Вы здесь

ОТ АРАРАТА - ДО СТАВРОПОЛЬЯ

03.10.2012
ОТ АРАРАТА - ДО СТАВРОПОЛЬЯ
Нина ЕВТУШЕНКО

Вряд ли где встретишь такое разнообразие языков, культур, нравов и обычаев, как у нас на Северном Кавказе. Друг друга люди приветствуют на русском, карачаевском, осетинском, черкесском, ногайском, грузинском и десятках других языков. В этом многоголосье на Ставрополье, особенно в торговле и сфере обслуживания, часто звучит уважительное армянское слово «джан», что в переводе означает «душа моя» или «дорогой», «дорогая». По этому слову безошибочно узнается национальность собеседника. Сегодня наш рассказ о ставропольских армянах - чем они живут, насколько прочно связаны с этнической родиной, как чтят свои обычаи?
Но прежде давайте совершим экскурсию в бывшую союзную республику. Какая она, чем выделяется?
ИСПЫТАНИЕ ЗА ИСПЫТАНИЕМ
Маленькая горная страна Армения. Площадь - около 30 тысяч квадратных километров. Это в два с лишним раза меньше, чем территория Ставропольского края. Сведения о численности населения разнятся: по одним источникам - около трех миллионов человек, по другим - на полмиллиона меньше. Кто бывал здесь в советское время или приезжает сейчас к родственникам, тот не может не восхищаться своеобразием рельефа и природы здешних мест. С высоты орлиного полета открывается бесконечная череда высокогорных хребтов, речных долин, плоскогорий, ущелий и одиноких вершин. Самая высокая точка - гора Большой Арарат (свыше 5000 км), а рядом с ней расположен Малый Арарат, взметнувшийся почти на 4000 км вверх.
Об особенностях природы этих уникальных мест существует своя легенда. Когда Бог сотворил землю, она получилась каменистой. Господу это не понравилось. Он собрал все камни в одну кучу и спросил созданные им народы: кто здесь хочет жить? Все отказались, а армяне согласились и до сих пор гордятся этим.
Хотя, если обратиться к истории, жизнь у этого народа была не то что каменистой, а полной трагизма.
Как пишет Геродот, армяне пришли в Малую Азию с Запада вместе с фригийцами, с которыми, по его мнению, их связывало близкое этническое родство. Прародитель армян Хайк жил в Вавилоне. После разрушения Вавилонской башни он собрал свой народ и поехал на гору Арарат, где пришельцы обосновались и создали древнее армянское государство Урарту. Со временем Урарту, или Ванское царство, стало могучим государством, оно занимало четвертую часть Древнего мира.
Хотя есть и другая библейская версия, согласно которой народность армян произошла от одного из сыновей Ноя, после того как во время Всемирного потопа его ковчег высадился на горе Арарат.
Так что Арарат для армянского народа больше чем гора - он символ родины, величия и святыня.
Что еще интересно, Армения - первая в мире страна, сделавшая христианство государственной религией, и произошло это в 301 году. А связь с Россией возникла еще в древности, когда князь Владимир, крестивший Русь, взял в жены византийскую принцессу Анну из правящей армянской династии. Тогда вместе с ней в нашу страну приехали воины, купцы, ремесленники, ставшие первыми представителями этого народа на Руси.
Но кто мог заглянуть в будущее и узнать о подстерегающих этот народ трагических событиях? Самым черным стал для армян период с 1895 по 1920 год. Длительное время несколько государств, в том числе и Западная Армения, находились под игом Османской империи. Впоследствии, по решению Берлинского конгресса, ряд стран приобрели независимость, а «армянский вопрос» турецкие правители решили по-своему. Началось массовое истребление населения, а в 1915 году в отношении его был организован первый в мире геноцид. Свыше полутора миллиона человек погибло, многие бежали в Америку, Францию, Ливан и другие страны.
В Интернете попалась информация: по приблизительным подсчетам, на планете сейчас живут от 7 до 15 миллионов армян. География очень разнообразна - Англия, Австралия, Аргентина, Болгария, Германия, Греция, Египет, Иран и т.д. Больше всего переселенцев приняли США - около полутора миллионов человек и Франция - около миллиона. Есть и страны, где их сейчас буквально единицы, к примеру, десять человек осели в Японии, а полтора десятка - в далекой африканской Гане. В России, по разным источникам, их проживает от полутора до двух с половиной миллионов.
Многие жители иммигрировали после второго трагического события - страшного землетрясения 1988 года, когда с лица земли был стерт город Спитак, погибло немало людей. Залечивать раны горцам тогда помогали все союзные республики.
К числу если не трагических, то печальных событий ставропольские армяне относят и распад Советского Союза. Маленькая республика, не имеющая собственной экономики и собственных энергоресурсов, оказалась отрезанной от мира и выживала как могла. Я хорошо помню то время, потому что в армянском городе Кировакане более трех десятков лет жил мой родной брат Иван. Он уехал туда сразу после окончания института в Краснодаре, женился на чистокровной армянке, обзавелся двумя дочерьми. Тогда, в начале 90-х, были обесточены предприятия и жилые дома, в квартирах ставили «буржуйки» и зажигали лучины. Когда на Украине умер наш старший брат, Иван не смог вылететь на похороны - самолеты стояли без бензина.
И сейчас, если судить по СМИ, республика живет экономически трудно, в ней много бедных. К тому же семьи не покидает тревога из-за ситуации вокруг Нагорного Карабаха. Этим, по всей видимости, можно объяснить непрекращающийся отток населения и частые визиты армянских политиков в Россию.
ВТОРЫЕ ПОСЛЕ РУССКИХ
История отношений Армении и России имеет глубокие корни. Об этом, в частности, говорит найденное в могильнике византийского христианского храма в Карачаево-Черкесии кольцо-печатка армянского царя Ашота Ерката (Х век). Петр I и Екатерина II к заселению российских территорий армянами относилось лояльно - эти люди близки нам по духу и вере! В ХII веке на Северном Кавказе уже имелись храмы, выстроенные армянскими мастерами, но массовое переселение относится к середине ХVIII века.
На Ставрополье дети Арарата тоже оставили заметный след. Купец первой гильдии армянского происхождения Гавриил Тамамшев за собственные деньги в 1840 году проложил в сегодняшней столице края водопровод. А его соотечественник Макар Попов основал в городе частный банкирский дом «Макар Попов и К» - первый на Северном Кавказе. Из других имен, уже в наше время, многие ставропольчане добрым словом вспоминают талантливого руководителя В. Маркарьянца, при котором шло бурное строительство в краевом центре, и большого знатока обувного дела Г. Газаряна, который вывел руководимую им фабрику «Кавказ» на орбиту международного сотрудничества. И эти примеры далеко не единичные.
Сколько армян сегодня проживает в нашем крае? По последней переписи населения - около 162 тысяч человек (в 1989 году их было 70 тысяч). По численности они на втором месте после русских. Но председатель Ставропольского регионального отделения Всероссийской организации «Союз армян России» Георгий Сафаров считает, что цифра умышленно занижается и на самом деле их вдвое больше.
Особенно много представителей этой национальности осело в Буденновске, на Кавминводах, в Ставрополе, заметно больше их стало в Георгиевске, Изобильном, Новоалександровске, а село Эдиссия Курского района можно считать полностью армянским - здесь они живут уже 215 лет. Диаспора владеет в крае большими магазинами, крупными фирмами, традиционно много армян в медицине, сфере бытовых и похоронных услуг, на рынках Ставрополя и Пятигорска. А о мастерах-часовщиках, ювелирах и говорить нечего - среди них почти не встретишь людей другой нации.
Как ставропольцы относятся к «великому переселению армян»? Кто-то по-прежнему негодует, дескать, понаехали сюда с деньгами, жилье скупили, конкуренцию создают. Кто-то смотрит на проблему спокойно и даже рад, что армяне заняли свои ниши в экономике и социальной сфере края. Ведь в большинстве своем это образованные и работящие люди. Уйди они сегодня из обувного дела - кто нам будет шить и ремонтировать сапоги-туфли?
А многие ставропольцы вообще не размышляют на эту тему, а просто в мире и согласии живут с представителями разных национальностей, вместе отмечают праздники, ходят на фестивали армянского творчества, полюбили музыку и песни горцев, восторгаются, когда танцуют «Наири», «Терпсихора» и другие ансамбли. Интернационализм - это то, что нас всех объединяет и без чего на многонациональной ставропольской земле никогда не будет спокойствия. Это хорошо понимает и руководство армянской диаспоры, поэтому национально-культурные автономии стремятся не только поддерживать интерес к родному языку, к истории своей страны, ее обычаям и традициям, но и укреплять дружбу между народами, особенно молодежью, не допускать межнациональных конфликтов. Пусть лучше скрепляют отношения узами брака и родства, вместе веселятся на свадьбе.
А ЭТА СВАДЬБА ПЕЛА И ПЛЯСАЛА
Кто был на армянской свадьбе, тот надолго остается под впечатлением этого великолепного праздника.
У каждого народа испокон веков существует свой свадебный обряд, но ни один из них не сравнится с армянским по пышности и размаху, соблюдению древних традиций и канонов. Независимо от того, в какой части земного шара празднуется армянская свадьба и насколько обеспечены семьи жениха и невесты, родители готовы ради этого знаменательного события влезть в долги и, что называется, зарезать последнего барана. Только бы все прошло с шиком и все гости остались довольными. А родственников, гостей собирается великое множество, если меньше полутора сотен, то это уже и не свадьба. Поэтому обе стороны, и жениха и невесты, готовятся к ней долго и тщательно.
В наше время большинство браков заключается по взаимной договоренности, поэтому сватовство хотя и считается обязательным, но носит формальный характер. Более интересен торжественный обряд обручения, подготовка к которому по размаху почти не уступает свадьбе. В этот день в доме жениха собирается много родственников и гостей с подарками, но центральной фигурой является кавор - посаженый отец, будущий крестный отец при рождении и крещении детей. За праздничный стол гости садятся только после обряда передачи обручального подарка, или залога - ншана. Ншан, обычно это золотое кольцо, наручные часы или золотая цепочка, отец жениха передает сыну. Жена кавора приводит невесту, которой жених также вручает ншан. После этого все договариваются о дне бракосочетания.
Свадьбу обычно назначают на конец осени или на зиму. Гулять, как правило, начинают в пятницу или субботу, а заканчивают в понедельник утром. Из угощений обязательно «свадебное» мясо - гарсаник мисс, для чего режут быка. Когда жених приезжает за невестой, все его родственники должны танцевать у дома с корзинами в руках. В корзинах обычно фрукты, свечи и вино для церкви, лепестки роз. При встрече гостей подруги невесты танцуют, держа в руках свои подарки, во время танца они должны обменять их на корзины.
Когда после венчания молодые приезжают в дом жениха, его мать перед порогом кидает им на плечи по лавашу и угощает их медом для сладкой жизни. Иногда их забрасывают шоколадными конфетами. А на пороге должны стоять две тарелки, молодожены разбивают их, тем самым убивая зло.
Что касается свадебного одеяния, то обязательной деталью костюма жениха считается красный бант слева на груди, который символизирует непорочность. А для наряда будущей новобрачной существует специальный обряд «кройки платья невесты». Приехав с купленным отрезом в дом невесты, жена кавора берет ножницы и пытается кроить венчальное платье. Но у нее ничего не получается - ножницы тупые, а чтобы они заострились - доставай подарки! Этот обряд сопровождается угощеньем и всеобщим весельем.
Красиво, ничего не скажешь! Но это то, что является достоянием именно армянского народа, у нас свои традиции и обряды, и они тоже уникальные. А вот чему нам, русским, стоило бы поучиться, так это умению этого народа быть сплоченным, поддерживать друг друга в горе и радости, почитать стариков и очень любить своих детей. Тогда меньше было бы на российской земле домов престарелых и детских приютов.

Номер выпуска: 
Оцените эту статью: 
Средняя: 5 (1 голос)