Вы здесь

Легко ли быть сельхозтоваропроизводителем?

Сообщение об ошибке

Notice: Undefined variable: o в функции include() (строка 601 в файле /www/vhosts/st-vedomosti.ru/html/themes/bartik/images/bg.jpg).

Легко ли быть сельхозтоваропроизводителем?
Ирина ПОСТОВАЯ

Одна из приоритетных задач, которые ставит сегодня правительство России, - развитие малого бизнеса, обеспечение продовольственной безопасности страны, поддержка и развитие АПК. Понятное дело, что вне зависимости от того, крупное это предприятие или небольшое, задачи у всех одинаковые: производить продукцию, создавать рабочие места, платить налоги. При всем этом, вопреки радужным заявлениям, звучащим в наши дни с политической арены, работать в нашем государстве бизнесу, и малому в том числе, не то что не становится лучше и легче, наоборот - все тяжелее. В качестве примера приведу историю одного конкретного предприятия - ООО «Росинка» города Ессентуки, возглавляет которое Александр Иванович Давыденко.
На экономической карте Ставрополья предприятие появилось в 1993 году. В свое время это была одна из бригад плодосовхоза «Кавминводский», производившего до 1200 тонн плодовой продукции ежегодно.
Примечательно, что эта бригада, а возглавлял ее в те годы именно Александр Давыденко, выращивала преимущественное количество плодов, собираемых в сов-хозе, внося тем самым весьма существенную лепту в экономику сельхозпредприятия.
- Когда началась перестройка, я двумя руками был за, - рассказывает Александр Иванович. - Уравниловка, существовавшая в советское время, не давала нам возможности нормально работать и получать достойную заработную плату. Введение бригадного подряда, аккордной расценки мы расценили позитивно. И вполне вписались в новую систему. Только вот незадача - все пошло не так, как нам хотелось.
Внезапно продукция садоводов, которая шла на переработку, перестала быть востребованной. Остановился целый ряд консервных заводов, рынок сбыта был потерян. В связи с этим резко упала реализация плодов.
- Последний урожай мы собрали, когда перерабатывающие заводы в нашем регионе практически остановились. Девать его было некуда, и тогда поступило распоряжение задисковать его в землю. В других бригадах так и сделали. Я же поступил по-другому. К кому только не обращался с просьбой помочь реализовать яблоки. Ответ был один: «Куда хочешь, туда и девай». А в это время в колхозах как раз заготавливали силос. Проехал по хозяйствам и предложил: возьмите яблоки хоть на силос. В итоге удалось пристроить 600 тонн, причем по цене выше себестоимости. Когда плоды начали вывозить, многие смеялись, мол, везете коров кормить. А на деле оказалось, что бригада сработала с прибылью.
И все-таки проблема осталась. Нужно было сохранить основное направление - плодоводство, специалистов и дополнительно расширить производство востребованной продукции на тот период. А потому А. Давыденко поставил перед руководителем плодосовхоза вопрос ребром и попытался доказать ему, что одними яблоками хозяйство просто не сможет выжить. Тот с этим не согласился. И тогда бригадир принял решение выделиться из совхоза в самостоятельное хозяйство, то есть ООО, и этим самым сохранить кадры и перейти на выпуск дополнительной продукции.
Далеко не все отнеслись к такому решению положительно. На первом же заседании районного агропрома, состоявшемся после выделения ООО, Давыденко обвинили в том, что он развалил плодосовхоз.
Однако в том, что принятое решение было правильным, руководитель уверен и по сей день. Небольшое хозяйство, считает он, более управляемо, все на виду и сориентироваться в существующих условиях, лавировать - ему легче.
Как уже было сказано выше, делать ставку на одни яблоки было нельзя, и в ООО постепенно стали раскорчевывать сады. А на высвобождавшихся площадях выращивали кабачки, свеклу. Преимуществом для сельхозпредприятия была его близость к Ессентукам, где и реализовывалась продукция. Но и эти культуры со временем становились все менее востребованными. И снова нужно было думать, что делать дальше.
На этот раз ставка была сделана на выращивание зерновых, тем более что зерно намного проще хранить, чем плодовые культуры, для этого не нужно иметь специальные складские помещения и холодильники. Плюс к этому на тот момент на предприятии уже работала своя мельница и имелась собственная пекарня - саратовского производства. В дополнение к ней была приобретена еще одна, итальянская.
- У саратовской пекарни КПД - 60 процентов, не больше, а у итальянской - 95, - сетует А. Давыденко. - Ну, давайте ж догонять европейские технологии. Но нет, приобретая технику или технологию, наглядно видим, что качество и производительность российских аналогов существенно разнятся с европейскими.
И с производством зерна, и с выпечкой хлеба дело шло неплохо. А вот с реализацией хлебобулочных изделий - намного хуже. Хотя, впрочем, пока на Кавминводах дислоцировалась воинская часть 3810, все было довольно нормально. Благодаря договору о снабжении военнослужащих хлебом и хлебобулочной продукцией, средств хватало и на зарплату работникам сельхозпредприятия, и его дальнейшее развитие. С момента же передислокации части со сбытом хлеба стало проблематично. На общей ситуации сказывался и существующий диспаритет цен на дизтопливо и зерно.
И снова встал вопрос: как жить дальше? Было понятно, что предприятию выгоднее переработать зерно во что угодно, а не продавать его на крайне невыгодных условиях. Решили заняться животноводством. Тем более что ситуация с производством мяса в районе была не самая лучшая, а востребовано оно всегда, да и реализовывать его можно круглый год.
Занялись реконструкцией старого свинарника. Причем, учитывая то, что наша страна в то время готовилась ко вступлению в ВТО, посчитали, что объект должен соответствовать всем требованиям этой организации, то есть стать максимально высокопроизводительным и эффективным. Тем более что в стране как раз полным ходом шла реализация национальных проектов, в том числе и развития агропромышленного комплекса. Вот и понадеялись в ООО на то, что удастся воспользоваться поддержкой государства.
А вот с тем, как его оснастить, определились не сразу. Когда Давыденко позвонил в Минсельхоз края и рассказал, что хотел бы построить комплекс, рассчитанный на одновременный откорм 300 голов свиней, и при этом оснастить его самым передовым высокотехнологичным оборудованием, его просто не поняли. И предложили кормить и содержать животных старым дедовским способом.
Но от задуманного он не отступился. И решил самостоятельно подобрать необходимое оборудование. Принял участие в выставке в Краснодаре. А так как не хотел работать с посредниками, вышел непосредственно на производителя. Представители австрийской компании «Шауэр» побывали в Ессентуках, посмотрели корпус. Кстати, один из советов, которые дали австрийские партнеры, - в обязательном порядке необходим не только откорм свиней, но и небольшой племрепродуктор, чтобы не было проблем с поголовьем. Кстати, совет этот в «Росинке» воплотили в жизнь.
Между тем строительство комплекса продолжалось. Средств катастрофически не хватало. Надежды на то, что в рамках нацпроекта удастся получить кредит, не оправдались. В общем, комплекс был построен не благодаря обстоятельствам, а во-преки. Более того, его продукция за то короткое время, что работает это структурное подразделение предприятия, нашла своего потребителя. Реализуется она в собственном магазине «Росинки» и благодаря отменному качеству пользуется у жителей Ессентуков неизменным спросом.
С применением новых технологий резко увеличилась производительность труда: привесы составили 700-1000 грамм в сутки, конверсии корма - 3-3,5 кг на 1 килограмм привеса, причем на поголовье свиней краевого племхозяйства. И молодым специалистам интересно работать на таком оборудовании.
Но появляется новая проблема - вспышка АГС, против которой нет средств защиты.
В доказательство своих слов А. Давыденко показывает весьма внушительную стопку документов с результатами побывавших в «Росинке» комиссий.
- Все это делается с одной целью, - говорит он, - закрыть наш комплекс, ввиду ситуации, складывающейся с африканской чумой свиней. Но ведь если проблемы есть, их надо решать. Да и прежде, чем закрывать, нужно посмотреть, что это за предприятие. Подобных нашему в крае больше нет, кроме разве, может быть, нескольких крупных свиноводческих комплексов. Почему нужно закрывать небольшие? Где легче потушить очаг заболевания: в том комплексе, где содержится 300 голов или где десятки тысяч?
Свою точку зрения А. Давыденко удалось донести и до министра сельского хозяйства региона. Тот вошел в положение предпринимателя и пообещал, что ему выделят грант для перехода на альтернативные виды животных.
Но в то, что это получится в «Росинке», не верят, так как этот вид поддерж¬ки разработан только для крестьянско-фермерских хозяйств, тогда как «Росинка» - общество с ограниченной ответственностью, хотя в принципе что у КФХ, что у ООО - одни и те же задачи.
- Получается, что сады забросили, овощеводства нет, зерновые реализуются по смешной цене. Мы вложили огромные деньги в свиноводческий комплекс, и теперь снова нужно перейти на что-то другое. Разве это нормально? - возмущается Давыденко. - Почему я должен уничтожать то, что построил своими руками? Я хочу, чтобы мои дети работали на этой земле. И если будет работать комплекс, значит и они будут при деле.
Да уж, что ни говори, вся наша жизнь - борьба. И история «Росинки» - лишнее тому подтверждение. Это частный, но далеко не единственный подобный пример, не исключение, а скорее - правило.
Несколько лет назад, бывая в разных хозяйствах, я слышала от руководителей, что они должны в спешном порядке избавиться от поголовья КРС. Сейчас, наоборот, призывают возрождать это направление. Зато уничтожается свиноводство. Что, если нет коров и свиней - нет проблемы? Есть, и еще какая: цены на рынках и в магазинах становятся все выше, а доля импортной продукции растет. При этом какого оно качества - вопрос, как и то, какие технологии используются за рубежом для выращивания животных.
При этом, разговаривая с руководителями сельхозпредприятий, я неоднократно слышала, что в подобной нестабильной ситуации они не торопятся снова обзаводиться телками и бычками. Самая главная причина - заниматься этим по-прежнему нерентабельно и невыгодно, да и болезни замучили.
И непонятно, где ветеринары, наука? Неужели нельзя бороться с болезнями превентивными мерами?
Вот предприятие, которое выращивает хлеб, овощи, фрукты, производит мясо. Своей продукцией ООО «Росинка» за¬просто может накормить близлежащие населенные пункты. Но аграриям мало того что не помогают, так еще и мешают.
Получается, что мы не только не живем лучше, а вообще дошли до ручки? Или вот-вот дойдем. В любом случае уверенности в завтрашнем дне у нас нет. А значит, рассуждать о том, что мы стали жить лучше, просто смешно!

Номер выпуска: 
Оцените эту статью: 
Голосов еще нет