Вы здесь

СЕЛЬХОЗПРОДУКЦИЯ БЕЗ КОРРУПЦИИ

24.10.2012
СЕЛЬХОЗПРОДУКЦИЯ БЕЗ КОРРУПЦИИ
Галина Сергушина

Аграрный сектор не входит в число лидеров по коррупции. Во всяком случае, Следственный комитет РФ его к таковым не причислил. Однако там, где крутятся большие деньги, всегда имеют место коррупциогенные факторы. А в сельское хозяйство направляются немалые средства господдержки. В том числе и в аграрный комплекс Ставрополья, который справедливо считается одной из житниц России. О том, как выстроена система противодействия коррупции в министерстве сельского хозяйства края и как она реально работает, сегодняшнее интервью с министром Александром Мартычевым.
- Александр Васильевич, общественное мнение сложилось так, что самый крупный объем господдержки проходит через министерство сельского хозяйства для самых разных категорий сельхозтоваропроизводителей. Какой объем? Какие формы? И по каким направлениям?
- В текущем году на государственную поддержку агропромышленного комплекса Ставропольского края предусмотрены ассигнования на общую сумму 5,1 миллиарда рублей, в том числе за счет средств федерального бюджета - 3,5 миллиарда и за счет регионального бюджета - около 1,6 миллиарда. Две трети этой суммы уже получено и направлено сельхозпроизводителям, в том числе миллиард из краевой казны. Господдержка оказывается всем категориям сельхозпроизводителей, в том числе крестьянским (фермерским) хозяйствам, а также гражданам, ведущим личное подсобное хозяйство.
Предусмотрено 35 видов субсидий из федерального и регионального бюджетов по таким основным направлениям, как поддержка растениеводства, животноводства, технической и технологической модернизации сельскохозяйственного производства, а также возмещение части затрат на уплату процентов по привлекаемым кредитам. При этом господдержка по кредитам: краткосрочным, инвестиционным, а также на развитие малых форм хозяйствования, является одной из самых востребованных. Она помогает перенести финансовые трудности сезонности сельскохозяйственного производства. Это направление составляет около 50 процентов от всей государственной поддержки.
Хочу отметить, что в текущем году введены новые направления поддержки малых форм хозяйствования в виде грантов на создание и развитие крестьянских (фермерских) хозяйств и единовременной помощи на бытовое обустройство начинающим фермерам, а также грантов на развитие семейных животноводческих ферм на базе крестьянских (фермерских) хозяйств. Кроме субсидий, направляемых непосредственно сельскохозяйственным товаропроизводителям, в крае действуют и другие направления по поддержке АПК: на химическую защиту растений, научное обеспечение агропромышленного комплекса и т.д.
- Эта господдержка увеличивается или уменьшается? Можете привести динамику, допустим, за последние 5 лет?
- Государственная поддержка аграрного сектора экономики, осуществляемая из федерального и бюджета Ставропольского края, растет. Если в 2008 году она составляла 3,7 миллиарда рублей, то в 2012, как я уже сказал, - объем господдержки достигнет 5,1 миллиарда. Рост по сравнению с 2011 годом - 15,8 процента.
- Какая существует процедура получения госсредств? Насколько она ясна и доступна сельхозтоваропроизводителям? Насколько исключены возможности нагреть руки для недобросовестных чиновников и хозяйственников?
- В соответствии с порядками, утвержденными постановлениями Правительства РФ и Правительства Ставропольского края, государственная поддержка оказывается непосредственно сельхозпроизводителям в форме субсидий. На сайте нашего министерства размещаются все нормативные документы, необходимые для получения субсидий. Кроме того, специалисты министерства оказывают консультационную помощь всем обращающимся за субсидией. Консультации сельхозтоваропроизводителям по предоставлению субсидий дают и специалисты Ставропольского сельскохозяйственного информационно-консультационного центра. Т.е. вся эта работа ведется исключительно в правовом поле.
- Александр Васильевич, какую работу проводит министерство, чтобы действительно достойные, инициативные люди с реальными бизнес-планами получали помощь от государства?
- Суть деятельности министерства как раз в том и заключается, чтобы достойные, инициативные люди с реальными бизнес-планами получали помощь от государства. Все претенденты на получение господдержки проходят тщательный фильтр, причем по всем направлениям их хозяйственной и финансовой деятельности. Для регулярного получения субсидий на возмещение части затрат на уплату процентов по кредитам, к примеру, необходимо отсутствие просроченной задолженности по налоговым и иным обязательным платежам, своевременное выполнение обязательств по погашению основного долга и уплаты начисленных процентов, отсутствие задолженности по лизингу. Выполнение только двух первых условий возможно при устойчивом финансовом положении организации и постоянной платежеспособности.
Министерство сельского хозяйство Ставропольского края со своей стороны всегда готово оказывать поддержку авторам реальных бизнес-планов в рамках предоставленных законодательством РФ и края полномочий. На сайте министерства есть обширный раздел, отражающий все виды государственной поддержки и условия ее получения. И, как я уже сказал, специалисты министерства, каждый в пределах своей компетенции, оказывают консультационную помощь всем обращающимся за субсидией.
Что касается грантов, то процедура их получения очень сложная, но она позволяет отсеять худшее, чтобы выбрать лучшее. На заседаниях конкурсной комиссии при вскрытии конвертов заявителей на получение грантов по программам «Поддержка начинающих фермеров в Ставропольском крае на 2012-2014 годы» и «Развитие семейных животноводческих ферм на базе крестьянских (фермерских) хозяйств Ставропольского края на 2012-2014 годы» могли присутствовать главы крестьянских (фермерских) хозяйств, подавшие документы, что обеспечило прозрачность процедуры. После вскрытия конвертов с заявками и рассмотрения представленных в составе заявок документов составлялись протоколы оценки и сопоставления заявок, которые впоследствии были размещены на сайте нашего министерства. Каждый из заявителей мог обратиться в министерство за разъяснениями по вопросам рассмотрения документов.
- А что вы можете сказать об эффективности господдержки? Пресса писала, что большие проекты - «Агрофирма «Село Ворошилова», молочный комплекс в Казинке Северо-Кавказского Агрохима вроде не дали ожидаемого эффекта и что они на грани банкротства. Так ли это? И как вы контролируете эффективность использования бюджетных средств?
- Молочно-товарный комплекс на 1800 голов в ООО «Агрофирма «Село Ворошилова» продолжает строительство 3-й очереди, в которую входят корпус на содержание 560 коров, кормоцех, зернохранилище. На сегодняшний день молочное стадо на комплексе насчитывает 700 голов. Сельхозпредприятие продолжает работать в штатном режиме.
Молочно-товарный комплекс на 3 700 коров в ООО СП «Чапаевское», расположенный в селе Казинка, еще находится в стадии строительства. В этой связи об эффективности его работы говорить рано. В настоящее время там строится вторая очередь комплекса, предусматривающая два телятника, коровник, родильное отделение и еще один доильный зал. В 2011 году на комплексе было произведено 15 тысяч тонн молока, а проектная мощность после окончания строительства должна составить 39 тысяч тонн.
Оказывать какое-либо воздействие на финансово-хозяйственную деятельность организаций, получающих субсидии, министерство сельского хозяйства не вправе. Хозяйствующие субъекты осуществляют свою деятельность на свой риск и могут рассчитывать на поддержку только в рамках диктуемых государством условий и при осуществлении определенных целевых направлений своей инвестиционной деятельности.
В случае если хозяйство признается банкротом, то оно автоматически лишается государственной поддержки.
- Как построена в министерстве работа по выявлению коррупционных фактов? Есть ли конкретные примеры? Если были, то как повлияли на дальнейшую работу? Может быть, пересмотрены нормативные документы, ужесточен контроль? То есть каков разбор полетов? Если есть такие факты, доведены ли они до суда? Если да, приведите, пожалуйста, пару примеров.
- В министерстве работает комиссия по соблюдению требований к служебному поведению сотрудников, замещающих должности государственной гражданской службы, и урегулированию конфликта интересов. В 2011 году проведено 7 заседаний комиссии, и в этом - уже 8. В текущем году в министерстве проведено 9 служебных проверок. Однако фактов, требующих судебного разбирательства, у нас не было.
- На последнем заседании правительства Российской Федерации утверждена государственная программа развития сельского хозяйства до 2020 года. По словам министра Н.В. Федорова, готова новая идеология реализации программы. Раньше было «потратить». Теперь - «эффективность использования средств». Надо полагать, это отразится в соглашениях, которые будут подписываться с регионами?
- Да, действительно, министерство сельского хозяйства Российской Федерации предполагает ежегодно заключать с субъектами Российской Федерации соглашения о предоставлении субсидий на поддержку сельскохозяйственного производства для повышения эффективности использования средств федерального бюджета.
- У вас в минсельхозе действует телефон доверия. Поступают ли на этот телефон звонки, сообщающие о фактах или деяниях с признаками коррупции? Делается ли анализ звонков, и если да, то о чем говорит этот анализ?
- Одним из основных направлений работы с населением в министерстве является своевременное рассмотрение письменных обращений граждан, а также организация личного приема и работы телефона доверия.
По данным на 1 октября, на телефон доверия поступило 15 обращений граждан. В основном это просьбы граждан о содействии в наделении имущественными и земельными паями, о газификации и водоснабжении, а также получении социальных выплат на строительство или приобретение жилья в сельской местности в рамках реализации мероприятий федеральной целевой программы «Социальное развитие села до 2013 года».
Кроме того, министерством уже рассмотрено 824 обращения граждан.
Сигналов о случаях коррупции, с которыми бы сталкивались граждане, обращавшиеся на телефон доверия, за 9 месяцев 2012 года в министерство не поступало.
- В свое время в ряде региональных СМИ прошла информация о результатах проверки контрольно-счетными органами страны и края о правомерности использования средств господдержки, выделенных на социальное развитие села. В частности, речь шла о случаях, когда недобросовестные люди продавали жилье родственникам и, оставаясь якобы бездомными, получали социальные выплаты. Помнится, после тех нашумевших проверок поменялось руководство краевого министерства сельского хозяйства. А дела конкретных мошенников были переданы в суды.
- Эти нарушения были выявлены два года назад. Но министерство не имело к ним отношения. Справки об отсутствии жилья недобросовестным людям, претендующим на социальные выплаты по линии госпрограммы, выдавали в администрациях поселений по месту жительства обращавшихся. Конкретными делами занимались правоохранительные органы. По инициативе министерства материалы по эпизодам передавались в правоохранительные органы.
- А сегодня господдержка на социальное развитие села идет?
- В рамках федеральной целевой программы «Социальное развитие села до 2013 года» и краевой целевой программы «Социальное развитие села в Ставропольском крае на 2010 - 2013 годы» в текущем году на улучшение жилищных условий граждан, молодых семей и молодых специалистов предусмотрено более 97 миллионов рублей из федерального бюджета и около 66 - из краевого. Приоритет отдается молодым семьям и молодым специалистам. Минсельхоз края предоставляет социальные выплаты на строительство или приобретение жилья.
Информация о порядке предоставления этой государственной услуги и перечне документов, необходимых для ее получения, размещена в Интернете на официальном сайте министерства (www.mshsk.ru). Кроме того - в федеральной государственной информационной системе «Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)» (www.gosuslugi.ru) и государственной системе «Портал государственных услуг Ставропольского края» (www.gosuslugi.stavkray.ru). Также с ней можно ознакомиться на информационных стендах в здании нашего министерства.
На развитие социальной и инженерной инфраструктуры села в этом году предусмотрено около 58 миллионов рублей из федерального бюджета и более 64 - из краевого. За счет этого бюджетам муниципальных образований края предоставляются субсидии на строительство и реконструкцию объектов газо- и водоснабжения муниципальной собственности. Перечень участников программы формируется в соответствии с правилами предоставления субсидий, утвержденными постановлением правительства и при непосредственном участии глав администраций муниципальных образований, представителей администрации муниципальных районов и организаций, исполняющих функции строительного надзора на объекте.
Сформированный перечень получателей субсидий и предварительное распределение лимитов бюджетных ассигнований на очередной финансовый год предоставляется на проверку и согласование в министерство финансов и экономического развития края, а также в краевую Контрольно-счетную палату. Эти документы обязательно проходят юридическую экспертизу в аппарате правительства.
Заказчиками по строительству и реконструкции инженерных объектов являются муниципальные образования, которые в соответствии с Федеральным законом «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» проводят аукционы на определение исполнителя (подрядчика) строительно-монтажных работ. Аукционы проходят путем размещения заказа на официальном сайте Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети Интернет www.zakupki.gov.ru. Это и снижение административных барьеров, и заслон коррупции.

Номер выпуска: 
Оцените эту статью: 
Голосов еще нет