Вы здесь

БЕСТУЖИЙ: ПРЕСТУПНИК ИЛИ ЖЕРТВА?

Сообщение об ошибке

Notice: Undefined variable: o в функции include() (строка 601 в файле /www/vhosts/st-vedomosti.ru/html/themes/bartik/images/bg.jpg).

БЕСТУЖИЙ: ПРЕСТУПНИК ИЛИ ЖЕРТВА?
Александр ЕМЦОВ

Начало в СГВ № 15, 16, 17, 18 2012 г.
Одно стало однозначно понятно из разговора: письмо Ромась очень задело органы. Она разбудила спящую, причем злую-презлую, собаку. Это как раз тот редкий случай, когда у силовиков наметился общий враг. А давно известно, что никто так не объединяет, как общий враг. Теперь сто процентов, силовики покажут, что у них есть профессиональное достоинство. Докажут, что нельзя походя, безнаказанно, чохом обзывать коррупционерами генералов от полиции, следствия и прокуратуры. Тем более тем, у кого у самих рыльце в пушку. Ну, сити-менеджер, держись!
Неужели Бестужий не мог все это просчитать, когда инициировал письмо в администрацию Президента? Получается, он лоханулся по-крупному. А говорят, что расчетливый и умный.
Вроде и двадцать первый век на дворе, демократия, а на уголовное преследование больших чинов, как и в партийные времена, нужно специальное разрешение из центра. Более того, постановление о возбуждении уголовного дела принимает только руководитель следственного органа. Понятие «спецсубъект права» никто не отменял. Да, недалеко мы ушли. А потом еще удивляемся: почему это коррупция пышным цветом расцвела? Да главные же коррупционеры под защитой государства!
7
Со следователями из полиции я познакомился через адвокатов. Те слили информацию, что Бестужий лично как физическое лицо должен государству пятнадцать с лишним миллионов рублей подоходного налога. Адвокаты дали по этому делу толстенную папку. Где взяли - так и не сказали. Да я и не задавал такой неделикатный вопрос. Еще не будучи в городской администрации, четыре года назад Бестужий провел крайне сомнительную сделку с недвижимостью. Схема, достойная изучения на курсах под названием «Как из одного миллиона сделать сто». Сначала купил на «Губернское страховое общество», которым руководил, здание старенького магазина «Цветы», а скорее пристройку по улице Маршала Жукова, 5а, напротив «Галереи». Затем общество продало помещение своему директору, то есть Бестужему как физическому лицу. Фактически даром, всего за шесть с небольшим миллионов рублей. Тот в темпе перестраивает его, вкладывая еще семь с хвостиком миллионов, вдвое увеличивает площади путем надстройки второго этажа, разбивает на две части, получая на каждую свидетельство о праве собственности, и затем одну из них продает иногородней фирме за 135 миллионов рублей. Не из этой ли в том числе суммы сложились указанные в декларации 170 миллионов? Стоимость одного проданного квадратного метра вышла 108 тысяч рублей - чуть ли не втрое выше, чем стоила в то время недвижимость подобного типа в городе. Через год той фирме, которая купила помещение, городская власть выделит под застройку два гектара муниципальной земли. Даром. Услуга за услугу? Хотя в момент продажи Бестужий еще не работал в городской власти. Неужели все было так красиво распланировано? Или то были кореша Бестужего, и выделение им земли - всего лишь продолжение дружеских отношений?
Линию отката следователи не отрабатывали. Но криминал нашли. В налоговой декларации Бестужий показал полученный доход, но весь предъявил к налоговому вычету, аргументируя тем, что с момента приобретения им здания до момента продажи прошло более трех лет. В этом случае законодательство предусматривает налоговый вычет. Однако следователи посчитали, что он не имеет права на вычет, поскольку речь шла о новоделе, и отсчет следует вести от момента выдачи свидетельства о госрегистрации. А при таком отсчете до момента продажи оказывалось всего полгода, а значит, и налог надо было заплатить со ста тридцати пяти миллионов минус шесть и минус семь затраченных на переделку миллионов. То есть со ста двадцати двух миллионов. А это пятнадцать с лишним миллионов рублей.
Так против Бестужего было возбуждено уголовное дело по статье Уголовного кодекса «Невыплата налогов в особо крупных размерах». Постановление о возбуждении лежало среди документов.
Но самое забавное началось потом, из-за чего документы и оказались у адвокатов. Они, похоже, или представляли интересы налоговой инспекции в суде, или тесно общались с ее юристами. А может, просто были слишком любознательные и, получив в руки постановление о возбуждении уголовного дела, сформировали весь переданный мне пакет по судебным решениям, благо, что они сейчас есть в свободном доступе. Бестужий сделал ответный ход: оспорил постановление о возбуждении дела в суде и выиграл. Суд посчитал, что раз нет акта налоговой инспекции о неуплате и ее же решения о взыскании налога, то нет и основания для возбуждения уголовного дела. По закону вроде только налоговые органы имеют право признать, чист ты перед государством как налогоплательщик или нет. Пришлось полиции обращаться в налоговую инспекцию с просьбой провести выездную налоговую проверку Бестужего. Та такое постановление принимает. Но он, не будь валенком, оспаривает и его. Суд первой инстанции принимает решение в его пользу, второй инстанции - в пользу инспекции. Бестужий идет до конца, обжалует решение в кассационной инстанции. В этот момент адвокаты и вышли на редакцию. Боялись, что в тиши судейских коридоров решение будет вынесено в пользу большого чиновника. И тогда все уголовное дело развалится. Логично рассуждая, что если всю эту некрасивую историю обнародовать, то не всякий судья рискнет взять и фактически закрыть уголовное дело.
Тогда я и выходил на следователей. Нельзя сказать, что они обрадовались моему приходу. И оказались не очень разговорчивыми, мало чего добавили к тому, что я уже знал. Но знакомство состоялось и принесло обеим сторонам пользу. Раз следователь сохранил мой номер в своем телефоне, значит, с самого начала намерен был поддерживать контакты. Если учесть, что в массе своей следователи терпеть не могут журналистов за наше дилетантство, это уже что-то.
Все перипетии дела я описал пару месяцев назад в статье «Если ты Бестужий, не плати налоги и спи спокойно». Поможет ли - пока не знал. Знал лишь точно, что адвокаты нашли возможность показать статью в окружном суде. Дело будет рассматриваться послезавтра.
8
Когда распрощались со следователем, было уже чуть ли не десять вечера. Ну и денек! Сам устроил эту круговерть, не жалуйся.
Половина следующего дня прошла за компьютером - доводил до ума статью в свете подсказок следователя. Вроде получилось ничего. Во всяком случае, подкрепленная возбужденным против Еличева уголовным делом версия, что жалоба Ромась столкнула камень с горы и начались проверки ее самой и Бестужего, выглядела теперь более правдоподобно: и продолжал начатое в «Быках и медведице», и развивал тему.
Где-то после полудня - звонок. На экране горела фамилия вхожего в силовые структуры знакомого. Набрал номер и услышал:
- Сейчас следственный комитет проводит обыски на квартире Бестужего и в кабинете его заместителя Еличева. Жена поначалу в квартиру гостей не впускала, но когда они вызвали эмчеэсников, чтобы срезать дверь с петель, открыла.
Собеседник выпалил все это и сразу отключился. Бедный, боится прослушки. Да-а-а... Все мы ее боимся. Хотя никто толком не знает, есть ли она. Очередной фантом нашей жизни.
Посмотрел на часы: уже четыре часа пополудни. Газета как раз сдана в типографию, не успеют новость поставить. Можно, конечно, задержать номер. Но будет ли сама новость? Сейчас наверняка все пресс-службы станут играть в молчанку и валять дурака. Не знаем, не в курсе, это не мы... А без их официального подтверждения это не новость, а слух, который сорока на хвосте принесла.
Так оно и вышло. И только пресс-секретарь управления Следственного комитета признала, что да, обыск проводится, однако комментировать, по какой причине, отказалась. Но раз обыск, то это значит, что есть уголовное дело. Без постановления о его возбуждении никакой судья санкции на обыск не даст. А то, что санкция была, сомневаться не приходится. Не та фигура обыскивалась. Не Ванька Пупкин.
Значит, следователь про Еличева сказал правду. И на этом спасибо. Но если у Бестужего дома роют, значит, и на него дело завели? А может, обыскивают в рамках уголовного дела против Еличева? Такое тоже может быть.
В вечерних выпусках телевизионных новостей об обыске в доме главы администрации ни слова! Ну а раз нет сообщения о событии, то по сути нет и самого события. Так устроено современное информационное общество. Замолчали - и будто ничего не случилось. Поехали без приключений дальше. Ай да коллеги! Или проморгали, или Бестужий надавил на педали. Надо еще удивляться, что проскочили в эфир сообщения об обысках в самой администрации и ее комитетах.
На другой день с утра сразу позвонил телевизионщикам:
- Вы знали?
- Ой-ой! Нет. А что, это опять после ваших статей такая крутая раскрутка началась! Ну почему вы нам не позвонили?
- Нашли нештатного корреспондента! Если такие смелые, дайте в сегодняшнем выпуске.
- Это уже сложнее. Картинки не будет.
- Вот-вот. А говорят, телевидение может все.
Могу же я ткнуть носом конкурентов. Тем более что есть за что.
9
Но настоящая новость, если даже ее старательно не замечают СМИ, живет. На другой день редкий звонок в редакцию не обходился без дежурной фразы: а правда ли, что дома у Бестужего провели обыск? Понятное дело, журналисты отвечали: правда. Почему обыскивали, что нашли, как и других важных в таких случаях деталей, естественно, не знал никто. Но если в телефонном диалоге еще можно обойтись общими многозначительными фразами, то в газетном материале без фактов никуда. Где их, таких желанных, добыть в очередной номер? Порадовать читателей?
Пресс-службы силовых структур и сегодня на звонки ничего вразумительного сказать не могли. В городской администрации комментировать отказались наотрез. Видно, научились на прошлом опыте, когда их комментарий по поводу обысков в самой администрации журналисты, и автор этих строк в первую очередь, растащили на цитаты и каждую поставили под сомнение, поиздевались над ними. Теперь, выходит, и этого не будет. Поделом, не плюй в колодец. Что делать? Следователю вроде звонить неудобно, скажет: вот повадился. Так можно разменять по мелочам его доверие. Да и проводил обыски следственный комитет, а не полиция. Так что он может и не знать детали. Оставалось ждать. Благо, что очередной номер газеты выходит только через неделю, на сбор информации еще есть время.
Официальные структуры молчали, зато вовсю работало сарафанное радио. Из его «рупора» донеслось, что у Бестужего дома нашли боевые патроны. Вроде лежали в сейфе, который по требованию оперативников открыла жена. Если так, то ничего хорошего нашего героя не ждет. Как пить дать, возбудят уголовное дело за незаконное хранение боеприпасов. Силовики такой шанс не упустят.
В вечерних выпусках местных новостей ни одна телекомпания об обыске в доме Бестужего снова не дала ни слова! И это о событии, о котором уже говорит весь город!
Сейчас телевизионщики назовут причину:
- Так вы почему в этот раз не дали, опять не нашли картинку?
Я уже откровенно издевался над коллегами. Но они этого как будто не заметили.
- Все гораздо хуже. Шефа приглашали в администрацию и на уровне зама главы очень-очень попросили. Шеф отказать не смог. Все, что мы сняли, ушло коту под хвост.
- А что вы сняли?
- Да сняли двери его подъезда, сунули микрофон эмчеэснику, которого вызывали резать дверь. Ничего существенного. Тут вся соль была бы в самом сообщении, а не в картинке.
Вот такие пироги. То без картинки - нельзя, то картинка дело несущественное, главное - информация. Пора бы и определиться. Но хороши и начальники администрации города! Смешные они ребята! Неужели думают, что такое удастся замолчать?
На тиви, может, и удастся. Оно хорошо прикормлено. Именно на тиви ежегодно краевая и муниципальная казна выделяют несколько десятков миллионов. Поэтому электронные СМИ живут не бедно. Но в ответ каждый вечер с местных экранов трещат про совещания и другие мероприятия власти, рассказывают про поездки губернатора и главы города по своим владениям, озвучивают их поздравления народу и сильным мира сего. Поэтому и критики власти в материалах, оплачиваемых ею, отродясь не бывает.
Но вот выйдут газеты и все расскажут. Они же не все такие прикормленные и послушные. Так и случилось. И «Открытая», и «Ставропольский репортер», и «Комсомольская правда», и моя газета - все выдали про обыск у Бестужего. Есть темы, о которых независимой прессе, раз она называет себя таковой, промолчать никак нельзя. Тогда ее просто не поймут.
И слава богу. Хоть это нас, таких разных, объединяет.
10
С утра зашел Виктор Наумкин. Он уже несколько раз звонил и предлагал документы по обманутым дольщикам, председателем инициативной группы которых являлся. Я отвечал, что вопросов нет, проблемой этой мы займемся, только нужны копии всех имеющихся документов. И вот теперь он эти копии и занес.
- Я думаю, Сан Саныч, что московским товарищам, которые проверяют жалобу Ромась, чтоб ей пусто было, надо помочь новыми публикациями.
Выходит, читает газету. И это хорошо.
- А то им старых фактов мало. Да по тем статьям, что уже вышли, можно десяток уголовных дел возбудить! Каждый факт выделения земли по акту выбора участка - уже преступление! А их вон сколько. Так что у вас? Показывайте.
- Тут наша жалоба и копии всех документов.
- Оставьте на всякий случай телефон.
- Он на папке. Надо будет что пояснить - только позвоните. Сразу прибегу.
На стол легла приличная пачка документов. Просмотрел. Жалоба дольщиков с подписями на целую страницу, постановления главы администрации города, генплан земельного участка, протест прокурора, решение суда, переписка на бланках нескольких организаций...
Битых два часа читал и перечитывал документы. Все-таки неглупые они ребята, эти городские чиновники! Такую схему получения навара выстроить - надо еще постараться. И уж мозги точно надо иметь. А вообще, пора перестать удивляться, почему те, кто не в ладах с законом, умные люди. Пора удивляться профессиональной несостоятельности и даже глупости тех, кто не в состоянии вернуть их в лоно закона. Понарошку бьются с ними, потому и не приводят.
По документам выходило, что еще пять лет назад экс-мэр, который сейчас в бегах в Австрии, выделил под застройку по улице Березовой на Чапаевке никому не известной, зарегистрированной в одном из дальних сельских районов, не имеющей ни кола ни двора фирме «Югагротехсервис Плюс» целых 47 гектаров городской земли в аренду под застройку коттеджного поселка. Нет чтобы конкретно давать по десять соток людям под застройку, очередь ведь в городе чуть ли не десятитысячная! Так дают одному, чтобы он затем перепродавал тем же очередникам и наживался.
Я как-то года три назад, уже при Бестужем вице-мэре, попал на собрание афганцев - ребят, воевавших в Афганистане. Те как раз обсуждали обращение к главе города с просьбой предоставить земельные участки. Их стояло в льготной очереди больше двух тысяч, и она уже пять лет не двигалась. Поразил один, слепой и безногий. Сидел все собрание молча. Просто слушал. А когда уже все стали расходиться, мне рассказали его историю. Горел в танке, чудом выжил и вот уже двадцать лет живет на восьмом этаже. Конечно - неудобно, конечно - семье постоянная головная боль. Годами просит клочок земли, чтобы построить дом. У него двое уже взрослых сыновей, справились бы. Но годами ему отказывают. Законное право на получение участка у инвалида есть, но земли свободной в городе - совсем нет. Вот так и ждет.
Да, с таких взятку за землю не возьмешь. Потому они ее, землю, разумеется, и не получают. Тут все ясно как божий день. И противно. Это какую же слоновью кожу надо иметь власти, чтобы таким не помочь? Если атрофировалось чувство сострадания - это не власть. И даже - не человек. Это уже животное, и то самое примитивное. Одно- или двуклеточное. Не больше.
Продолжение в следующем номере.

Номер выпуска: 
Оцените эту статью: 
Голосов еще нет