (по 6 процентов с июля и с сентября), а газ - на 15 (правда, учитывая, что к тому времени уже пройдет половина отопительного сезона, реальный рост составит около 8,3 процента).
Мое мнение, что рост стоимости услуг ЖКХ должен быть не выше инфляции. Если она будет равна нулю, тогда и тариф не будет расти.
Другой вопрос, что сдерживать рост цен на коммунальные услуги нужно и за счет уменьшения внутренних издержек в отрасли, внедрения в производство энергосберегающих технологий и инноваций, чем мы сейчас и занимаемся. Планы у нас серьезные. Вопрос - где взять средства на их реализацию. Ведь модернизация жилищного хозяйства требует огромных вложений. Возьмем, к примеру, тепловое хозяйство. Чтобы приступить к реконструкции котельных края, нам пришлось взять кредит под гарантии правительства края. Благодаря этому стало возможным провести модернизацию 47 объектов. В этом году реконструкция ждет еще порядка 50 котельных.
При этом затраты на проведение этих мероприятий не отражаются на потребителях. За счет повышения энергоэффективности и ресурсосбережения идет значительное снижение расходов топливно-энергетического комплекса, и как результат - экономия. Эффект от реализации этих программ составляет 40 миллионов в год. Срок окупаемости - около пяти лет.
Но одно дело, если вложения окупятся за пять-семь лет, а другое - если это в лучшем случае произойдет лет через 15, как, например, в водном хозяйстве. Понятное дело, что в отрасли водоснабжения изыскать ресурсы для проведения этой работы намного сложнее. Не торопятся помогать нам и инвесторы, потому что не считают это экономически выгодным.
- А что, ситуация по воде у нас и впрямь критическая?
- Я бы сказал, что положение сложное, при норме 40 порывов на сто километров сетей мы имеем 120-130. Соответственно, больше приходится тратить и на проведение восстановительных работ.
А вообще, насколько изношены сети, можно понять только после детального их обследования. То, что сегодня их износ составляет 60-70 процентов, мы говорим только на основании бухгалтерских документов. А комплексное обследование состояния водопроводов - это колоссальная и дорогостоящая работа. Мы считаем, что лучше направить деньги на замену самых аварийных участков.
- Долгое время ведется разговор о том, что тарифы на обслуживание и содержание жилого фонда должны стать регулируемой величиной, и, более того, плата по так называемой первой строке должна взиматься всеми управляющими компаниями одинаково. Согласны ли вы с этим?
- С этим согласны все. Но необходимо понимать, что цена на услугу по содержанию и ремонту жилья не может быть одинаковой для всех МКД, так как дома разные, с индивидуальными техническими особенностями. Чтобы как-то создать минимальный стандарт жилищной услуги, Минрегионом разрабатывается «Перечень необходимых для обеспечения и надлежащего содержания в многоквартирном доме услуг и работ» и «Примерные условия договора управления МКД».
Именно эти давно ожидаемые стандарты помогут и людям, и управленцам понять, с какой точки отсчета договариваться при согласовании цены жилищной услуги. Этот документ позволит выполнить определенные обязательные условия по обеспечению безопасного содержания дома. Ведь зачастую сами жильцы, пытаясь сократить цену до минимума, отказываются от того или иного вида услуги и рискуют своим имуществом.
В Перечне будут обозначены те виды и объемы работ, которые касаются безопасного проживания в доме, то есть работы по обслуживанию инженерных систем, профилактические мероприятия, а также проведение санитарных обработок, дезинфекции. В документе будет оговорено, сколько раз и когда должны проводиться осмотр инженерных систем, кровли и стояков, ревизия запорной аппаратуры, чтобы в случае аварии, к примеру, в системе водоснабжения отключался не весь дом, а отдельные стояки. Сегодня же, как правило, это невозможно, потому что ревизия вентилей не проводится, не осуществляется их своевременный ремонт и замена. В Перечне будут оговорено и качество оказываемых услуг.
Все остальное собственники могут заказать дополнительно - например, установку домофонов, ремонт и поддержание порядка в подъездах, украшение их цветами, ковровыми дорожками, картинами и т.п.
Такие дома были раньше, есть они и сейчас. Хотя в наши дни намного больше примеров, когда в подъезды страшно войти - настолько они загажены. И виной всему вовсе не коммунальщики, а низкая культура населения. Разве это не парадокс, когда люди считают, что то, что в квартире - это мое, а то, что за ее пределами, та же лестничная площадка, - чужое?
К примеру, в Европе такого отношения к общему имуществу нет. Лестничные площадки в таком же ухоженном состоянии, как и квартиры.
К этому нужно приучать и наших сограждан, чтобы они не ленились, а лишний раз выходили подмести в подъезде, вытереть пыль, помыть полы. А то мы все ждем, пока это кто-то сделает за нас. Ну а те, кто не хотят убирать самостоятельно, пусть нанимают для этих целей специального человека и платят ему за это.
Вообще, предполагается, что собственники смогут заказать любую услугу - за соответствующую плату. Только тут возникает другой вопрос, что люди зачастую не знают, сколько и за что они платят. В этой связи мы решили подготовить документ, в котором будет оговорена средняя стоимость того или иного вида работ по краю. Например, сколько стоит замена одного метра трубы водоснабжения или канализации, уборка 1 квадратного метра территории, очистка подвала и т.п. И эти данные мы в ближайшее время разместим на сайте комитета ЖКХ.
Цены, конечно, ценами, но надо понимать: чисто не там, где убирают, а там, где не сорят. Поэтому надо сызмальства приучать наших детей, что и двор, и лавочка, и лестничная площадка с лифтом - это его же собственность, и относиться к своей и соседской собственности надо соответственно.
- Сегодня поставщики коммунальных ресурсов торопятся взыскивать оплату по общедомовым счетчикам, однако некоторые говорят, что по закону новая система оплаты коммунальных услуг начинает действовать лишь с июня этого года. Так кто же прав в этой ситуации?
- Законодательно закреплено, что собственники помещений в многоквартирном доме должны оплачивать потребленный коммунальный ресурс исходя из показаний общедомовых приборов учета, а там, где они отсутствуют, по нормативам. Однако массовая установка счетчиков началась не так давно, в основном они были только в новостройках, которые оснащались ими изначально. Так что для большинства жильцов переход на новую систему расчетов оплаты электроэнергии произошел недавно. Естественно, возникла масса вопросов. Понятно, что когда суммы в платежках отличаются незначительно - это одно, а если превышают прежние на 50-60 процентов, то вопросы неизбежны и помочь в таких случаях может только сверка данных и выявление тех, кто ставит на счетчики разные приспособления, которые помогают менять показания.
И все-таки платить за ресурс, потребленный на общие нужды, люди обязаны, и не когда-нибудь потом, а уже сейчас.
Что касается 1 июля, то согласно новым правилам предоставления коммунальных услуг, если до этого времени какие-то дома не будут оборудованы общедомовыми приборами учета, то ресурсоснабжающие организации должны поставить их за свой счет, а впоследствии получить с населения их стоимость.
- Александр Иванович, не получится ли так, что добросовестным жильцам многоквартирных домов придется оплачивать потребленный коммунальный ресурс и за себя, и за соседей, не передавших своевременно в управляющую компанию показания индивидуальных приборов учета или не заплативших во¬время?
- Однозначно нет. Даже если УК или ГРЦ не получили в положенный срок информацию, начисление все равно происходит - исходя из средних показателей потребления за год. Эта сумма и выставляется к оплате. Не заплатит собственник - у него образуется кредиторская задолженность. И платить ее ему придется в любом случае.
Другое дело, если кто-то потребил 10 кубов воды, а показал 5. Разница в таком случае разбрасывается на весь дом. А потому обязательное условие - проводить ревизию показаний индивидуальных приборов учета хотя бы раз в квартал.
Но намного сложнее приходится, если человек принимает меры, чтобы счетчик не крутился. Определить, кто ворует, трудно. Ориентироваться в подобных ситуациях нужно на количество проживающих в квартире.
- А были ли в этом году зафиксированы случаи необоснованного повышения тарифов?
- Регулируемые тарифы у нас в крае не повышены ни по одному району. А вот пример повышения стоимости оплаты на жилищные услуги есть в Андроповском районе в селе Курсавка. Цена за квадратный метр выросла с 6 до 8 рублей, хотя это нерегулируемый вид услуг, но мы проверяем обоснованность повышения: необходимо установить, было ли собрание жильцов, проголосовали ли собственники за это решение.
Наша позиция такова - необходимо наладить отчетность, открытость, прозрачность работы управляющих компаний с жильцами, а когда это будет отработано, заниматься взаимовыгодным сотрудничеством, в том плане, что люди больше платят, но и больше получают, а не платят и ничего не получают.

Номер выпуска: 
Оцените эту статью: 
Голосов еще нет