Вы здесь

АТАВИЗМЫ

Сообщение об ошибке

Notice: Undefined variable: o в функции include() (строка 601 в файле /www/vhosts/st-vedomosti.ru/html/themes/bartik/images/bg.jpg).

АТАВИЗМЫ
Александр Емцов

В них давно уже превратилось большинство МУП - муниципальных унитарных предприятий Ставрополя
НАЗВАЛСЯ МУП - ПОЛУЧИЛ ПРОПУСК В БЕСХОЗЯЙСТВЕННОСТЬ?
Жителям Ставрополя прекрасно известен так называемый Нижний рынок. Здесь два больших крытых павильона, где вместе с прилегающей территорией оборудованы аж 845 торговых мест. Стоимость имущества - в основном это помещения, - почти восемь миллионов рублей. Если бы город сдавал эти огромные площади в аренду, то получал бы ежегодный доход от 8,9 миллиона (по минимальным ставкам арендной платы) до 31 миллиона рублей (по максимальным ставкам). То есть в среднем не меньше 20 миллионов. Доход от сдачи в аренду земельного участка - а он тоже есть, и немалый, почти гектар, - составил бы 2,4 миллиона рублей в год.
Но... Доходы городской казны от вышеуказанного имущества составили за прошлый год всего лишь 220 тысяч рублей. То есть в сто раз меньше, чем должны бы быть! В прошлые годы было не лучше. И только потому, что город это несомненное богатство - помещения в историческом центре города, в аренду не сдает. Уже давно администрация создала муниципальное унитарное предприятие - МУП «Рынок № 1», и передала ему вышеназванное имущество в хозяйственное ведение. МУП доходы от сдачи торговых мест в аренду, естественно, получает: свыше 20 миллионов ежегодно. Но само же их и проедает. Уровень рентабельности за прошлый год, например, составил 0,06 процента. Доля прибыли, подлежащая перечислению в казну, как раз и составила те самые несчастные две сотни тысяч. Не платит МУП и за аренду земли, хотя ее ему насчитали уже свыше 15 миллионов рублей. Директор не согласен с расчетами комитета по управлению имуществом и договор не подписывает.
Можно, конечно, громко крикнуть что-то типа: «Не верю!» Городской рынок в наше время тотального потребления - клондайк, золотое дно. В хозяйских руках рынки процветают и приносят баснословные доходы. Один пример с Тельманом Исмаиловым и его Черкизоном чего стоит. В случае с нашим Нижним наверняка что-то не чисто. И стоит только походить по торговым рядам, узнать, сколько реально торговцы платят за место, умножить на количество торговых мест... Счет доходов начинает идти не на десятки - на сотни миллионов рублей.
Но если даже мы и найдем одну-другую недоплаченную сотню тысяч, и даже миллион, ситуация не изменится. Дело не в том, что подворовывают, хотя и это нехорошо и давно надо бы пресечь. Дело в том, что механизм использования городского имущества выстроен совсем не так, как требует настоящее рыночное время, да и закон. Выстроен явно не в интересах города и горожан.
НЕ ОДИН НИЖНИЙ «НЕ ДОКЛАДЫВАЕТ» В КАЗНУ
И случай с Нижним рынком - не единственный в своем роде в Ставрополе.
Вот, например, еще одно МУП - «Салон красоты» на улице Маршала Жукова, напротив «Галереи». Оно принесло в казну города за прошлый год также аж 87 тысяч рублей отчислений от прибыли. И в то же время пользуется на праве хозяйственного ведения городским имуществом на 2,3 миллиона рублей. Если бы занимаемое им помещение площадью 425 квадратных метров сдавать в аренду, то по действующим в самом центре города ставкам казна получила бы за год не меньше миллиона рублей. То есть в десять с лишним раз больше.
Пример третий - МУП «Торгово-бытовой комплекс социального обслуживания населения», что по Голенева, 67. За ним закреплено имущество на 1,9 миллиона рублей - почти 800 квадратных метров. Если бы город сдавал его в аренду напрямую, то получал бы не меньше двух миллионов рублей дохода. Но МУП в прошлом году перечислило городу всего... 4 тысячи рублей. Сработало с двухмиллионным убытком, погрязло в долгах как в шелках, решениями судов обязано выплатит огромные суммы, и есть реальная опасность, что имущество будет взыскано за долги и окажется вообще городской казной потеряно.
Трех вышеприведенных примеров «деятельности» МУП, наверное, достаточно. Хотя можно было бы и продолжить. Всего в Ставрополе 35 (!) МУП. Прямо скажем, удивительно много. Балансовая стоимость переданного городом в их хозяйственное ведение имущества, включая их собственное, огромна: 1 миллиард 617 миллионов рублей. По итогам прошлого года рентабельными МУП получено 104,6 миллиона прибыли, нерентабельными - 119,4 миллиона убытков. Общий баланс, как видим, минусовый - почти 15 миллионов рублей убытков. Такой финансовый «результат». Причем убыточными являются по итогам года целых одиннадцать предприятий. Свинцовая гиря на и без того хилом городском бюджете.
Какая выгода упущена, то есть какой доход городская казна получила бы, сдавая имущество в аренду напрямую коммерческим структурам, никто не считал. Но даже вышеприведенные расчеты по трем МУП показывают, что это сотни и сотни миллионов. Тех самых, которых так не хватает сегодня для развития города. И которые реально оседают в чьих-то цепких и липких руках.
«ИЗБАВЛЯТЬСЯ ОТ ЗАВОДОВ, ГАЗЕТ И ПАРОХОДОВ»
Зачем вообще создаются муниципальные унитарные предприятия?
Экономическая наука называет три таких причины. Первая - необходимость использования имущества, приватизация которого запрещена. Вторая - осуществление деятельности по решению социальных задач. И третья - обеспечение отдельных дотируемых видов деятельности и ведение убыточных производств в сферах, необходимых муниципальной власти для выполнения своих законных полномочий.
У нас в Ставрополе имущества типа АЭС, которое нельзя продавать, вроде нет. Поэтому мотивом для создания МУП могли быть только две последние причины. Они и использовались. Да так широко, что создано и в настоящее время работает, как уже было сказано выше, целых 35 МУП.
Причем, по оценкам специалистов, лишь девять из них на настоящем этапе развития городского хозяйства выполняют и социальную функцию, и обеспечивают деятельность в условиях убыточности. То есть взяли на себя такие функции, которые не может принять на себя бизнес и которые власть обязана исполнять в ходе реализации своих законных полномочий в рамках известного 131-го Федерального закона о разграничении полномочий. Под них подпадают МУП «Водоканал», Троллейбусное предприятие, Автобусное предприятие, «Транссигнал», «Фаун» (уборка мусора), «Бытсервис», «Горзеленстрой», «Обелиск» (похоронные услуги), «Социальная аптека». В остальных 26, как вышеприведенных «Рынок № 1», «Салон красоты» и «Торгово-бытовой комплекс», так и других типа «ЖЭУ», «ЖРЭП», «Жилищник» и прочих, нужды давно уже нет. Альтернатива им давно на рынке присутствует. Так что это своего рода атавизм современного городского хозяйственного механизма. Без которого, как человек без хвоста, он прекрасно сможет прожить. Более того, будет более здоровым и успешным.
Помните недавно прозвучавшее от президента Д. Медведева: «Власть должна избавляться от заводов, газет и пароходов»? То есть городская администрация должна заниматься администрированием, управлять городом, а не быть самим субъектом хозяйствования. По логике этого президентского требования 26 выше обозначенных МУП должны прекратить свое существование как субъекты муниципальной собственности. А их коллективы - перейти в другой и более эффективный хозяйственный механизм частного бизнеса. Где единственным критерием оценки может быть только прибыльность.
Сколько у нас в городе салонов красоты, то есть парикмахерских? Сотни, скажете вы. И будете правы. А сколько рынков? Не меньше десятка, все они в частных руках, и доходов в городскую казну от них - от той же аренды земли, значительно больше. Да и в других городах края, в том же Пятигорске, рынки давно уже в частных руках. И муниципалитеты имеют с них немалый доход в виде аренды с земли, налогов от хозяйственной деятельности, социальных отчислений.
И, по уму, в Ставрополе давно уже надо было или ликвидировать большую часть МУП как юридических лиц с последующим возвращением переданного им имущества в казну города и дальнейшей его сдачей в аренду, или акционировать их с целью дальнейшей продажи по конкурсу. То есть, провести их масштабную реорганизацию с целью оздоровления ситуации в городском хозяйстве.
ВСЕ ВСЕ ПОНИМАЮТ, НО ДЕЛО МЕРТВО СТОИТ
Нельзя сказать, что власти Ставрополя не понимают необходимости сокращения количества МУП, а то и их ликвидации или реорганизации. Еще в октябре 2010 года принималось специальное постановление главы города № 3190. Им утвержден Порядок контроля показателей эффективности деятельности МУП, сформирована и работает Комиссия по контролю полномочий собственника имущества. Наработано немало аналитических материалов, которые как раз и выявили степень крайней неэффективности большинства МУП. И сделан вывод, что решение об их реорганизации должно приниматься с учетом суммы их отчислений в бюджет Ставрополя.
То есть реорганизовать их надо в том случае, если сумма отчислений в бюджет меньше рыночной стоимости аренды имущества, закрепленного за предприятием на праве хозяйственного ведения. За исключением предприятий, необходимых для осуществления полномочий муниципалитета, и если реализация этих полномочий невозможна через предприятия частной собственности.
По этому критерию - доходы должны быть больше, чем стоимость используемого имущества, иначе реорганизация - практически все сегодняшние МУП подлежат ей. Однако за полтора года ни одно не было ни ликвидировано, ни преобразовано.
Почему? Ответ на этот вопрос пытались найти на прошедшем несколько дней назад в городской думе совещании на эту тему. Но решения, какое МУП и когда ликвидировать, какое реорганизовать, так и не принято. Все ограничилось очередными разговорами.
И последнее. Вряд ли какая-нибудь реорганизация может вызвать беспокойство в самих коллективах МУП. Это всего лишь будет означать, что их отправят в свободное плавание по морю рынка. В котором не так уж все и плохо.
Во всяком случае, об этом говорит тот факт, что и парикмахерских, и рынков, и аптек, и управляющих компаний у нас меньше не становится. Наоборот, они плодятся, как кролики. И проблем с обслуживанием в этих сферах нет никаких.
Верный показатель эффективности ведения бизнеса.

Номер выпуска: 
Оцените эту статью: 
Голосов еще нет