Вы здесь

МЕСТА СЛУЖБЫ - МОРЕ И НЕБО

31.10.2012
МЕСТА СЛУЖБЫ - МОРЕ И НЕБО
Валерия Пересыпкина

Конец октября отметился сразу двумя морскими праздниками:
20 октября морская общественность России и Ставрополья торжественно отметила День образования Военно-Морского флота России, а 30 октября - годовой праздник ВМФ - День моряка-надводника.
Морская тема глубоко охватывает всю нашу страну, ведь Россия находится на берегу трех океанов, а наши внутренние территории соединяют великие реки и озера. Создание регулярного военного флота в России - историческая закономерность, которую хорошо понимал великий русский царь Петр I. Именно благодаря его настоянию 20 октября 1696 года Боярская дума приняла постановление «Морским судам быть...», которое стало первым законом о флоте и признанием официальной даты его основания. У Российского Военно-Морского флота, имеющего более чем 310-летнюю историю, поистине героическая биография, славные морские и боевые традиции, упорный ратный труд, великие открытия, подвиги, совершенные во славу Отечества. И ныне военные корабли под легендарным Андреевским флагом успешно выполняют сложные и ответственные задачи. Как сказал в интервью журналу «Воинское братство» председатель ОДПФ Михаил Ненашев, флот в человеческом измерении базируется на двух основаниях - это ветераны, только через них осуществляется связь поколений, и молодежь флота, которая есть и настоящее, и будущее России.
С 12 по 30 октября на Ставрополье проходили уроки мужества и памяти, митинги с возложением цветов, тематические вечера, торжественные кают-компании, тематические выставки, соревнования по судомодельному спорту, посвященные двум морским праздникам. Они были организованы Ставропольским региональным отделением Общероссийского Движения Поддержки Флота и региональной общественной организацией Кавминвод «Морское собрание», совместно с краевым Центром развития творчества детей и юношества имени Ю. Гагарина, Домом детского творчества Октябрьского района Ставрополя, библиотекой-музеем имени И. Бурмистрова, ставропольскими школами №№ 5, 18, 32, станциями юных техников Пятигорска, Георгиевска, Труновского, Грачевского, Кочубеевского, Буденновского, Апанасенковского районов. Праздничные мероприятия состоялись в восьми городах и четырех селах края. Многие дети и подростки прошли за последние годы хорошую школу патриотизма, морского воспитания, судомоделирования, постоянно общаясь со своими наставниками - бывшими моряками и летчиками, которые верой и правдой служили в экипажах надводных кораблей и судов, подводных лодок, в морской авиации и морской пехоте.
В Ставропольском крае сложилась своеобразная общность людей, которые объединены общей любовью и уважением к Флоту, морю, небу, судо- и авиамоделированию. Ветераны, прославившиеся личными подвигами, мужеством и героизмом, и по сей день в строю, занимаются активной общественной деятельностью в городах и селах Ставрополья, много сил и энергии отдают духовной и материальной поддержке Российского флота, морскому просвещению, сохранению флотских традиций, патриотическому воспитанию молодежи, развитию и пропаганде в регионе детско-юношеского технического творчества. Это: капитаны I ранга запаса Юрий Виноградов и Анатолий Бац, капитаны I ранга в отставке Владимир Огниенко, Иван Чернышев, Виталий Неговей, Николай Миньков, подполковник запаса Владимир Ильиных, подполковник в отставке Виктор Виноградов, капитаны III ранга запаса Михаил Лазарев и Сергей Гавришко, капитаны II ранга запаса Александр Прислегин и Михаил Тришин, капитаны II ранга в отставке Михаил Ткаченко, Николай Лега, Виктор Сироткин, Юрий Бурим, Александр Гришин, мичманы в отставке Виктор Павлючук, Георгий Аукин, Владимир Кравченко и другие.
Одному из когорты этих замечательных людей, защитнику Отечества, подполковнику в отставке, летчику первого класса Виктору Ювенальевичу Виноградову, отдавшему 26 лет своей жизни службе в авиации Военно-Морского флота, - исполнилось на днях 80 лет.
Родился Виктор Виноградов в городе Пятигорске, а уже через пять лет семья переезжает в Ставрополь, к новому месту работы отца Ювеналия Вячеславовича, который в 20-х годах был бойцом частей особого назначения на Ставрополье, впоследствии - главным бухгалтером Краевых земельных органов. А с первых дней Великой Отечественной войны отец троих сыновей - Льва, Владимира и Виктора - отказался от брони, ушел добровольцем на фронт и погиб, защищая родное Отечество. Это была невосполнимая утрата для семьи Виноградовых. Юность Виктора и его братьев пришлась на годы лихолетья: война, оккупация, голод. Но это их не сломило, ведь они помнили, каким сильным и мужественным был их отец, и всю жизнь брали с него пример. Всегда рядом с ними была и мама Зинаида Александровна.
Уже в 11 лет Виктор поступил в ремесленное училище, в следующем году проходит практику на заводе «Красный металлист», точит головки для снарядов. С 15 лет он работает токарем на заводе по 8 часов, одновременно учится в школе рабочей молодежи, и все это время мечтает стать военным летчиком. В 1951 году мечта Виктора Виноградова сбывается: по примеру своего старшего брата Льва он поступает в Николаевское морское минно-торпедное авиационное училище. Окончив военное училище, получил назначение старшим летчиком (торпедоносец ИЛ-28Т) 68-го минно-торпедного авиационного полка 19-й минно-торпедной авиационной дивизии ВВС и ВМФ в городе Пярну. В 1956 году, в период сокращения армии и флота, попадает на аэродром Девау города Калининграда, летчиком 263-го отдельного транспортного авиационного полка ВВС Балтийского флота. А в 1958 году его направляют на Новую землю, аэродром Рогачево, правым летчиком отдельного смешанного авиационного полка специального назначения.
Пятилетняя служба на острове Новая Земля в Северном Ледовитом океане - одна из самых сложных и интересных страниц в жизни Виктора Виноградова. За это время на полигоне острова, где в 50-х годах прошлого века Советский Союз проводил свои ядерные испытания, Виктор Ювенальевич участвовал в 196 (!) испытаниях водородных бомб. Самым незабываемым для него стал ядерный взрыв мощной стамегатонной водородной бомбы. Тогда он возил как командир ИЛ-14 комиссию Генерального штаба во главе с маршалом Советского Союза Москаленко для визуального наблюдения за взрывом. «Сначала возник, - рассказывает Виноградов, - огромный белый «гриб», потом он стал красным, а затем черным. Зрелище еще то!» Были у него и обычные боевые вылеты, хотя назвать обычными полеты в северном сиянии достаточно трудно. «Летишь, а тебя сопровождают электромагнитные всплески, всполохи, световые точки. И такое впечатление, что за тобой кто-то постоянно наблюдает. Как шутили у нас пилоты: «У меня на правом крыле сидит черт». Земля: «А ты его сбрось!» Борт: «Да что-то не получается».
Затем снова Калининград, Виктор Виноградов - командир корабля на ЛИ-2, АН-2, ИЛ-14, позже АН-12, полеты на Дальний Восток, выполнение специальных заданий в Египте, Алжире, перевозка ракет. Это лишь то немногое, что может поведать наш земляк, а ведь его профессия заставляет и поныне хранить немало военных секретов и тайн. С 1970 по 1977 год Виктор Ювенальевич - заместитель командира смешанной авиационной эскадрильи, летчик-инструктор по всем видам летной подготовки (Храброво Калининградской области). За 26 лет службы в авиации Военно-Морского флота военный летчик первого класса Виноградов освоил 7 типов самолетов, провел в воздухе более 8 тысяч часов. И только сейчас из отдельных рассказов узнают родственники о том, что когда-то пережил их отец и муж. Как признается его супруга Валентина Афанасьевна, она всегда была уверена, что на службе, в полетах у мужа никогда не случалось чрезвычайных происшествий. А вот о преданности и самоотверженности подруги жизни Виктор Ювенальевич говорит с удовольствием. Был такой случай, в 1959 году во время ледохода на Северной Двине поселок летчиков был затоплен, но Валентина Виноградова не растерялась и с полуторагодовалым сыном отправилась в поход на утлом плоту по ледяной реке. Плыли, пока не подоспела помощь.
В 1979 году Виктор Виноградов вместе с семьей вернулся в Ставрополь. И продолжал свою трудовую деятельность: работал инженером по центровке самолетов в аэропорту краевого центра, инженером по снабжению и инженером по подготовке кадров Ставропольской междугородней телефонной станции. И, несмотря на почти 60 лет непрерывного трудового стажа, продолжает заниматься общественной работой и сейчас. Виктор Ювенальевич Виноградов - активист Общероссийского Движения Поддержки Флота, почетный председатель патриотического клуба «Поиск» школы № 32, организатор и участник бесед, тематических вечеров, диспутов, конференций, посвященных памятным датам в истории России, праздникам Вооруженных сил РФ в кают-компании «Морское братство», клубах «Бригантина», «Морская азбука», «Нахимовец» в Библиотеке-музее имени И. Бурмистрова и других учреждениях. По стопам отца пошли и сыновья Виноградовых. Старший Юрий - капитан I ранга запаса, ветеран подразделений особого риска, председатель регионального отделения ОДПФ, младший - Вячеслав - полковник, участник боевых действий. У братьев Виноградовых все, как у Виноградова старшего - завидная твердость характера, умение работать с людьми и надежный крепкий тыл.

Номер выпуска: 
Оцените эту статью: 
Голосов еще нет