Вы здесь

МАЭСТРО АНДРЕЙ АБРАМОВ

Сообщение об ошибке

Notice: Undefined variable: o в функции include() (строка 601 в файле /www/vhosts/st-vedomosti.ru/html/themes/bartik/images/bg.jpg).

17.10.2012
МАЭСТРО АНДРЕЙ АБРАМОВ
Валерия ПЕРЕСЫПКИНА

Государственная Ставропольская краевая филармония открыла в октябре новый, 111-й сезон с выступления в традиционном фестивале «Музыкальная осень Ставрополья». На краевой музыкальный праздник приезжают всегда известные в стране и за рубежом артисты классического, народного и эстрадного направлений. Но ведь и в нашей краевой филармонии немало отличных музыкантов-профессионалов: солистов-вокалистов, пианистов, артистов камерного хора, симфонического оркестра, вокально-хорео-графического ансамбля «Слобода». Одной из наиболее ярких и универсальных фигур в филармонии является дирижер симфонического оркестра и руководитель инструментального ансамбля Андрей Абрамов.
Симфонический оркестр краевой филармонии - коллектив достаточно молодой, созданный на базе камерного оркестра «Ренессанс» в 2001 году. Он возник сначала как камерный, а потом как симфонический оркестр парного состава благодаря усилиям бывшего директора филармонии, заслуженного работника культуры РФ Валентины Куникиной. И за эти годы приобрел популярность не только на Ставрополье, но и в других регионах юга России, и в Северной Пальмире, выступая в рамках обменных гастролей, и на фестивалях академической музыки. Руководит оркестром заслуженный артист РФ Юрий Каспаров, но основная, как кропотливая репетиционная, так и концертная, работа лежит на плечах дирижера Андрея Абрамова.
Это только со стороны, из концертного зала нам порой кажется, что взаимоотношения дирижера с большим коллективом музыкантов достаточно безоблачные. Но на самом деле симфонический оркестр - явление сложное и своеобразное. Ведь в совместном творческом процессе, руководимом маэстро за дирижерским пультом, требуется еще активное участие каждого музыканта оркестра, имеющего свой характер, свою манеру игры, свое видение исполняемого произведения. А потому в работу дирижера, в данном случае Андрея Абрамова, входит работа над уточнением музыкального текста, штрихов, разъяснений, проверка отдельных партий, определение динамической перспективы и подход к любому артисту оркестра. «Общение с музыкантами, - говорит Андрей Петрович, - дело непростое, ведь приходится вести оркестр за собой, задавать темп и указывать размер, точно и выразительно показывать каждой группе вступление, обладать отличным музыкальным слухом, чтобы мгновенно определить, кто, что и как сыграл. Один из великих композиторов сказал, что дирижер за пультом - это по-настоящему «театр мимики и жеста».
Так оно и есть. Наблюдая как-то за Абрамовым на репетиции, увидела и услышала много чего интересного. Не случайно же слово «дирижер» переводится с французского как «управлять, направлять, руководить». Он и управляет и направляет, а еще свободно ориентируется в эпохе, в которую создавалось сочинение, в стиле данного произведения. Он шаг за шагом обучает музыкантов навыкам ансамблевой интерпретации, он энергичен и эмоционален, прост, ясен и лаконичен. И в то же время ставропольский дирижер обладает внутренней силой, которая явно помогает ему «командовать парадом», а также рациональным мышлением. Как говорил в свое время любимый Абрамовым знаменитый российский дирижер Евгений Светланов, музыка - это озвученная энергия, а в профессии дирижера в равной степени важны рациональность и эмоциональность.
А начиналось все с... баяна, который Андрею купили родители, когда мальчику исполнилось семь лет. Занимался с педагогом, а потом сразу поступил в Ставропольское краевое музыкальное училище по классу баяна. Увлекся же дирижированием Абрамов, уже учась в Ростовском музыкально-педагогическом институте (сейчас Ростовская государственная консерватория имени Рахманинова). Но сначала была учеба на многотембровом баяне у профессора Вячеслава Семенова. А позже еще один знаменитый профессор Семен Коган заложил в Андрее Абрамове профессиональные основы симфонического дирижирования. Так что из вуза он вышел дипломированным педагогом, концертным исполнителем и дирижером двух оркестров - симфонического и народных инструментов. Потом была работа дирижером оркестра народных инструментов в Ставропольском краевом училище искусств (ныне колледж искусств), а 11 лет назад Андрей Абрамов пришел в краевую филармонию.
«Как раз тогда, - рассказывает Абрамов, - камерный оркестр стал симфоническим, значительно расширились его репертуарные возможности, мы стали брать в работу крупные классические формы - симфонии». Постепенно у дирижера Андрея Абрамова выработался и свой индивидуальный стиль. «Конечно, Бах, Моцарт, Бетховен, Чайковский - это та основа, без которой не может быть музыканта, - считает дирижер. - Я люблю работать над тонкой нюансировкой, штриховыми особенностями произведений венских классиков. Все это проявилось в работе над симфонией № 40 и «Маленькой ночной серенадой» Моцарта. Интересна мне и чувственность зарубежных композиторов-романтиков, а также сочинения импрессионистов и, конечно, русских, советских и современных российских композиторов. Не случайно же в нашем репертуаре почетные места занимают такие мировые шедевры, как Пятая симфония Шостаковича, «Шехеразада» Римского-Корсакова, «Прелюды» Листа, симфония № 1 Бетховена, сюита из балета «Ромео и Джульетта» Прокофьева, симфония № 3 Брамса, «Озорные частушки» Щедрина, сюита из балета «Спартак» Хачатуряна и многое другое. Но ближе всего моей манере, как дирижера, развернутые формы с яркой эмоциональностью, где можно проявить себя и через оркестр передать слушателям смысл, содержание произведения, приблизиться к авторскому замыслу».
Все эти годы симфонический оркестр Государственной Ставропольской краевой филармонии принимает участие в традиционных ежегодных фестивалях «Музыкальная осень Ставрополья», на который съезжаются ведущие российские и зарубежные вокалисты и инструменталисты, во всероссийском Сафоновском фестивале академической музыки, который каждое лето проходит в городах-курортах Кавминвод, во всемирно известном шоу «Королевский турнир», состоявшемся в старинном зале Кисловодского Курзала. Хорошо показал себя ставропольский филармонический коллектив на фестивале «Северная Пальмира» в Санкт-Петербурге, на фестивале национальных культур в Волгограде, в обменных гастролях, в частности в Краснодаре. Андрей Абрамов постоянно готовит с симфоническим оркестром новые интересные программы и проекты. Только за последний год, вместе с приезжими гастролерами - скрипачами Михаилом Почекиным, Графом Муржа, пианистами Олегом Полянским, Владимиром Румянцевым, а также солисткой-пианисткой Ставропольской филармонии Ольгой Козыревой, - были исполнены концерты для скрипки с оркестром Брамса, Чайковского, Мендельсона, Хачатуряна, концерты для фортепиано с оркестром Грига, № 1 Листа, № 3 Бетховена.
Однако наиболее яркими и оригинальными творческими проектами и самыми громкими премьерами последних двух лет стали в краевом центре постановки одноактной оперы Рахманинова «Алеко» и мюзикла «Шарман-канкан», или «Заведение для нелегальных танцев» ростовского композитора Игоря Левина, которые осуществил главный режиссер Волгоградского государственного театра «Царицынская опера» Михаил Ковальчик. Сложнее всего коллективу филармонии достался «Шарман-канкан». Чудеса перевоплощения пришлось пережить и артистам хора, и ансамблю «Слобода», а музыкантам симфонического оркестра, которые из-за нехватки времени, по словам дирижера-постановщика Андрея Абрамова, день и ночь расписывали партии для инструментов (все оркестровки, кстати, осуществляет сам Абрамов), и сразу же нужно было их разучивать. Естественно, что привыкшим к классическим произведениям артистам оркестра сначала было нелегко исполнять совершенно иную музыку с элементами джаза. Но мюзикл Левина настолько хорош, что все это они преодолели. И премьера прошла с оглушительным успехом.
Добавим, что искусство ставропольского дирижера Андрея Абрамова - мастера отточенного симфонического штриха, склонного в то же время к воплощению грандиозных замыслов, - было не раз отмечено почетными грамотами и наградами. В 2006 году он получил премию главы города Ставрополя и диплом «Признание». За концерты, посвященные 250-летию со дня рождения М.И. Глинки и 60-летию Победы, ему была вручена премия губернатора Ставропольского края в области музыкального искусства имени В.И. Сафонова. В 2007 году Андрей Абрамов был награжден почетной грамотой Министерства культуры РФ и Российского профсоюза работников культуры, а в 2010 году - медалью «За доблестный труд». Ну а в мечтах и планах Абрамова вновь обращение к философско-экспрессивному симфонизму Шостаковича, музыка которого «представляет дирижеру необозримое поле исполнительского творчества».

Номер выпуска: 
Оцените эту статью: 
Голосов еще нет