Вы здесь

АПОКАЛИПСИС СЕГОДНЯ

Сообщение об ошибке

Notice: Undefined variable: o в функции include() (строка 601 в файле /www/vhosts/st-vedomosti.ru/html/themes/bartik/images/bg.jpg).

24.10.2012
АПОКАЛИПСИС СЕГОДНЯ
Александр Емцов

ТРАГЕДИЯ НА НОЧНОЙ УЛИЦЕ
Вечером в субботу, 29 сентября, Алексей Петрович Мезенцев шел к себе домой в поселке Солнечнодольске. По натоптанной тропинке, в месте, где соединяются сам поселок и новый коттеджный массив, переходил дорогу. Это была последняя прогулка 69-летнего, но очень любившего жизнь, довольно еще крепкого пенсионера. Любившего охоту и рыбалку, занимавшегося спортом. Вылетевший из-за поворота на бешеной скорости мощный трехсотсильный внедорожник «Ниссан-Мурано» протащил его 60 (!) метров, затем переехал уже бездыханное тело и скрылся.
Хотя на часах было уже половина десятого вечера, светила луна, и люди хорошо видели все произошедшее. Быстро приехала скорая, машины МЧС, ГИБДД, дежурный следователь районной полиции Юрлов. Но за несколько минут до них на место трагедии примчался бывший следователь РОВД, известный в поселке бизнесмен Юрий Шеховцов. Как предполагают очевидцы произошедшего, для того, чтобы забрать слетевший с внедорожника номер и часть капота. Чтобы замести следы виновника аварии. Но не успел.
Затем почему-то подъедет еще один следователь РОВД - А. Дмитриев. Он в дальнейшем и станет вести расследование ДТП. До собравшихся долетели слова следователя из диалога с сотрудником ГИБДД:
- Какое тут «договоримся»? Ваш знакомый человека убил!
Вскоре выяснится, что скрывшийся водитель внедорожника родной сын Юрия Шеховцова Михаил Шеховцов.
Дальше начало происходить не очень понятное для свидетелей и очевидцев происшедшего. Полиция и спецслужбы часа через два разъехались. Но какие-то двенадцать человек с фонарями собирали вдоль дороги осколки бампера машины и другие улики. Про тело же погибшего все просто забыли. Никто даже не удосужился вызвать специальную санитарную машину. Оно так и лежало, окровавленное и разорванное, ничем не накрытое, у обочины дороги почти до утра. Настолько изуродованное, что паталогоанатом на другой день спросит родственников: «Его что, реактивным самолетом сбило? Грудная клетка просто разорвана пополам». Почему следователи оставили тело на обочине и не перевезли останки в морг? Это более чем странно. Во всяком случае - непрофессионально. Ведь тело, да пусть простят меня родственники погибшего, главный вещдок. Или очень профессионально, если не планировать расследовать преступление, стремиться замылить дело, списать все происшедшее на несчастный случай. Потому что на дороге, да еще ночью, квалифицированно, для протокола в уголовное дело провести обследование тела просто невозможно. Это делается именно в морге.
И только в три тридцать ночи примчавшиеся из Ставрополя дочь с сыном забрали останки отца, причем пальцы его собирали на дороге, погрузили в свою машину и отвезли в морг. Остается только догадываться, что происходило в этот момент в душе потрясенных родственников. Татьяна Мезенцева до сих пор вспоминает об этом с содроганием, слезы стоят в глазах.
Апокалипсис - это совсем не конец календаря майя, как твердят в последнее время. Не чудовищной силы взрывы или гигантские волны, нашествие инопланетян или падение кометы, как это показывают в кино. Апокалипсис - это когда разорванные человеческие тела валяются на обочине дороги. И никому до них нет дела.
ТРИ НЕДЕЛИ БЕЗДЕЙСТВИЯ СЛЕДСТВИЯ
Шеховцов-младший на месте преступления так и не объявился. Под схемой ДТП нет его подписи. Полицейские взяли его дома, где он даже оказывал сопротивление. Здесь же стоял «Ниссан-Мурано» с разбитым капотом и бампером, который потом пригнал в РОВД Шеховцов-старший.
Через два дня Шеховцов-старший приехал к Татьяне, дочери погибшего, просить прощения за сына. И с просьбой, в обмен на щедрую денежную компенсацию, не настаивать на его уголовном преследовании. Мол, сын потрясен, раскаивается, он на грани суицида. Татьяна отвечала, что единственное ее желание - чтобы виновник смерти отца был назван и наказан по закону.
Солнечнодольск - поселок маленький, все обо всех все знают. Уже во время похорон и после люди стали рассказывать родственникам, что Михаил Шеховцов в тот день был на свадьбе, вроде к ней же после убийства человека и вернулся, что перед этим и после пил. После похорон поехали на место трагедии - положить цветы. Длиннющий красно-бурый след отцовской крови ясно сохранился на асфальте. Своеобразное начало пути к той Голгофе правды о его гибели, на которую вот уже месяц безуспешно пытается подняться семья погибшего. И тут на обочине... нашли носок отца. А также россыпь конфет, которые он любил и которые, как потом выяснилось, купил по дороге домой. Натянули нить от места, где лежало тело, до конфет. Нить прямо наложилась на кровавый след. Созвонились с адвокатом В. Постанюком, посоветовались: что делать? Тот подсказал: сфотографировать, где и как лежат улики, положить их в пакет и передать следствию. Именно россыпь конфет лучше любого другого доказательства показывала, где произошел наезд. По всему выходило - на обочине. Внедорожник, похоже, не вписался в поворот из-за большой скорости и смел пешехода за границей проезжей части. Ударил с такой силой, что тело отлетело на шестьдесят метров!
Однако следователь Дмитриев... отказался принять улики и сам не торопился снова выехать на место трагедии. И тем более слушать про натянутую нить и конфеты в траве. Наши следственные работники такие вещи, как известно, называют дилетантством и не очень приветствуют. Хотя, по здравому смыслу, должны прислушиваться ко всему, что может помочь в расследовании. Более того, на схеме ДТП, которую спустя несколько дней удалось получить адвокату Постанюку, место наезда было указано чуть ли не посередине асфальтного покрытия, на расстоянии двух метров от края проезжей части. Схема, мягко говоря, не соответствовала произошедшему.
Дальше стали выясняться новые детали, если можно его так назвать, «следствия». Оказывается, убившего отца Михаила Шеховцова после опроса... просто отпустили. Похоже, с него даже не взяли подписку о невыезде. До последнего времени потерпевшей стороне не было известно, проводилось ли медицинское освидетельствование на предмет выявления алкоголя в крови. Потом следователь сказал, что проводилось, но пока не завершено, поскольку экспертиза сложная. Неужели три недели недостаточно?
Автомобиль как главную улику преступления поначалу изъяли, но когда потерпевшие с журналистами попросили его показать, автомобиль срочно вернули хозяевам. Ходят слухи, что его уже восстановили. Если так, то это называется концы в воду.
И самое главное - не возбудили уголовное дело. Во всяком случае, в конце прошлой недели его не было. Ни по статье Уголовного кодекса «Убийство по неосторожности», ни по статье «Оставление человека в опасности». Хотя уж вторая тут явно просится, это даже начинающий юрист скажет. Действующие процессуальные нормы требуют возбуждать дело немедленно, прямо на месте предполагаемого преступления. Ведь именно возбуждение уголовного дела позволяет допрашивать обвиняемых, свидетелей и потерпевших, проводить экспертизы, следственные эксперименты и прочее. Но дело не возбуждено, значит, следствие стоит на месте. Оно, похоже, вообще не ведется.
На все вопросы родственников и адвокатов, почему не делаются такие в общем-то элементарные в подобных случаях вещи, почему грубо нарушается процессуальный закон, от следователя Дмитриева, других работников Изобильненского РОВД следуют туманные ссылки на тайну следствия, на сложность дела и прочее. И сакраментальное: «Не мешайте». Полиция в очередной раз демонстрирует и равнодушие, и непрофессионализм, и неуважение к людям. Тем более в данном случае - к потерпевшим. Для которых потеря близкого человека, особенно при таких страшных обстоятельствах, и так огромное горе. Но оно усугубляется еще и полицейским хамством, осознанием того, что уже случившаяся огромная несправедливость по неосторожности усугубляется несправедливостью другой, уже осознанной. Хотя уж для кого, а для потерпевших полиция в данном случае как раз должна быть воплощением законности, справедливости. Лицом государства, в котором живут эти потерпевшие и под крылом которого находятся.
Почему этого нет в данном случае? Ларчик открывается просто. Родственники узнают, что Шеховцов-старший в свое время работал вместе с Дмитриевым, и начнут догадываться, почему именно последний появился не в свое дежурство в уголовном деле и именно так его ведет.
УПРАВУ НА ПОЛИЦИЮ ИЩУТ В ПРОКУРАТУРЕ
Видя такое отношение следствия к делу, адвокат Постанюк пишет на имя прокурора Изобильненского района жалобу на бездействие и действия старшего следователя А. Дмитриева. Указывает в ней, что осмотр места происшествия проведен с грубым нарушением требований закона. Значительное количество предметов на месте происшествия, в частности конфеты и носок погибшего, не изъяты. Скользящий кровавый след от тела изображен короче, чем он есть на асфальте. И зигзагами, хотя на самом деле он прямой. И самое главное - на схеме ДТП неверно указано место столкновения.
Тут надо сказать, что осмотр места происшествия, составление схемы ДТП - это важнейшие следственные действия, направленные на сбор доказательств. По большому счету они закладывают основание последующего обвинения виновника ДТП. Или, наоборот, закладывают его оправдание в невиновности. Что как раз хорошо и проглядывается в данном конкретном случае.
Адвокат Постанюк, полагая, что следователь Дмитриев не руководствуется целями и задачами уголовного права - установления истины по делу, также просит прокурора изъять у него из производства материалы по ДТП и поручить производство другому следователю.
Ответа на жалобу пока нет. Хотя кое-какие обнадеживающие потерпевшую сторону знаки следствие начало подавать. Вызвали и допросили, например, важного свидетеля - водителя автомобиля, ехавшего впереди и показавшего, что Мезенцев находился именно на обочине, а не на середине проезжей части.
Все это время Солнечнодольск находится в ожидании и пересудах. Погибший Алексей Петрович Мезенцев был человеком известным. Но и Шеховцовы тоже известные в этом маленьком поселке предприниматели, люди не бедные. «Откупятся» - это самая дежурная фраза в сегодняшних разговорах. Меньше тех, кто надеются, что правда и справедливость все же восторжествуют и виновник в гибели уважаемого в поселке человека будет выявлен и наказан.
Так что справедливое расследование случившейся 29 сентября трагедии - это в какой-то степени и утверждение в людях общественной Справедливости с большой буквы.
P.S. К моменту выхода статьи стало известно, что уголовное дело все же возбуждено. Но никакого официального уведомления, как это делается в подобных случаях, ни адвокат, ни потерпевшие родственники погибшего не получили. Что опять хотят скрыть.

Номер выпуска: 
Оцените эту статью: 
Средняя: 1 (1 голос)