Вы здесь

БЕСТУЖИЙ: ПРЕСТУПНИК ИЛИ ЖЕРТВА?

Сообщение об ошибке

Notice: Undefined variable: o в функции include() (строка 601 в файле /www/vhosts/st-vedomosti.ru/html/themes/bartik/images/bg.jpg).

12.09.2012
БЕСТУЖИЙ: ПРЕСТУПНИК ИЛИ ЖЕРТВА?
АЛЕКСАНДР ЕМЦОВ

Начало в СГВ № 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32, 33, 34, 35, 36 2012 г.
Гости предложили Крайтор сотрудничать и участвовать в оперативном эксперименте по передаче денег Козлову. Крайтор согласилась, то есть, как записано в документе, «желала активно способствовать пресечению возможного преступления». Тут, конечно, прослеживается явная попытка Крайтор выкрутиться. Если бы «желала», то не занималась бы посредничеством во взятке. Теперь «желает», так как деваться некуда. Заметьте, никакого насилия, тем более пыток применено не было. Все звенья этой преступной цепочки под тяжестью улик очень легко сломались. Просто люди понимали, что попались и что сопротивляться - себе дороже. Все же образованные, что такое Уголовный кодекс, представляют. Так почему же «защитники» Бестужего отказывают в этом понимании ему самому?
Крайтор были вручены специальные средства связи. Дальше события развивались уже под диктовку оперативников. Крайтор позвонила Козлову, уточнила, на работе ли он, и сказала, что сейчас заедет. Ей были вручены 700 тысяч рублей настоящих денег и 11 миллионов 500 тысяч - муляжей купюр. Тех самых, которые и привез Белкин. Ведь он уже работал под контролем оперативников. В пять тридцать вечера она привезла черный чемоданчик с деньгами и муляжами Козлову в администрацию города. Тот на звонок спустился в холл первого этажа. Крайтор поставила на подоконник чемоданчик и сказала, что здесь аванс за земельный участок в пять гектаров. Спросила, показывать ли деньги, открыла и продемонстрировала несколько пачек.
Получив деньги от Крайтор, Козлов спрятал их в нише шкафа телефонной связи на втором этаже здания администрации между кабинетами 206 и 207. Потом в одном из них - актовом зале, опера будут пересчитывать взятку. По словам самого Козлова, Бестужий запретил ему приносить в кабинет сумки или какие иные предметы. Поэтому он намеревался передать ему чемоданчик с деньгами в нерабочее время и так, чтобы никто не смог взять их с поличным. Но когда Козлов подошел к приемной главы администрации, чтобы зайти в кабинет и сообщить шефу, что деньги получены, его встретили сотрудники полиции. Им Козлов и выдал чемоданчик, и рассказал, для кого он. Хотя поначалу отпирался и говорил, что деньги предназначались Быстрову, который попросил его подыскать покупателя земельного участка. Но когда узнал, что Быстров открестился от всей этой дурнопахнущей истории и заявил, что земельный участок не его, вынужден был сказать правду: «Для Бестужего».
Быстров действительно от имени своего ООО «Беркут» еще в декабре 2010 года подавал заявление на предоставление этого участка в аренду. Но ему тогда почему-то было отказано. Единственный отказ, который обернулся благом?
Мне было интересно, какие в обвинительном заключении содержатся показания самого Бестужего? Читаю страницу одиннадцать. Бестужий подтверждает, что именно Козлов попросил его предоставить пять гектаров земли москвичам. И поначалу он также ответил ему, чтобы не лез не в свои дела. Но когда тот настаивал, «ответил Козлову, чтобы они писали заявление и готовили денежную сумму в размере 50 000 000 рублей, то есть дал свое согласие на получение взятки. Данные денежные средства предназначались ему, поскольку в силу занимаемой должности он мог прямо способствовать предоставлению земельного участка в аренду». Показания подписаны Бестужим. Как с этим признанием соседствуют стоны «защитников», что он жертва подставы? Да никак не соседствуют. Признание разоблачает и Бестужего, и самих «защитников» по полной программе.
Второе, что интересовало: когда же Козлову «упали на хвост» оперативники? По документам обвинительного заключения - еще в конце сентября, когда Шматенко только начал искать участок и катался с Крайтор с этой целью по городу. Из обвинительного заключения следует, что после одного из разговоров с Крайтор к нему подошли сотрудники полиции и попросили следовать за ними. В помещении УБОП ему предложили участвовать в оперативно-разыскных мероприятиях. Мол, они документируют преступную деятельность Крайтор и должностных лиц администрации города и просят им в этом помочь. Шматенко согласился. После этого уже в здании ГУ МВД в присутствии представителей общественности с ним провели инструктаж, что и как делать. Оснастили техническими средствами. Так что дальнейшие переговоры Шматенко с Крайтор и Крайтор с Козловым прослушивались и писались на пленку. Потом они будут фигурировать в деле в качестве доказательств обвинения. Полученных на вполне законных основаниях, потому что были соблюдены все необходимые в таких случаях процедуры. Да и после каждой встречи с Крайтор Шматенко делал отчет в присутствии участников проведения операции. Здесь и зарыта собака, почему и Крайтор, и Козлов так легко раскололись. Наверняка им дали послушать самих себя. Почитать отчеты. Куда же было деваться? То, что Крайтор получила от Шматенко за посредничество не 300 тысяч, а всего 50 тысяч рублей, тоже заслуга оперативников. У них больше, видимо, под рукой не было. Крайтор оказалась настолько словоохотливой, что открыла Шматенко всю технологию передачи взяток. Которые, по ее словам, она передавала не раз. Все эти откровения оказались записанными на пленку.
Поначалу в отношении Козлова и Крайтор было возбуждено уголовное дело по факту покушения на чужое имущество путем обмана в особо крупном размере группой лиц по предварительному сговору (ч. 3 ст. 30, ч. 4 ст. 159 УК РФ). Затем, после того как Бестужий был задержан по подозрению в покушении на взятку, в отношении Козлова дело переквалифицировали на пособничество во взятке.
Уже после осуждения Козлова следственные органы разослали по редакциям сообщение, что в суд передано уголовное дело в отношении Крайтор. Состав предъявленных обвинений тот же, что и по Козлову.
Таким образом, обвинительное заключение полностью развенчивает версию о подставе Бестужего. И выставляет его защитников в крайне неприглядном свете.
Начало июля ознаменовалось большой новостью - назначением и.о. вице-губернатора - главы правительства края. Им стал Юрий Тыртышов. Согласование его кандидатуры с думой прошло уже через неделю, на очередном заседании краевой думы. Тогда же отпала и приставка и.о.
Накануне дума изменила Устав края и ввела должность вице-губернатора - главы правительства. Тем самым было оперативно выполнено пожелание полпреда Александра Хлопонина о разделении политических и хозяйственных полномочий главы субъекта федерации. Он сказал по этому поводу буквально следующее: «На плечи губернатора ложится работа по взаимодействию с федеральными органами власти, налаживанию диалога с населением, решению межнациональных проблем. А правительство должно, что называется, рыть землю, пахать, разгребать, оперативно и жестко работать».
Это заявление вызвало в крае большие пересуды. Мол, теперь, после ухода Сечина из правительства РФ, у Хлопонина развязаны руки. Он, видимо, убежден, что Зеренков не потянет, потому и хочет подставить под него управленца посильнее. А может, просто своего человека.
Тогда Хлопонин посоветовал краевым законодателям «решение вопроса не затягивать». И вот процесс пошел. Судя по результатам голосования изменений в Устав края и последующим откликам, новация ни у кого сопротивления не вызвала. В том числе и у самого Зеренкова. Да и куда ему было деваться? Хлопонин и только Хлопонин был теперь у нас за главного. Именно поэтому законопроект был внесен в думу самим Зеренковым. Чтобы показать, что он не против такого расклада. Хотя справедливости ради надо отметить, что идею разделения полномочий сам он высказывал с первых дней после своего назначения, еще до ее обнародования Хлопониным. Идея эта, похоже, исходит не только от полпреда, но в целом из Центра. Видимо, таким нехитрым способом выстраивается управленческая вертикаль под нового премьер-министра Дмитрия Медведева. В самом деле, ведь не зампредов же региональных правительств собирать ему на свои совещания? Как-то не звучит. Идея уже начала реализовываться в масштабах всей страны: председатели правительства наряду с губернаторами появились сразу в нескольких регионах, включая столичный. Так что мы всего лишь в числе первых.
Введение новой ключевой должности в краевом правительстве сразу вызвало новый всплеск активности соискателей толстых портфелей. Кандидатур называлось несколько. Это и заместитель Хлопонина Юрий Олейников, и депутат краевой думы Михаил Кузьмин, и главный федеральный инспектор по Карачаево-Черкесии Александр Коробейников, и вновь назначенный первым запредом главы правительства Виктор Шурупов...
Но, увы и ах для них, все отпали. Олейников, похоже, не прошел по возрасту. Он всего лишь на два года моложе Зеренкова. Да и не местный, во всяком случае в краевых управленческих структурах не работал. Кузьмин моложе, но не имеет опыта работы в краевой исполнительной власти. К тому же, если судить по его последним резким заявлениям в телекамеру, сам Кузьмин уже не видит себя рядом с Зеренковым. Хотя прежде были друзья. Коробейников моложе, и он в свое время работал даже заместителем главы администрации края при Евгении Кузнецове и Александре Черногорове. Но почему-то с краевой орбиты соскочил. Чтобы планете на орбиту вернуться, нужно сильное внешнее воздействие. Оно не возникло.
Возникло в отношении Юрия Тыртышова.
Но прежде чем подробнее рассказать о нем, зададимся вопросом: мы в разделении полномочий просто обезьянничаем, послушно выполняем волю Центра, или для края это действительно назревшая тема, и по-другому на современном этапе развития жить просто нельзя? Вопрос далеко не праздный.
Ставшую почти крылатой фразу, что у нас в крае за все отвечает губернатор, повторяют все кому не лень. Возможно, не все вдумываются в ее смысл. А стоило бы. Потому что если это действительно так, то оно не есть всегда хорошо. И скорее плохо.
Полномочия, как и обязанности, у губернатора обширнейшие. Чтобы убедиться в этом, достаточно заглянуть в Устав края и закон о губернаторе. Или просто добросовестно посмотреть выпуски новостей, почитать газеты. Чем только не занимается первое лицо края! В реальной, той, что за кадром, жизни все еще круче: представительские, так сказать, чисто парадные функции, вроде поздравлений, вручений наград, приветствий, выступлений, встреч и прочее, отступают на второй план, главное место занимают уже функции чисто управленческие. И это не только и не столько ведение заседаний правительства, участие в рабочих совещаниях и прочее, сколько разрешение каждодневных, касающихся сотен, а то и тысяч людей проблем. Особенно это относится к коммунальным, социальным проблемам. Там управление нарушено, там деньги кончились, там выгорело, там смыло, там рвануло, там замитинговало... А еще лучше - когда успевает принять такие решения, чтобы и с управлением все было в порядке, и чтобы деньги не кончались, чтобы не выгорало, не смывало, не рвало, не митинговало... Ведь лучшая управленческая работа - это такая, которую незаметно. А еще лучше - незаметно какой ценой.
Особенность края еще в том, что в нем, кроме чисто управленческих задач, масса политических. Таких, от которых не отмахнешься, которые надо каждодневно разруливать. И за которые, если что не так, по головке не погладят. У нас реализуется множество федеральных целевых программ, край занимает одно из ключевых мест на геополитической карте страны, здесь очень сложная ситуация в социальной сфере, в межнациональных отношениях. И это требует постоянного выстраивания отношений, а значит и чуть ли не ежедневных контактов, с Центром, с муниципалитетами, с населением, с руководством соседних субъектов федерации, диаспорами, конфессиональными структурами, профсоюзами и другими общественными организациями...
Губернатор один, а в сутках всего двадцать четыре часа. Вот и не гаснет свет на пятом этаже нашего Белого дома до полуночи. Хорошо это? Не совсем. Возможности человека не безграничны.
Конечно, у губернатора немалый аппарат. Заместители председателя правительства, министры и их заместители с многочисленными подчиненными, руководители управлений и ведомств и их заместители... И в жизни складывается так, что первый зам берет на себя львиную долю черновой управленческой работы. Иначе нельзя. Но зам, хоть и первый, он и есть зам. Полномочия и, самое главное, ответственность не те. И если даже сам он понимает их, как говорится, на все сто, то окружающие - нет. Тем более если приходится решать вопросы на самом верху, где надо брать ответственность на себя, с ходу принимать решения, заключать соглашения, ставить подпись и прочее.
Сама идея главы правительства при губернаторе у нас не нова. И еще свежо в памяти время, когда при Александре Черногорове правительством руководил Станислав Ильясов. Тогда не заладилось. И только потому, что два медведя не ужились в одной берлоге. Во-первых, оба до того баллотировались в губернаторы, и победивший «медведь» - Черногоров воспринимал свою правую руку как потенциального соперника на выборах будущих. Возраста были примерно одного, и карьерных амбиций у каждого через край. Но управленческого опыта у Ильясова, да и знаний, оказалось явно больше. Попытки губернатора патронировать явно не проходили. Потому Черногоров крайне болезненно переживал успехи главы своего кабинета. Очевидцы рассказывали, что даже очередь в кабинет к Ильясову была для губернатора ножом по сердцу. Видел, кто больше востребован. Дошло до публичных стычек с выяснением того, кто главнее. Потому и расстались.
Затем, когда уже Черногоров стал и главой правительства, было еще две фигуры вице-губернатора - Борис Калиничев и Анатолий Воропаев. Оба, особенно последний, претендовали на роль первой скрипки в правительстве. Хотя формально председателями правительства не являлись: Черногоров, наученный горьким опытом, эту должность от себя не отпускал. Но не прижились. И не в последнюю очередь потому, что сразу почему-то восстановили против себя краевую элиту. Может, из-за того, что не местные. С моей легкой руки иначе как пришельцами их не погоняли. А может, опять же Черногоров приревновал и увидел в них угрозу собственному царствованию.
И вот теперь и вице-губернатор, и глава правительства, как говорится, в одном флаконе. Что из этого получится?
Как известно, человек красит место, а не наоборот. Наверное, Зеренков сделал выводы из описанного выше печального опыта. Ведь черногоровско-ильясовские разборки проходили на его глазах. Наверняка исходил из того, что глава кабинета должен быть как минимум совместимым с губернатором в плане стиля управления, не иметь лишних амбиций, знать свое второе место, быть с ним разного возраста, желательно значительно моложе, тогда патронирование будет восприниматься естественно и без напрягов, и происходить из местных, хорошо знающих край кадров. Тыртышов тут оказался в самый раз.
Поговаривают, что кандидатуру Тыртышова и выдвинул, и продавил Хлопонин. Хотя сам полпред и заявлял, что в формирование Зеренковым кабинета не вмешивается, ограничивается консультациями, в это, согласитесь, трудно поверить. Тем более когда речь идет о реализации идеи Центра. С его стороны могла последовать такая «консультация», от которой оказалось невозможно отмахнуться.
Итак, кто такой Юрий Павлович Тыртышов? Это хорошо знакомое краевой элите лицо. Местный, уроженец села Зимняя Ставка Нефтекумского района. 27 июля, вскоре после назначения, отметил свое 45-летие. То есть на два десятка лет моложе губернатора. Для тандема - в самый раз. С 1997 по 2003 год прошел путь от замначальника краевого управления ЖКХ и строительства до зампреда правительства края. Был у истоков организации «Единой России» в крае. Затем его забрали в Москву, где работал и замглавы Госстроя, и замминистра
регионального развития страны, и руководителем корпорации «Знак»... Потом - замруководителя корпорации «Олимпстрой», это уже непосредственно перед назначением на последнюю должность у нас в Пятигорске первым заместителем ОАО «Курорты Северного Кавказа». За семь лет поменял шесть руководящих кресел, но почти каждый раз - с повышением. В какой-то степени здесь минус: что за охота к перемене мест? Но, с другой стороны - и плюс. Повертеться на самом разном верху - это ведь своего рода деловые университеты, и полученные в них знания пригодятся, если учесть, что на должности главы правительства края надо знать и уметь практически все. И быть знакомым с работой Центра. Чтобы ориентироваться, какую дверь, когда и с чем открывать.
Продолжение в следующем номере.

Номер выпуска: 
Оцените эту статью: 
Голосов еще нет