Вы здесь

ПРЕОДОЛЕТЬ СТРАХ И ОТСТАВАНИЕ

ПРЕОДОЛЕТЬ СТРАХ И ОТСТАВАНИЕ
Галина Сергушина

Россия в ближайшее время вступит во Всемирную торговую организацию. Однако аббревиатура ВТО, во всем мире считающаяся символом цивилизованной торговли, для российских сельхозтоваропроизводителей по-прежнему страшилка. Впереди необходимость конкурировать с Западом, где за счет лучшего оборудования, машин и технологий ниже себестоимость продукции, ниже уровень коррупции, оказывающей в нашей стране существенное влияние на развитие собственного производства, тормозящей его, открывая дорогу не всегда качественным поставкам переизбыточного западного производства. Однако ВТО уже не просто стучится в российские двери, Россия стоит на пороге ВТО. И надо быть готовыми к встрече.
Российская Федерация, являясь частью мирового сообщества, принимает основные направления его развития. Поэтому интеграция в ВТО неизбежна. Сегодня аналитики систематизируют преимущества и недостатки от вступления нашей страны во Всемирную торговую организацию. В перечне преимуществ - получение более благоприятных условий доступа на мировые рынки товаров и услуг на основе предсказуемости и стабильности развития торговых отношений со странами-членами ВТО, устранение дискриминации в торговле за счет доступа к механизму ВТО по разрешению споров, обеспечивающему защиту национальных интересов в случае, если они ущемляются партнерами. Кроме того, - возможность реализации своих текущих и стратегических торгово-экономических интересов путем эффективного участия в выработке новых правил международной торговли, а также перспективы развития экспортного потенциала страны и увеличения иностранных инвестиций.
ЧЕТЫРЕ «КОРЗИНЫ» ВТО
Особенности функционирования национального сельского хозяйства в условиях вступления во Всемирную торговую организацию будут определяться принципами ВТО в этой сфере. Они представлены так называемой системой корзин.
«Красная корзина» - запрещенные меры поддержки сельского хозяйства. Т.е. вне закона экспортные субсидии, субсидии, направленные на поощрение использования местных товаров, продукции по отношению к импортируемым. К примеру, тарифы для экспортных отгрузок нельзя устанавливать или взимать на более льготных условиях по сравнению с перевозками на внутреннем рынке. Сюда же относится недопустимость прямых экспортных субсидий.
«Желтая корзина» - это меры, запрещающие создавать экономические преимущества национальным производителям. Для стран-членов ВТО определяется общий предельный уровень этих мер поддержки (в денежной форме). Члены ВТО должны взять на себя обязательства по сокращению таких мер.
«Зеленая корзина» - фактически разрешенные субсидии. Страна-член ВТО может финансировать научно-исследовательские работы и внедрение их результатов, оказывать господдержку в борьбе с вредителями сельхозкультур, на проведение ветеринарных мероприятий, подготовку кадров, охрану окружающей среды, улучшение плодородия почв. Также не запрещается финансовое участие правительства страны-члена ВТО в программах страхования, в помощи при стихийных бедствиях. Допускаются и дотации регионам, находящимся в неблагоприятных условиях.
«Голубая корзина» - это прямые платежи производителям за ограничение и сокращение производства сельхозпродуктов. Здесь речь идет о выведении земли из сельхозоборота, сокращении поголовья скота в сельском хозяйстве и сокращении занятости людей в сельхозпроизводстве. При этом платежи производятся по отдельным сельхозугодьям. Т.е. казавшееся нам непонятной экзотикой правило, когда, допустим, фермеру платят не за наращивание производства, а за его сокращение, поскольку продукцию некуда сбывать, это правило может применяться и для России.
Сегодня, когда наша страна плотно сидит на импортной продовольственной игле, понять это простому человеку непросто. В чем же тогда будет заключаться продовольственная безопасность России?
Однако большинство экспертов в сферах агропромышленного производства отмечают, что правительству РФ удалось добиться очень хороших условий вступления в ВТО, если говорить о господдержке отечественных производителей. Но эксперты же сходятся во мнении, что без серьезной поддержки государства многие российские сельхозпроизводители, поставленные в условия жесткой конкуренции с импортной продукцией, просто исчезнут с рынка. Так что тревоги ставропольских крестьян имеют под собой вполне реальную основу.
С ЧЕМ ИДЕТ В ВТО СТАВРОПОЛЬЕ?
В министерстве сельского хозяйства края создана рабочая группа под руководством первого заместителя министра Александра Мартычева. В нее вошли также представители ряда отраслевых организаций и ведомств, эксперты, аналитики. Проводится анализ локального рынка, чтобы спрогнозировать последствия вступления в ВТО для регионального аграрного комплекса.
По оценкам Ставропольского государственного аграрного университета, сельское хозяйство края формирует от 10 до 15 процентов валового регионального продукта и обеспечивает занятость 17,5 процента населения. На одного жителя Ставрополья приходится более 2 гектаров сельскохозяйственных угодий и 1,4 гектара пашни. Это - один из самых высоких показателей стран-экспортеров сельскохозяйственной продукции.
Т.е. интенсивное использование земли и труда создает предпосылки для производства продукции. Но фактически хорошо они у нас реализованы только в зерновом производстве. А вот продукция овцеводства, свиноводства, скотоводства не имеет актуальных сравнительных преимуществ. Т.е. попросту говоря, в этих отраслях конкурировать с другими странами-членами ВТО очень непросто.
Что касается зернового рынка не только края, но и всего Северо-Кавказского федерального округа, эксперты Ставропольского государственного аграрного университета оценивают его как экспортоориентированный локальный рынок. Напротив, рынок масложировой продукции в регионах СКФО, по оценкам тех же экспертов, ориентирован на импорт. Только в Карачаево-Черкесской республике положение несколько лучше.
Не менее важным в СКФО является локальный рынок овощей. По оценкам ученых, за последние 4 года этот показатель, как в целом по округу, так и по отдельным территориям, серьезных изменений не претерпел. Основным продавцом на этом рынке является республика Дагестан. Общая проблема для всех территорий - низкий уровень товарности произведенной продукции. В 2010 году он составил всего 20 процентов. Оттого и вынуждены мы зимой покупать израильскую морковку и редиску, египетскую картошку, что своих, во-первых, выращиваем недостаточно, а во-вторых, не имеем достаточного количества современных хранилищ. Поэтому местные овощи едим, как правило, только в сезон. По продовольственной безопасности овощепродуктового локального рынка у нас тоже отрицательное сальдо.
Как отмечают аналитики, основной характеристикой агропродовольственного экспорта края является его высокая концентрация на нескольких товарах. Это зерновые, пшеничная мука. В небольших объемах и эпизодически Ставрополье экспортирует семена подсолнечника, живых овец, немытую шерсть, мясо птицы. А вот продукты переработки сельхозсырья практически не выходят на внешний рынок.
Т.е. потенциал повышения конкурентоспособности регионального АПК за счет развития перерабатывающей промышленности не использован. Правда, уровень зависимости от импорта сельхозсырья и продовольствия на Ставрополье в разы ниже среднероссийского. По анализу ученых, доля импортного продовольствия за всю современную историю России никогда не опускалась ниже 30 процентов, а в 2009 году составила в стране 42 процента. Аналитики считают, что степень открытости отечественного рынка не соответствует критериям, предусмотренным Доктриной продовольственной безопасности, и создает неблагоприятные базовые условия для России при вступлении в ВТО.
ВОЗМОЖНОСТИ И УГРОЗЫ
Анализируя последствия вступления в ВТО для агропромышленного комплекса Ставрополья, эксперты отмечают его сильные и слабые стороны. В чем наша сила? - Это высокая обеспеченность сельхозугодьями и сравнительно дешевой рабочей силой. Отсюда сравнительные преимущества в производстве зерна, мукомольной и крупяной продукции, птицы и продуктов ее переработки.
В производстве зерна и мяса птицы функционируют крупные высокотехнологичные компании, включающие весь производственный цикл от производства до продажи готовой продукции. Есть предпринимательские структуры с высоким уровнем менеджмента, финансовой устойчивости и эффективности производства.
Еще один плюс - то, что реализуются краевые и ведомственные целевые программы по развитию отдельных направлений сельхозпроизводства. Ведется работа по сохранению и повышению плодородия почв. В условиях вступления России в ВТО их можно рассматривать как меры упреждающего характера.
В чем наша слабость? - Несбалансированный баланс ввоза-вывоза. Преобладает вывоз сырья и ввоз продуктов питания глубокой переработки. Это характеризует низкий уровень развития пищевой перерабатывающей промышленности.
Еще один минус - отставание в технологиях производства большинства видов сельскохозяйственной и продовольственной продукции. Эксперты отмечают также слабое развитие производственной и логистической инфраструктуры аграрного рынка. Это не позволяет производителям эффективно управлять процессами сбыта и продвижения продукции.
Отсутствие грузоформирующих узлов препятствует созданию крупных партий зерна для участия в биржевой торговле, экспортных поставках.
Край имеет слабые конкурентные позиции по сравнению с соседними российскими территориями в области производства, переработки и реализации молочной, плодоовощной и мясной продукции.
У сельхозпроизводителей Ставрополья нет знаний и навыков подготовки продукции к продаже в соответствии со стандартами и гигиеническими нормами, установленными Всемирной торговой организацией. Имеется и дефицит квалифицированных кадров. Работа в условиях ВТО требует, помимо традиционных специалистов аграрной сферы, экспертов, специалистов по ведению международных торговых споров.
Какие возможности для снижения негативных последствий видят ставропольские аналитики для АПК региона? - Это создание совместных предприятий с привлечением иностранного капитала для организации высокопродуктивного аграрного производства с использованием интенсивных технологий. Развитие ставропольского бренда на внешнем рынке путем представления продукции зернового производства, переработки птицы и технических культур, а также наших знаменитых коньяков.
Для того чтобы противостоять повышению потребительского спроса на импортные продукты питания, предлагается наращивать объемы продаж местных за счет внутриотраслевой дифференциации производства по качеству. Т.е. речь идет об ориентировании на доходы населения. Производить продукты дешевые, средней цены и дорогие.
ХОЧЕТСЯ БЫТЬ ОПТИМИСТАМИ, НО...
Что еще эксперты относят к угрозам для российского, и в том числе, ставропольского сельхозпроизводителя? Это наличие абсолютных преимуществ в издержках на сельхозпродукцию и продовольствие у других стран - членов ВТО. Т.е. нужно снижать себестоимость при сохранении требуемых параметров качества. Тогда будет легче конкурировать ценой.
Вторая угроза - неконкурентоспособность мелких хозяйств может привести к нарастанию сельской безработицы и уменьшению доходов и так небогатых тружеников села. Кроме того, приток импорта, что неизбежно с вступлением в ВТО, вызовет перемещение местной продукции на менее конкурентоспособные соседние территории.
Вступление в ВТО, какими бы оптимистическими ни были прогнозы высокопоставленных чиновников, может сделать российское сельское хозяйство неконкурентоспособным главным образом по причине его технического и технологического отставания. Без существенной государственной поддержки отрасль не сможет преодолеть технологический разрыв с Западом.
В последние годы основным фактором роста в нашем аграрном секторе была относительная защищенность внутреннего рынка от импорта. Во всяком случае, на Ставрополье, где зависимость от импорта, как уже отмечалось, в разы ниже среднероссийской. Либерализация же рынков, чего требует ВТО, предполагает минимум внешнеторгового протекционизма со стороны государства.
Очень хочется верить, что не повторится ситуация 90-х годов, когда паркетные аналитики объявили наше сельское хозяйство черной дырой, лишив его необходимой и своевременной господдержки, и тогда стала нарастать зависимость от импорта и снижаться наша собственная продовольственная безопасность.
На недавнем брифинге министр сельского хозяйства края Вячеслав Марченко сравнил АПК с ВПК, заметив, что тот и другой работают на безопасность: один на оборонную, другой - на продовольственную. А продовольственная безопасность не только в местных продуктах на нашем столе. Половина населения края - селяне, и живут они в основном за счет производства сельхозпродукции. Если начнется сокращение производства из-за неконкурентоспособности малых хозяйств, в случае лишения их господдержки, молодежь еще активнее начнет закрепляться в городах. Смена трудовых поколений в селе станет еще большей проблемой. Не получится ли так, что плотнее подсядем на импорт? И как же тогда понимать Доктрину продовольственной безопасности России?

Номер выпуска: 
Оцените эту статью: 
Голосов еще нет