Вы здесь

Петр Марченко: «Экстремизм - это крайнее проявление нетерпимости и бескультурья»

Сообщение об ошибке

Notice: Undefined variable: o в функции include() (строка 601 в файле /www/vhosts/st-vedomosti.ru/html/themes/bartik/images/bg.jpg).

24.10.2012
Петр Марченко: «Экстремизм - это крайнее проявление нетерпимости и бескультурья»
Галина Сергушина

За последние годы этнический и религиозный экстремизм стал одной из угроз российского общества. Мы встречаемся с различными его проявлениями: от бытовой неприязни до актов вандализма, от кухонных разговоров до размещения откровенно провокационных материалов в Интернете и псевдонаучных публикаций. Очевидно, что экстремистским действиям предшествует обработка сознания, в первую очередь неокрепших молодых умов. Ни один человек не рождается с ненавистью к окружающим. Откуда же берется эта ненависть потом? Все ли наши сограждане знают о последствиях экстремистских высказываний и деяний, о том, что закон предусматривает за это суровое наказание? И насколько совершенно само законодательство, направленное на противодействие экстремизму?
Сегодня мы предлагаем своим читателям интервью с председателем комитета по безопасности, межпарламентским связям, ветеранским организациям и казачеству думы Ставропольского края Петром Марченко.
- Петр Петрович, с чего вообще начинается экстремизм? Не так давно газеты писали, что русскую старушку, которая ругалась с соседом, заступаясь за внучку, и оскорбила его национальные чувства, отдали под суд. А нас убеждают, что экстремизму более всего подвержена молодежь, а поколение, выросшее в советский период, интернационально и толерантно.
- По мнению исследователей, возникновение экстремизма в России связано с политическими и экономическими переменами, произошедшими после распада СССР. Разрушение традиционной национальной среды, устоев, религии, быта, а также низкий уровень жизни и социальное неравенство, неконтролируемая зачастую в прошлые годы миграция - все стало предпосылками к созданию напряженности в обществе. И, к сожалению, эта напряженность порой выливается в такие формы «некультурного» протеста, которые просто неприемлемы для цивилизованного общества. И не случайно в последнее время дела по фактам экстремизма все чаще рассматриваются в судах.
В отношении склонности поколений к экстремизму отмечу, что лично для меня, человека, родившегося и жившего в эпоху СССР, очевидно, что сформированный тогда образ «советского человека» был весьма успешен. Это стало ярчайшим примером формирования на государственном уровне единой общегражданской идентичности. Мы не были знакомы с понятием «толерантность», ибо терпеть кого-либо не приходилось, все относились друг к другу с привитым с детства чувством уважения вне зависимости от национальной, религиозной принадлежности. При этом очень важно отметить, что на пути любых попыток попрания кем-либо чужих интересов непреклонно возникала сила закона.
Что касается современной молодежи, действительно, проблема существует. Сегодня нас окружает целое поколение молодых людей, чья социализация и взросление пришлись на непростой период, когда у государства в силу экономических причин не оказалось времени на воспитание единой нации.
Сегодня приходится учитывать провал 90-х годов, и поэтому все брошено на то, чтобы повернуть ситуацию в конструктивное русло. Сейчас существует огромное количество площадок, на которых общими усилиями власти, институтов гражданского общества ведется работа по формированию, в первую очередь среди молодежи, общероссийской гражданской идентичности - это всем известные массовые молодежные мероприятия: лагеря «Машук», «Селигер», Всекавказские молодежные игры, ежегодный православно-мусульманский лагерь и другие. Именно власти Ставропольского края стали активными организаторами молодежной площадки «Машук», которая проводится уже три года подряд.
- Какое существует законодательное поле на федеральном уровне по противодействию экстремизму и религиозной нетерпимости? Есть ли особенности у краевого законодательства? В чем отличие?
- С 2002 года в Российской Федерации действует Федеральный закон «О противодействии экстремистской деятельности», который определяет правовые и организационные основы противодействия экстремизму. Закон устанавливает 13 видов противоправной деятельности, которые признаются экстремистскими. Среди них: насильственное изменение основ конституционного строя и нарушение целостности Российской Федерации; публичное оправдание терроризма и иная террористическая деятельность; возбуждение социальной, расовой, национальной или религиозной розни; пропаганда исключительности, превосходства либо неполноценности человека по признаку его социальной, расовой, национальной, религиозной или языковой принадлежности или отношения к религии.
Ответственность за экстремистскую деятельность и связанные с ней правонарушения предусмотрена Уголовным кодексом, Кодексом об административных правонарушениях.
Так, уголовная ответственность предусмотрена за публичные призывы к экстремистской деятельности, организацию экстремистского сообщества и деятельности экстремистской организации.
Функционал региональных властей в противодействии экстремизму - это организация профилактики. Разработан и реализуется «Комплексный план профилактики терроризма и экстремизма на территории Ставропольского края на 2009 - 2012 годы».
Мероприятия, обеспечивающие выполнение целей и задач в рассматриваемой сфере деятельности, реализуются в рамках целевой программы «Профилактика правонарушений в Ставропольском крае на 2010-2012 годы». Принята также целевая программа «Гармонизация межнациональных отношений в Ставропольском крае на 2012-2015 годы», в которой отдельный раздел посвящен профилактике экстремизма. Утверждены Основные направления реализации государственной национальной политики в Ставропольском крае на 2011-2015 годы, в которых предусмотрены комплексные меры по противодействию религиозному экстремизму на территории нашего региона. Выстроена многоуровневая система совещательно-консультативных органов, деятельность которых позволяет предупреждать и своевременно реагировать на возникающие ситуации, в том числе, связанные с предупреждением экстремизма.
На краевом уровне - это совет при губернаторе по вопросам межэтнических отношений, краевой молодежный этнический совет. При думе края действуют Совет по вопросам местного самоуправления, Молодежный парламент.
На уровне муниципальных районов и городских округов сформировано 26 этнических советов, в поселениях работают 279 советов мира и дружбы, которые рассматривают все вопросы, волнующие местных жителей. Властью края организовано сотрудничество с ректорами вузов, где учится молодежь из всех северокавказских республик.
В рамках реализации сформированной правовой базы комитетом думы края по безопасности налажено тесное взаимодействие с правоохранительным органами края, в первую очередь с прокуратурой и полицией, комитетом по делам национальностей и казачества, являющимся уполномоченным органом краевой власти по предупреждению этнического и религиозного экстремизма, минимизации его последствий. При комитете по делам национальностей и казачества работает межведомственная комиссия по оперативному решению вопросов в сфере противодействия экстремизму на территории края. Как видите, система достаточно всеобъемлющая, учитывающая разные направления. Исключение составляют те вопросы, решение которых отнесено к ведению Российской Федерации.
- Считается, что экстремизм и религиозная нетерпимость растут на бытовой почве. Должны быть какие-то механизмы влияния власти. Какие?
- Подпитка экстремистских настроений бытовыми ситуациями происходит в результате неправильной, а порой и неправомерной реакции властей на происходящие правонарушения. Должно быть оперативное и эффективное взаимодействие всех уровней власти, каждой - в рамках своей компетенции.
В основе противодействия экстремизму и религиозной нетерпимости должен быть разумный баланс административно-правового характера и уважения к местным культурно-историческим особенностям и традициям. Тогда и не будет бытовых ситуаций, разжигающих неприязнь по национальному или религиозному признаку. Пример подобной ситуации - недавно произошедший в Москве случай, когда в момент проезда свадебного кортежа стали раздаваться выстрелы. К сожалению, аналогичное правонарушение произошло и в Ставрополе в конце сентября. Важно, что в ответ последовала адекватная реакция правоохранительных органов. За каждое правонарушение - должна наступать ответственность. В этом и заключается влияние власти.
- Сегодня вся работа по преодолению национальной нетерпимости сводится к призывам: «Ребята, давайте жить дружно!» Этот же скрытый рефрен, по сути дела, сопровождает и работу всех молодежных площадок типа «Машука» и других. Достаточно ли этого?
- Выстраиваемая сегодня национальная политика, процесс формирования общероссийской гражданской идентичности - это сложный и долгий путь. Не случайно этим вопросам была посвящена отдельная статья Владимира Владимировича Путина в преддверии состоявшихся в марте выборов Президента России. Проведение молодежных форумов и лагерей, безусловно, способствует реализации поставленных задач. Однако это лишь часть того, что необходимо сделать.
В первую очередь, требуется усиление работы с миграционными потоками. Русские по-прежнему являются наиболее многочисленным народом Ставрополья - 2 232 153 чел. (80,9% от общей численности населения края). По данным Всероссийской переписи населения 2010 года население края составило 2 786 281 человек.
По сравнению с данными Всероссийской переписи 2002 года русское население увеличилось на 0,02% - 394 человека. Однако в процентном отношении к общему числу населения края доля русских уменьшилась на 0,7 процента. Сокращение незначительное, и ни о каком массовом исходе русских речи не идет. А объясняется сокращение этой доли в общей структуре населения Ставрополья миграционной активностью жителей северокавказских республик. Ставрополье - признанная студенческая столица СКФО, здравница и медицинский центр. К нам едут лечиться, учиться, и многие после учебы остаются здесь работать.
То, что в наш край стремятся перебраться жители других регионов России, свидетельствует о том, что у нас благополучнее жизнь и более благоприятные условия для работы. Кроме того, мы располагаем данными, что подобный миграционный обмен происходил и в советское время, однако тогда мы не сталкивались с проблемами во взаимоотношениях местного и приезжего населения. Ставрополье всегда было и останется открытым для всех, кто приезжает к нам на постоянное место жительства, учебу или в связи с поиском работы. Но в данном случае задача власти - обеспечить интересы коренного населения, будь то русский или представитель другого народа, чьи семьи живут здесь поколениями и справедливо считают Ставрополье своей малой Родиной. Коренные жители края не должны чувствовать дискомфорт в связи с происходящей миграцией из других регионов. Адаптация приезжих не должна проходить через агрессивное навязывание ими местным жителям своих обычаев, традиций, особенностей менталитета и всего прочего, зачастую несовместимого не только с добрососедскими отношениями, но и с правопорядком.
- Религиозный экстремизм - это тоже веяние постсоветского периода. Некоторые говорят, что любая мечеть - пристанище ваххабитов. А с другой стороны на заборе возле православного храма можно увидеть надпись: »Если ты русский - борись!» Какова должна быть роль власти, духовенства, самих верующих разных конфессий в преодолении таких негативных моментов? Ведь если человек будет знать, что его не поддержат, то он и выходить не будет.
- Вы помните, как в марте этого года некий гражданин устроил погром в центральном соборе Невинномысска, проявив явное неуважение к обществу и ненависть к верующим и христианской конфессии. Общая реакция представителей всех народов Ставрополья на этот поступок была крайне негативной, об этом писали СМИ, в том числе и ваша газета. Оперативно сработали и правоохранители, возбудив в отношении дебошира уголовное дело.
Противодействие религиозному экстремизму особенно актуально для Северного Кавказа, на территории которого имеет место развернувшаяся борьба между последователями традиционного и радикального ислама. Свидетельством тому являются непрекращающиеся покушения на религиозных деятелей, убийства муфтиев, исповедующих традиционный ислам.
Религиозный экстремизм - приверженность наиболее фанатичных групп верующих, руководителей и активистов религиозных организаций. Для религиозного экстремизма характерны непомерное раздувание и абсолютизация определенных элементов религиозных и национальных особенностей. К сожалению, все еще остается нерешенной проблема религиозного образования мусульман. Питательной средой экстремизма является бесконтрольный выезд нашей молодежи на учебу в религиозные зарубежные учебные заведения. Часть молодых людей возвращается на родину, растеряв в значительной степени чувство российской идентичности. Хорошо подготовленные, амбициозные, они приходят на смену старшему поколению мусульманского духовенства. Идейные взгляды и установки многих из них идут вразрез с интересами российской государственности. Именно молодежь, особенно из неблагополучных семей, в большей степени подвержена влиянию экстремистской идеологии. Поэтому необходимо уделять особое внимание молодежи этой категории. Власти края взаимодействуют в этом плане с конфессиями, с этническими советами всех уровней, потому что одна из главных задач власти - сохранение мира и спокойствия на территории Ставрополья.
- Петр Петрович, случалось ли вам лично или членам вашей семьи сталкиваться с экстремизмом реально? Как это было, и как вы реагировали?
- Нет, не случалось. Но считаю, что закон для всех один, и любой экстремист должен нести ответственность в соответствии с действующим законодательством. Т.е. должно быть равенство подходов и равенство ответственности при равных правонарушениях.
- Совещания по противодействию экстремизму и религиозной нетерпимости проводятся часто с участием самых высоких лиц. После них мы видим по телевизору информационный шаблон. И в то же время видим информационную картину - спецоперация, уничтожение террористов-экстремистов. Возможно ли вообще искоренить это?
- Экстремизм - очень сложное и разноплановое явление. Борьба с отдельными носителями его, например, уничтожение отдельных террористов и даже групп, критика каких-нибудь психопатологических истерик авторов в средствах массовой информации, разрозненное бичевание навязываемой обществу бездуховной, потребительской псевдокультуры и т.д. не является решением.
Нельзя победить экстремизм и только силовым методом. Необходимо устранять причины этого явления. А причины экстремизма, его корни - в недостатках политико-социальной, экономической, управленческой системы, в том числе и в неэффективной деятельности власти на местах.
Совершенствование законодательства в сфере противодействия экстремизму является одним из основных направлений в обеспечении национальной безопасности.
На последней из состоявшихся конференций Северо-Кавказской парламентской ассоциации, в которую входит и дума Ставропольского края, было принято обращение к Госдуме России об установлении уголовной ответственности за финансирование экстремистской деятельности. Считаю, что принятие такого закона создаст необходимый заслон на пути финансовых потоков, питающих экстремистские и террористические группы.
Существуют и другие вопросы, требующие урегулирования. Среди них - необходимость уточнения понятийного аппарата, касающегося вопросов экстремизма. Например, необходимо определить, что представляют из себя политический, религиозный или молодежный экстремизм. Нужно усилить ответственность за размещение экстремистских материалов в сети Интернет. Требуют устранения правовые пробелы в вопросах профилактики экстремизма в сфере межэтнических и межконфессиональных отношений.
- Какие еще законы нужны на федеральном, региональном уровне, чтобы эффективнее бороться с этими негативными явлениями? И есть ли подобные законопроекты в планах работы вашего комитета?
- Ситуация остается сложной. Нам следует быть максимально внимательными к вопросам безопасности. Об этом свидетельствуют события, происходящие в Дагестане, других территориях СКФО.
Следует усилить внимание к молодежи, и в частности к профилактической работе. Разногласия между людьми способствуют возникновению напряженности и помогают радикалам внести смуту. Мы за диалог со всеми заинтересованными сторонами и за тесное взаимодействие с силовыми структурами, общественными организациями, особенно казачеством.
Сейчас только в Ставропольское окружное казачье общество входит 149 казачьих обществ, где насчитывается более 16 тысяч человек. На сегодняшний день общественный порядок в крае охраняют 80 муниципальных казачьих дружин и 17 добровольных народных дружин, состоящих из членов казачьих обществ. Это около полутора тысяч человек. Сегодня во многих территориях на несколько сельских поселений приходится лишь один участковый. Казаки - это сила, которая может прийти на помощь в охране правопорядка.
Совместно с правительством края мы продолжим целена-правленную работу по поддержке казачества, развитию казачьих дружин, укреплению казачьей культуры и экономической основы казачества. Для этого с 2013 года объем финансирования краевой программы государственной поддержки казачества планируется увеличить на треть и довести до суммы в 20 миллионов рублей.
Среди первоочередных задач комитета - разработка краевого закона о казачьих дружинах.

Номер выпуска: 
Оцените эту статью: 
Голосов еще нет