Вы здесь

НЕ ТАК СТРАШЕН ЗАКОН, КАК О НЕМ ГОВОРЯТ

Сообщение об ошибке

Notice: Undefined variable: o в функции include() (строка 601 в файле /www/vhosts/st-vedomosti.ru/html/themes/bartik/images/bg.jpg).

26.09.2012
НЕ ТАК СТРАШЕН ЗАКОН, КАК О НЕМ ГОВОРЯТ
Елена ЧУРЮДА

На рассмотрение в Госдуму РФ поступили законопроекты «Об общественном контроле за обеспечением прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» и «О социальном патронате». Эти законы, по мнению представителей общественности, опасны для детей. Но, по словам уполномоченного по правам ребенка в Ставропольском крае С. Адаменко, нет ничего страшного в этих нововведениях. Большинство россиян просто не знают о них. Их публичного обсуждения и публикации, к сожалению, нет.
У многих новый термин - ювенальная юстиция - ассоциируется с западными «страшилками», в которых детей забирают некими социальными органами. На самом деле, ювенальная юстиция в переводе с латинского означает «правосудие для юных». Первые суды для несовершеннолетних появились в конце XIX века, причем как в Европе, так и в России. Своей целью они ставили назначение наказания с целью избежать повторного совершения преступлений. В конце XX века внимание международных организаций сосредоточилось на вопросах народонаселения, его воспроизводстве и репродуктивных правах.
Именно в это время США и Европа занялись правами ребенка. Россия же в этом плане немного отстает. Вы посмотрите, что у нас творится! Какие бы меры ни принимало государство, в стране ежегодно погибает 100 тысяч детей. Еще 100 тысяч детей по разным причинам увозят за границу. Только из Ставропольского края в США, Францию, Испанию, Германию уехало 40 детей. Конечно, большинство усыновили приемные родители, и лишь четверых забрали с собой отцы-иностранцы.
Вообще в России лишение родительских прав и без ювенальных технологий еще никто не отменял. Чтобы отобрать ребенка, достаточно уже принятых законов. Да и в отдельных случаях нужно лишать родительских прав как можно скорее. Как-то в одном из рейдов по неблагополучным семьям Октябрьского района г. Ставрополя мы с сотрудниками отдела по делам несовершеннолетних заглянули в одну квартиру, где находились женщина и несколько мужчин, которые были в состоянии алкогольного опьянения. Когда полицейские поинтересовались, где ее 13-летний сын, она отмахнулась, сказав, что не видела его уже два дня. В итоге подростка мы нашли в одном из дворов, но он сказал нам, что домой возвращаться не хочет. Еще один пример. В Промышленном районе г. Ставрополя сотрудники правоохранительных органов обнаружили заброшенную дачу, в которой находились два малыша трех и четырех лет. Дети были грязные, голодные. На одном из мальчиков ожоги от потушенных сигарет. Понадобилось несколько месяцев, чтобы их вылечить. Родителей полицейские так и не нашли, а бабушка отказалась от внуков. К счастью, сейчас судьба мальчиков решена весьма благополучно. Их усыновила семья врачей из г. Невинномысска.
Между тем вернемся к законопроектам. Они были разработаны как раз для того, чтобы уберечь детей. Закон «Об общественном контроле за обеспечением прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» предусматривает общественный контроль за содержанием несовершеннолетних в детских домах, приютах, колониях. То есть если раньше эти учреждения были закрыты для общественности и лишь изредка информация о происходящих там преступлениях просачивалась в прессу, то теперь с принятием данного закона планируется разрешить представителям общественных организаций, а также волонтерам, сотрудникам средств массовой информации, педагогам, психологам беспрепятственно посещать детские дома, смотреть на условия проживания и питания, задавать различные вопросы детям.
Разработчики данного законопроекта считают, что это будет некий сдерживающий фактор от издевательств над детьми со стороны персонала. Существует же контроль со стороны общественных организаций за исправительными учреждениями, так почему мы забываем о детях?
Показательный пример приводит во всех своих выступлениях уполномоченный по правам ребенка в России Павел Астахов: в одном из регионов педофилу, который изнасиловал двух малолетних девочек, назначили наказание в виде четырех месяцев тюрьмы, тогда как в Гватемале (Южная Америка) мужчина, надругавшийся над 5-летней малышкой, просто не дожил до суда. Его убили неравнодушные к чужой беде граждане.
Причем Астахов не призывает к насилию. Он говорит о том, что не стоит чрезмерно опекать педофилов. Как можно о них заботиться лучше, чем о детях?
Кроме того, во избежание мошенничеств не чиновники, а именно представители общественных организаций могут следить за расходованием бюджетных средств в данных детских учреждениях. Хотя не мешало бы законодателям подумать и о личных сбережениях маленьких граждан.
Недавно передано в суд уголовное дело о превышении должностных полномочий директором «Ипатовского детского дома-интерната для умственно отсталых детей». Женщина обвиняется в том, что сняла деньги с депозитных счетов 15 воспитанников в сумме более двух миллионов и потратила их не на нужды больных детей, а на обустройство помещений приюта. Еще неизвестно, сколько денег сняла бы директор и куда их потратила, если бы не сотрудники министерства социальной защиты и занятости населения Ставропольского края, которые каким-то образом узнали об этом факте и подали заявление в полицию.
Закон «О социальном патронате» тоже предполагает заботу о детях. То есть по желанию многодетных родителей органы опеки и попечительства будут контролировать процесс воспитания и образования детей. Если у семьи возникнут материальные трудности, то патронат им обязан помочь в первую очередь. Правда, механизм исполнения этого закона еще слабо проработан.
Например, неясно, как быть с теми, кто не изъявит желания пристального внимания государства к своей персоне? А не захотят, как правило, те, которые ведут аморальный образ жизни, не работают, злоупотребляют алкоголем и т.д. Зато вполне обеспеченные многодетные родители, наоборот, не упустят возможность получить лишние субсидии от государства.
Казалось бы, все делается для защиты детей и семьи. Но в реальности рождаемость с каждым годом сокращается, а смертность увеличивается, количество детей, изымаемых из семей, исчисляется десятками тысяч, да и преступность среди несовершеннолетних неуклонно растет.

Номер выпуска: 
Оцените эту статью: 
Голосов еще нет