Вы здесь

Шалом по-ставропольски

Сообщение об ошибке

Notice: Undefined variable: o в функции include() (строка 601 в файле /www/vhosts/st-vedomosti.ru/html/themes/bartik/images/bg.jpg).

01.08.2012
Шалом по-ставропольски
Марина Кандрашкина

«Ведомости» продолжают рубрику «Кавказ.РФ». И теперь, когда читатели познакомились с республиками, входящими в состав СКФО, пришло время поговорить и о других национальностях, проживающих на территории Ставропольского края. А начнем мы рассказ с еврейской общины. Ведь только в Ставропольском крае около одного процента населения составляют представители иудаизма, и еврейская культура является одной из древнейших в мировой истории, наряду с египетской, китайской, эллинской, латинской. В России долгое время вообще было не принято говорить об иудаизме. И коли уж речь заходила о евреях, то, как правило, это были либо обидные анекдоты про Мойшу, либо бесконечные присказки о еврейской мудрости. Так все-таки: кто же они такие, российские евреи, чем сегодня живут, какие традиции чтят? Чтобы разобраться в этом, я и отправилась в еврейскую общину Ставропольского края.
Когда впервые появились иудеи на Ставрополье? Увы, точного ответа на этот вопрос нет. Зато есть целый пласт еврейской культуры, охватывающий дореволюционный период, когда нынешнее здание загса на улице Советской было не местом для бракосочетаний вовсе, а синагогой, построенной на пожертвования верующих иудеев. Однако в 1938 году всякая религия была запрещена, и здание было отдано под другие цели. Нет, евреи, конечно, продолжали встречаться, ходить в гости друг к другу, но, как и все другие верующие, делали это тайно. Вышла же из тени община в 1996 году, когда взяла в аренду здание на улице Шпаковской. И сегодня говоря об этом учреждении, его смело можно назвать уникальным, потому как под одной крышей уживаются и мирно существуют целых три еврейские организации с абсолютно разными задачами: община, еврейский благотворительный фонд и еврейское агентство.
Чем занимается фонд, думаю, понятно из его названия - оказывает помощь старикам, бедным еврейским семьям, инвалидам. В общину люди приходят с целью узнать свои традиции, культуру. Что же касается агентства, то, говоря лирическим языком, здесь мечты далеких предков помогают воплощать в жизнь. А если коснуться суровой реальности, после провозглашения Израиля как независимого государства в 1948 году, вскоре был принят закон о репатриации, который дал возможность всем евреям, проживающим за пределами страны, вернуться на свою историческую родину. И еврейское агентство - это своего рода посредник между желающим уехать и стороной, готовой принять его.
Но, оговоримся сразу, если вы где-то когда-то и от кого-то слышали о неком дяде Изе, не спешите паковать чемоданы. Иммиграция в Израиль в качестве репатрианта очень сложна и продолжительна. Здесь недостаточно прийти в ту же самую общину и сказать: «Шалом, я еврей и хочу на родину». Помимо желания, нужны и документы, подтверждающие ваше еврейство, еврейство ваших родителей, бабушек и дедушек. Причем приоритетное значение уделяется женской линии, так как в Израиле национальная принадлежность передается по матери. Иудеем может считаться лишь тот, у кого мать еврейка, если же отец - про детей говорят «сын, дочь еврея». Вот как раз все эти тонкости и нюансы разъясняют потенциальным иммигрантам в учреждении, равно как и помогают собрать соответствующую документацию.
ТОРА КАК ПУТЕВОДИТЕЛЬ ПО ЖИЗНИ
Что же значит быть евреем? Как заверила меня представитель общины Наталья Кулигина, это не столько принадлежать к еврейской национальности, сколько разделять культуру: нормы, традиции, представления о мире и своем месте в нем. Быть евреем - значит жить по законам Торы, святой реликвии, своду моральных законов и правил, дарованных Богом еврейскому народу после выхода из Египта у горы Синай.
Всего же в свитке Торы насчитывается 304805 букв (или приблизительно 79000 слов), это 613 заповедей, десять из которых мало чем отличаются от знакомых нам «не убий», «не укради», «не прелюбодействуй». Словом, все те же законы нравственности и гуманности, тесно перекликающиеся с Библией и Кораном. Но между тем Тора считается священным писанием только в том случае, если переписана вручную. Причем, по самым скромным подсчетам, процесс переписывания свитка занимает около 2000 часов (целый год работы в обычном режиме). За века еврейские переписчики выработали следующие принципы:
- свиток Торы считается непригодным для чтения, если к тексту добавлена хоть одна буква или если в тексте не хватает хоть одной буквы;
- переписчиком может быть лишь образованный, религиозный еврей, который прошел специальную подготовку и получил аттестацию;
- переписчик не имеет права записывать Тору по памяти. Перед ним всегда должен находиться другой, кошерный Свиток, с которым необходимо постоянно сверяться;
- переписчик обязан произносить вслух каждое слово, прежде чем записать его.
Хранится же Тора в отдельном шкафу, покрытым занавесом. Обычно шкаф размещают у стены, обращенной в сторону Израиля, и открывают его только для того, чтобы взять свиток Торы для чтения или вернуть его обратно.
Но что еще лично меня удивило в иудаизме, так это сама синагога. Вот уж никогда не думала, что святым местом может оказаться ма-а-аленькая комнатка в доме!
Однако это так. И в отличие от роскошных, торжественных христианских церквей и мусульманских мечетей, убранство синагог можно назвать спартанским или даже аскетичным. Здесь всего три основных требования: отдельные места для мужчин и женщин, помещение должно иметь окна, так как при молитве люди должны видеть небо, и при входе в здание должен быть вестибюль, проходя который, человек оставляет помыслы и заботы материального мира, настраивается на молитву. А еще, читатель, вы удивитесь, но у евреев совсем нет икон и святых ликов!
- У нас только одна святыня - свиток Торы. Мы считаем, что между человеком и Богом не должно быть никаких посредников - рассказывает Наталья Анатольевна. - Бог един, и если ты приходишь в синагогу с открытым сердцем и чистыми помыслами, он обязательно тебя услышит.
Впрочем, чтобы быть услышанным, помимо десяти важнейших, нужно соблюдать и целый свод других заповедей, которые описаны в Торе. Считается, что еврей должен заглядывать в Тору каждый день, и его поступки, его поведение должны соответствовать той главе, которая относится к сегодняшнему дню, неделе, времени года. Так, во многих из них, связанных со служением Всевышнему, отдается предпочтение правой стороне перед левой. Поэтому, одеваясь и раздеваясь, еврей должен подчеркивать превосходство правой стороны над левой, то есть начинать одеваться с правой руки или ноги, а раздеваться - сначала с левой руки или ноги (чтобы правая дольше оставалась в одежде). Мужчине запрещается проходить расстояние около двух метров с непокрытой головой. Сидя или стоя на месте, также следует покрывать голову.
Отдельная часть Торы посвящена и здоровому питанию. Тот, кто хоть раз летал самолетами израильских авиакомпаний, наверное, обращал внимание на сертификаты, приложенные к еде, которую подают на этих авиарейсах. Обязательное подтверждение кошерности еды, заверенное специалистами, необходимо для тех, кто соблюдает законы кашрута. Так что же такое кашрут? Это отраженная в Торе система правил здорового питания, в основе которой лежит раздельное употребление молочных и мясных продуктов. Так, по законам кашрута, после приема мясной пищи должно пройти несколько часов, прежде чем можно употреблять молочную. После приема молочной пищи мясо можно есть уже через 30 минут. Продукты, не относящиеся ни к молочной, ни к мясной пище (рыба, овощи, фрукты), называются парве, и их разрешено употреблять как с мясной, так и с молочной пищей.
Что касается мяса, евреям разрешено употреблять только мясо животных, являющихся одновременно жвачными и парнокопытными. Это коровы, овцы и козы. Мясо свинины запрещено. Из птиц кошерными считаются куры, гуси, индейки, голуби. Яйца птиц должны обязательно иметь разные концы: один более острый, другой - более округлый. Яйца же тех видов птиц, которые имеют одинаковые концы: или оба острые, или оба тупые - есть нельзя. Кошерной считается рыба, у которой есть чешуя и плавники: карп, щука, лосось, форель, тунец, сельдь, треска. Все злаки, фрукты овощи кошерны, если в них не завелись черви и насекомые.
САМАЯ ГЛАВНАЯ ЦЕННОСТЬ В ЖИЗНИ ЧЕЛОВЕКА - САМА ЖИЗНЬ
Собственно, это тоже один из главных принципов евреев. И если говорить о вехах человеческого бытия, то, помимо дня рождения и смерти, у иудеев есть еще один очень важный этап: вступление во взрослую жизнь.
- Это период, когда ребенок перестает быть таковым и начинает нести нравственную ответственность перед Богом, близкими за свои поступки. Для мальчиков посвящение во взрослую жизнь происходит в 14 лет, девочек - в 12 лет. В этот день накрывается праздничный стол, созывается множество гостей. Детей одевают в праздничные одежды, их все поздравляют с тем, что детство закончилось, и впереди перед ними длинный путь, который нужно прожить достойно, - рассказывает Наталья Кулигина.
Вот только в одиночку, без достойного спутника сделать это крайне сложно. Поэтому и свадьбы у евреев тоже проходят торжественно и пышно. Издавна для молодого человека, собиравшегося жениться, существовало десять заповедей. Не одобрялась женитьба ради богатства, жениться советовалось на девушке из хорошего дома. Что же касается девочек, их сызмальства учили быть добрыми и рачительными хозяйками. Одним из главных ритуалов на торжестве является подписание кетубы - свода законов, где четко расписано, что в совместной жизни должен делать каждый из супругов. И нарушение супружеской жизни немедленно вызывает суровое осуждение общины.
Знаете, читатель, пока я разговаривала с моей собеседницей, невольно уловила себя на мысли, что не знаю ни одной другой культуры, где так был бы развит культ семьи.
Возьмем, например, очень важный в жизни каждого иудея праздник Шабат - святая суббота. Ее смысл заключается в том, что евреи всегда ждут миссию. И поскольку точная дата прихода никому не известна, они ждут его каждую неделю, при этом соблюдая Священное Писание, которое гласит: «Шесть дней ты можешь трудиться и делать все работы свои, день же седьмой - суббота, посвященная Господу, Богу твоему; не делай никакой работы». Собственно поэтому суббота для еврея - освобождение от каждодневных забот и будничных тягот. Это - день тихой радости и духовного возвышения, время, когда нужно отбросить все мирские заботы и уделить внимание своей душе и семье.
- В этот день у нас принято накрывать праздничный стол, за которым собирается вся семья, приходят гости. Зажигаются свечи, произносятся молитвы на вино и хлеб. А после ужина вся семья проводит время вместе, - рассказывает Н. Кулигина.
Что понимается под семейным досугом? Смею вас уверить, читатель, отнюдь не совместный просмотр телевизора. В иудаизме есть целый свод правил, что в этот день делать запрещено. Приведу самые любопытные из них. В Шабат запрещены: приготовление пищи, стирка, стрижка, маникюр, зажигание и тушение огня любыми способами, купля и продажа, плаванье на лодке, игра на музыкальных инструментах, использование любой электроаппаратуры и телефона, свадебные церемонии, езда на транспорте. Тогда чем же можно заняться в этот день? Можно почитать книгу, рассказать о том, как прошла неделя, сходить в парк или поиграть в какую-нибудь семейную игру.
Весьма интересен и другой еврейский праздник - Рош-Ашана. Это еврейский Новый год, который символизирует подведение итогов. Люди вспоминают, что было хорошего и плохого за это время. Но праздник этот скорее радостный, являющийся своеобразной прелюдией к другому празднику - Судному дню (Йом-Кипур), когда Бог записывает людей, осознавших грехи и ошибки, в Книгу жизни. И у евреев есть даже такое пожелание на Новый год - чтобы «все вы были записаны в книгу жизни на будущий год». Традиционными символами Рош-Ашаны являются яблоки и мед, чтобы год был сладким, и на стол обязательно ставится рыбья голова, дабы хозяин дома был в голове всех проблем и мог их решать.
А как не рассказать о Хануке? Тем более что мы с вами, читатели, могли тоже наблюдать за этим праздником. Ведь в последнее время еврейская община все чаще устраивает массовые зрелища, знакомя и нас, простых обывателей, со своей культурой. Например, мы уже знаем, что Ту-Бишват - это праздник деревьев, символом Суккота является шалаш, все мы с предвкушением ждем и Пурим, ведь это значит, что в Ставрополь снова придет карнавал! Символом же Хануки являются свечи.
- Когда евреи жили на своей земле, Израиль постоянно завоевывали, не давая народу исповедовать Тору. Тогда и началось восстание под предводительством братьев Маккавеев, результатом которого стало освобождение Иерусалимского храма от язычников. Понятно, что тот был разгромлен. Но, когда евреи зашли в храм, каково же было удивление, когда в углу нашли маленький горшочек с маслом, чтобы можно было зажечь свечи и освятить здание. Судя по его количеству, масла должно было хватить на день, чтобы горела свеча, однако случилось очередное чудо, и свеча горела семь дней. Тогда в память об этом мудрецы постановили, что каждый год эти семь дней будут днями праздника, и каждый день евреи будут зажигать свечи, добавляя к горящей еще одну за прожитый день, - рассказывает Н. Кулигина.
В прошлом году 25 декабря ханукальные огни зажглись на Крепостной горе. Организаторы праздника - все еврейские организации Ставрополя постарались на славу: перед главным событием - зажжением ханукии - всем собравшимся раздавались бенгальские огни, летающие фонарики, традиционные пончики. А со сцены в это время звучали еврейские песни и мелодии, среди которых была и узнаваемая с первых аккордов «7:40», заставляющая пуститься в пляс не только виновников торжества, но и простых зевак. И в тот момент не было никакого деления на чужих и своих, не было претензий и упреков, все просто жили и вместе радовались празднику, красивому зрелищу, вкусной пище, этому дню. Всему, что, собственно, и называется иудаизмом, что обогащает наш кругозор, что учит толерантности и показывает, что человек на самом деле один и тот же, не смотря на его вероисповедание.

Номер выпуска: 
Оцените эту статью: 
Голосов еще нет