Вы здесь

«БЕЛАЯ ВИЛЛА» КАК ЦЕНТР ПРИТЯЖЕНИЯ

Сообщение об ошибке

Notice: Undefined variable: o в функции include() (строка 601 в файле /www/vhosts/st-vedomosti.ru/html/themes/bartik/images/bg.jpg).

«БЕЛАЯ ВИЛЛА» КАК ЦЕНТР ПРИТЯЖЕНИЯ
Валерия ПЕРЕСЫПКИНА

Кисловодский мемориальный музей-усадьба Н.А. Ярошенко торжественно отметил свой полувековой юбилей.
Имя выдающегося русского художника и общественного деятеля Николая Александровича Ярошенко тесно связано с Кавказом и конкретно с Кисловодском. Впервые блестящий офицер, дослужившийся до чина генерал-майора, приехал в город-курорт вместе с молодой женой. Здесь он с 1882 года проводил каждое лето, пытаясь излечить прогрессирующий туберкулез горла, а потом его дом на крутом берегу реки Ольховки, купленный в 1885 году и романтически названный его друзьями - известными отечественными художниками, музыкантами, артистами, учеными, писателями - «Белой виллой», стал до конца его жизни постоянным пристанищем семьи Ярошенко. В 1992 году Николай Александрович ушел в отставку и полностью погрузился в творчество и общественную деятельность. Наряду с Крамским он был одним из руководителей Товарищества передвижных художественных выставок. А его картины на этих выставках, колесивших по России, привлекали внимание к острым вопросам современной ему общественной жизни. Такие жанровые полотна Ярошенко, как «Кочегар», «Заключенный», «Студент», «В вагоне», и особенно «Всюду жизнь», были наиболее актуальны в конце XIX века, когда в обществе вызревали предреволюционные настроения.
Художник много ездил по Кавказу, дружил с передовыми и образованными людьми, которых называл «кунаками», и под влиянием впечатлений яркой кавказской природы он обращается в это время к пейзажу. Буквально очаровывают и сейчас его этюды «Бештау», «Красные камни», «Близ Кисловодска», «Березовая балка» и другие. Влюбленный в Кавказ, Ярошенко мог часами рассказывать своим многочисленным гостям об окрестностях Кисловодска, о Приэльбрусье, Теберде, Архызе, о колоритных горцах. А уж гостей у него всегда хватало. «Белая вилла» стала, по сути, центром притяжения, средоточием культурной жизни Кавминвод и всего юга России. На знаменитых ярошенковских «субботах» играл Рахманинов, пели Шаляпин и Собинов. Сценой для них служил «помпейский балкон», зрители же сидели в саду. Супруга художника Мария Павловна была хлебосольной хозяйкой, а потому сюда приезжали и подолгу жили художники Репин, Нестеров, Дубовский, Касаткин, Куинджи, артисты, Комиссаржевская, Станиславский, Збруева, ученые Менделеев, Павлов, писатель Успенский. В общем, цвет российской культуры и науки.
Помимо занятий живописью и графикой, Николай Ярошенко принимал активное участие в жизни города-курорта, в частности, в строительстве собора во имя Святителя Николая. Он и сам расписывал стены храма, и привлекал к этой важной и ответственной работе друзей-художников. Там-то, в ограде Свято-Никольского собора, его и похоронили, когда у Николая Александровича в июне 1898 года остановилось сердце. Художнику было всего 52 года. А его верная спутница жизни Мария Павловна пережила Ярошенко на 17 лет и обрела вечный покой на том же кладбище, рядом с мужем. В декабре 1918 года по инициативе председателя Совнаркома Ленина, который очень ценил творчество Ярошенко, был основан его музей. Имя художника получила и улица, прилегающая к усадьбе. Однако вскоре, когда Кисловодск был захвачен белогвардейцами, музей закрыли, а многие экспонаты были разворованы. В 1935 году новые власти взорвали храм Николая Чудотворца и кладбище. Чудом уцелела только одна могила - художника Николая Ярошенко. На территории же усадьбы поселились сотрудники кардиологической клиники, здесь расположилась прачечная и другие хозпостройки.
Память о замечательном русском художнике Николае Александровиче Ярошенко так бы и канула в Лету, но после окончания Великой Отечественной в Кисловодск приехал на лечение художник-фронтовик Владимир Секлюцкий. Совершенно случайно он обнаружил заброшенную могилу своего любимого живописца, привел ее в порядок, и получилось так, что вся последующая жизнь Секлюцкого была отдана восстановлению «Белой виллы». 14 лет блуждали по учреждениям документы и ходатайства об открытии музея Ярошенко. И, наконец, в 1992 году мемориальный музей-усадьба открыл свои двери для посетителей. Начиналось художественное собрание с единственного экспоната - подсвечника, принадлежавшего семье художника. Но на призыв Владимира Вячеславовича откликнулись потомки многих выдающихся русских деятелей искусств, друживших с Ярошенко, из частных собраний и музеев СССР и других стран стали поступать картины и предметы быта художников-передвижников и самого бывшего хозяина «Белой виллы». Теперь в фонде музея свыше тысячи единиц хранения, возродилась и приобрела прежние милые черты сама усадьба. И все это благодаря самоотверженному труду небольшого коллектива, который возглавляет уже много лет заслуженный работник культуры РФ Нина Бескровная.
Ныне Кисловодский мемориальный музей-усадьба Н.А. Ярошенко - уникальное учреждение культуры, которое, как и во времена художников-передвижников, является центром культурной жизни юга России. Конечно, за эти 50 лет было много всякого - и хорошего, и плохого. Но даже в тяжелые для нашей страны 90-е годы уже прошлого XX века коллективу музея помогали члены попечительского совета под руководством знаменитого кинорежиссера Станислава Говорухина. На юбилейные торжества, центром которых стала выставка «Создатели музейной сокровищницы», приехали многие друзья и помощники коллектива музея. Были и подарки, и поздравительные телеграммы от министра культуры РФ Александра Авдеева, известных писателей, художников, музыкантов, коллег-музейщиков. Но главное, что здесь, на «Белой вилле», продолжается просветительская деятельность, которой был так предан русский художник Николай Ярошенко.

Номер выпуска: 
Оцените эту статью: 
Голосов еще нет