Вы здесь

РЕЦЕПТ ДЛЯ КОММУНАЛКИ

16.01.2013
РЕЦЕПТ ДЛЯ КОММУНАЛКИ
Ирина ПОСТОВАЯ

То, что положение в сфере ЖКХ у нас далеко от идеального - ни для кого не секрет: число нарушений, совершаемых в этой области, превышает все разумные пределы, жилищный фонд ветшает, да и коммунальные сети изношены до предела. Рецепт для оздоровления ЖКХ ищут в стране уже не один год, но до сих пор эффективное лекарство для коммуналки не найдено.
Одним из предлагавшихся в свое время механизмов оздоровления этой сферы, на который возлагались существенные надежды, должно было стать объединение всех предприятий, работающих в сфере управления жилищным фондом, в саморегулируемые организации (СРО). Собственно и создавались последние в целях повышения качества работ и услуг в сфере управления и для надлежащего содержания и ремонта общего имущества в многоквартирных домах. При этом они были обязаны разработать и утвердить стандарты и правила деятельности своих членов - управляющих компаний. В этом документе должны быть четко определены правила оказания услуг и выполнения работ по договору управления, требования к их качеству, системе внутреннего контроля. Планировалось также выработать систему мер дисциплинарного воздействия за несоблюдение членами СРО жилищного законодательства, условий членства в его составе, требований технических регламентов, стандартов и правил управления многоквартирными домами.
- Если компании будут работать по правилам, население от этого только выиграет, - обещали инициаторы нововведения.
Саморегулируемые организации в нашем крае уже есть (пусть пока ими охвачен далеко не весь рынок), но каких-либо существенных сдвигов ставропольцы не почувствовали.
Не помогло в решении задачи оздоровления ЖКХ и то, что тех, кто работает в сфере управления, обязали раскрывать информацию о своей деятельности. Как это нередко у нас бывает, прозрачнее и понятнее работа коммунальщиков не стала. Отчеты их, как правило, носят чисто формальный характер.
Одна из последних мер, которая, как ожидается, должна все-таки повлиять на ситуацию, была предложена на недавнем совещании, на котором обсуждались итоги деятельности государственной корпорации - Фонда содействия реформированию ЖКХ за период 2007-2012 гг. и перспективах ее работы в 2013-2015 гг. Направлена инициатива, предложенная специалистами Фонда совместно с членами Общественной палаты РФ и Некоммерческого партнерства «ЖКХ Развитие», на создание и развитие национального и региональных центров общественного контроля в сфере ЖКХ. Для этого в стране создается новая организация - Некоммерческое партнерство «ЖКХ Контроль».
Основными задачами созданной структуры станет проведение государственной политики в области развития системы общественного контроля и жилищного просвещения граждан, информирование населения о ходе реформы отрасли, повышение правовой грамотности граждан в сфере ЖКХ, подготовка квалифицированных кадров, особенно молодых специалистов, для жилищно-коммунального комплекса России. Организация также будет осуществлять мониторинг ситуации в сфере предоставления гражданам жилищно-коммунальных услуг, соблюдения законных прав собственников и нанимателей жилья. Важным направлением ее работы должно стать также развитие системы защиты прав потребителей на региональных и муниципальных уровнях, анализ и поддержка общественных инициатив, направленных на решение проблем в сфере ЖКХ. Понятно, что в большинстве регионов ведется активная и плодотворная работа институтов гражданского общества в части общественного контроля, проводятся просветительские и образовательные семинары, круглые столы по различным проблемам и общественного контроля отрасли. В этом свете НП «ЖКХ Контроль», опираясь на уже имеющийся опыт и поддержку региональных властей, призвано вывести институт общественного контроля на качественно новый уровень.
Хотелось бы верить, что новая структура повлияет на ситуацию в коммунальной сфере. Честь ей и хвала в таком случае. Если это, конечно, не очередной способ неплохо подзаработать на проблемах жильцов. Отсутствие контроля рождает злоупотребления, это понятно. Да и собственников нужно учить. Но, быть может, народным избранникам и чиновникам стоит поработать в другом направлении - к примеру, над тем, чтобы цифры в платежках за потребленные коммунальные ресурсы стали понятнее и прозрачнее для людей: потребил человек столько-то киловатт энергии или кубометров воды, вот и заплатит именно за это количество по фиксированной цене. А нынешняя система начисления платежей с ее громоздкими формулами и поправочными коэффициентами, которые абсолютно непонятны населению, отчасти способствует злоупотреблениям. Да и это и неудивительно, ведь проверить-то правильность начисления практически невозможно. Взять, к примеру, частный сектор. Там ведь подобных проблем намного меньше, а ясности - больше.
Да и тарифы на коммунальные услуги у нас, что ни говори, завышены запредельно. Разве это нормально, что как минимум третью часть своей зарплаты или пенсии, а то и больше, человек вынужден отдавать за оплату потребленных света, воды, газа и тепла и за работу коммунальщиков, которая порой выполнена не самым лучшим образом, если вообще выполнена.

Номер выпуска: 
Оцените эту статью: 
Голосов еще нет