Вы здесь

КТО ОТВЕТИТ ЗА НЕУМЕЛЫХ ВОДИТЕЛЕЙ?

18.07.2012
КТО ОТВЕТИТ ЗА НЕУМЕЛЫХ ВОДИТЕЛЕЙ?
Надежда СВЕТЛОВА

На Ставрополье практически не бывает дня без нескольких ДТП. Сводки гаишников пестрят сообщениями о трагических событиях на дорогах. В краевом центре автомобиль сбил на переходе пенсионерку. На автостраде «Кавказ» в результате столкновения легковушки и грузовика погибли несколько человек. В Пятигорске скорая увезла в больницу попавшего в автоаварию ребенка. И этот перечень можно продолжать бесконечно.
На ставропольских улицах, переполненных «Мерседесами», «Нивами», «Тойотами», становится все опаснее и опаснее. Губернатор края В. Зеренков на последнем заседании кабинета министров выразил озабоченность качеством подготовки выпускников ставропольских автошкол и потребовал провести комплексный анализ в этой сфере. И, надо полагать, это уже делается соответствующими органами и ведомствами. Не стали откладывать в долгий ящик острую тему и журналисты - в пресс-клубе одной из газет состоялся круглый стол с участием руководителей автошкол, представителей прокуратуры, УГИБДД МВД России по СК, краевых министерств образования и дорожного хозяйства. Вопрос звучал примерно так: «Кто ответит за неумелых водителей на дорогах?»
Сегодня состоятельные родители не жалеют сотен тысяч рублей на покупку для сына или дочери автомобилей престижных марок. А тем не составляет никакой проблемы получить водительское удостоверение: отучился два-три месяца - и желанная «корочка» в кармане. Но далеко не все из них ответственно подходят к учебе, поэтому некоторые получают свидетельство только со второго, а то и третьего захода. А когда знаний и опыта недостаточно, но с избытком самомнения и склонности к лихачеству, - это зачастую оборачивается нарушениями правил дорожного движения и созданием аварийности. Вот что сказала по этому поводу старший инспектор безопасности движения УГИБДД ГУ МВД России по Ставропольскому краю Оксана Марокко:
- Каждый год в крае повышается аварийная опасность, которую создают водители со стажем до трех лет. За шесть месяцев этого года количество виновных нарушителей, т.е. доказанных, возросло на 20 процентов. Основные нарушения - превышение скорости, выезд на встречную полосу, стремление проскочить на красный свет, нежелание уступить друг другу дорогу...
После такого сообщения укрепляется мысль, что автошколы не дают глубоких знаний по вождению автомобиля и соблюдению правил дорожного движения. Но ведь такие учреждения работают на основе лицензии - насколько серьезен подход при выдаче разрешительного документа?
Из действующих в крае 119 учреждений такого рода - почти два десятка относятся к системе государственного образования. Остальные - негосударственные или созданные в других ведомствах. По словам заместителя министра образования СК Дианы Рудьевой, процедура лицензирования сейчас упрощена до минимума. Руководителю автошколы достаточно написать заявление и предоставить пакет документов. «Мы даже не имеем права в течение года приходить в автошколу с проверкой. Согласно законодательству, это делается только по обращениям граждан, а их - единицы...»
Тем не менее, за три последних года проведено три десятка проверок, еще 15 заявлено на следующий год. Но проверяется в основном организация процесса обучения.
Проблема заключается еще и в том, что деятельность автошкол не аккредитуется, на федеральном уровне нет четких требований образовательного стандарта к подготовке водителей. В российское законодательство необходимо вносить изменения, и краевое министерство уже обращалось по этому поводу в Москву.
Не секрет, что подготовка водителей превратилась в коммерцию: чем больше «студентов» - тем экономически выгоднее. А вот за качество выданного документа, за совершенные выпускниками аварии на дорогах автошколы никакой ответственности не несут. Сами руководители учреждений признавали, что подготовка сегодня поставлена хуже, чем в советское время. Причина в недостаточной материальной базе и низком уровне квалификации мастеров, инструкторов, других специалистов. В Ставрополе, где работает сорок автошкол, лишь некоторые учреждения имеют собственные автодромы. А ведь управление транспортом в сегодняшних условиях, когда поток автомобилей возрос в несколько раз, требует не просто знаний и умений, а настоящего мастерства.
Начальник отдела краевого министерства дорожного хозяйства Александр Сазонов высказался за ужесточение требований и увеличение срока подготовки водителей, а для этого потребуется изменить учебные программы. Управлению автомобилем, по его мнению, нужно обучать не только на закрытых площадках, а и в экстремальных условиях - при гололеде, на мокрой трассе. К тому же все автошколы должны быть одинаково ответственными, тогда обучающиеся не станут искать, где дешевле и проще получить свидетельство. Но самое главное - необходимо иметь четкий государственный стандарт обучения.
Человек за рулем должен быть не только законопослушным, но и обладать культурой поведения на дорогах. А это само собой не приходит, воспитание следует начинать еще со школьной скамьи. Но этого, к сожалению, не делается.
За корректировку действующего законодательства и программ подготовки высказался и начальник отдела краевой прокуратуры Вячеслав Кострицкий. Проводимые точечные проверки убеждают в недостаточной материальной базе автошкол и низком уровне квалификации преподавателей. Кроме того, нет взаимодействия между различными ведомствами, заинтересованными в качестве обучения. В прошлом году даже были случаи, когда водительскую профессию постигали люди, состоящие на наркологическом учете. Можно себе представить поведение такого человека за рулем!
Участники круглого стола внесли ряд предложений, которые могут улучшить подготовку в крае водителей и уменьшить аварийность. Во-первых, должна быть четкая система этой работы - от начала обучения до выезда на дорогу. Во-вторых, в крае необходим центр повышения квалификации специалистов автошкол, чтобы они готовили выпускников по-новому. Ведь сегодня водителям, особенно в здравоохранении, приходится взаимодействовать со службой МЧС и даже самим оказывать первую помощь пострадавшим. А чтобы качественно учить других - специалистам автошкол надо больше знать самим.

Автор: 
Номер выпуска: 
Оцените эту статью: 
Голосов еще нет