Вы здесь

ГРАНИЦА ПОРОДИЛА КАЗАЧЕСТВО

Сообщение об ошибке

Notice: Undefined variable: o в функции include() (строка 601 в файле /www/vhosts/st-vedomosti.ru/html/themes/bartik/images/bg.jpg).

30.01.2013
ГРАНИЦА ПОРОДИЛА КАЗАЧЕСТВО
Галина Сергушина

Фраза, вынесенная в заголовок, принадлежит Льву Николаевичу Толстому. Писатель, которого знают во всем мире, прежде чем написать свой великий роман «Война и мир», проходил службу на Кавказе и здесь близко познакомился с жизнью и бытом казачества. Этот опыт и наблюдения легли в основу повести «Казаки», которая уже не на десятилетия, а на века вошла в хрестоматийное чтение российского юношества.
И, продолжая проект «Кавказ.РФ», в рамках которого мы публикуем материалы об истории, традициях и обычаях народов, проживающих в нашем регионе, сегодня обратимся к теме казачества.
История казачества на Северном Кавказе неразрывно связана с общей историей России. Путь на Северный Кавказ прокладывали донские, волжские, астраханские казаки. Северный Кавказ соединил их судьбы с гребенскими, терскими и кубанскими казаками. «Для того казак родится, чтоб на службе пригодиться» - эта старинная казачья поговорка определяет изначальное призвание казака - служить Отечеству.
СТРОИТЕЛЬСТВО АЗОВО-МОЗДОКСКОЙ ЛИНИИ
При Екатерине II Россия активно осваивала южные территории. По инициативе Потемкина было начато строительство Азово-Моздокской укрепленной линии, которая должна была защитить первопоселенцев этих мест от набегов горцев. На возведении крепостей работали солдаты регулярной армии и казаки. 10 крепостей были сооружены в кратчайшее время. В книге Иоакима Кузнецова «Крепость в степи» рассказывается о неисчислимых страданиях, пережитых казаками и их семьями. Днем они строили Ставропольскую крепость, а ночами - станицу, за пределами крепостного вала. Одновременно несли сторожевую службу и налаживали хозяйство на новом месте: пахали, сеяли, разводили скот, возделывали сады и виноградники. Хоперцы обосновались в станицах при крепостях Ставропольской, Северной, Московской и Донской.
На первых порах бедствия казаков были столь велики, что тогдашний генерал-губернатор Якоби распорядился выдавать им наряду с солдатами провиант, «опасаясь, дабы казаки не впали в совершенную нужду и оскуднение, а через это не бросили бы линию и не разбежались». На Азово-Моздокской линии были построены также крепости Георгиевская и Константиногорская в 5 верстах от будущего города Пятигорска. Она создавала безопасные условия для пользования горячими целебными водами. «Полное уважение мое приобрели Линейные казаки. Прежде видал я их небольшими частями и не так близко, но теперь могу судить и о храбрости их и о предприимчивости. Конечно, из всех многоразличных казаков в России едва ли есть подобные им», - писал в свое время генерал Ермолов.
Азово-Моздокская линия сыграла важную роль в деле укрепления российских позиций в регионе. И хотя в связи со строительством более южных укрепленных линий стратегическое значение большинства ее крепостей было во многом утрачено, она не лишилась своего исторического значения. Построенные во время ее создания поселения с течением времени стали населенными пунктами и городами Ставропольского края.
КАЗАЧЬЯ ДЕМОКРАТИЯ
Издревле в казачьей среде господствовало представление о равенстве казаков между собой. Высшим органом власти являлся Казачий круг, на котором выбирался войсковой атаман. Войсковой круг играл роль высшего судебного органа. Суд руководствовался нормами войскового права, которое хотя и было «неписаным», однако признавалось русским правительством. За измену на службе государевой или общественной, осквернение себя блудодеянием полагалась смертная казнь. За воровство секли плетьми. За промысел в заповедных лесах или лугах, за несоблюдение станичных установлений штрафовали. Казачий круг как высший орган казачьего самоуправления регламентировал не только военную, но и бытовую сторону жизни казачьей общины. В казачьей среде существовало неписаное правило: »Старший сказал - закон».
Важным казачьим обычаем, за соблюдением которого строго следила община, было гостеприимство. С гостеприимством был тесно связан и обычай куначества, повсеместно распространенный на Северном Кавказе. Казаки издавна вступали в куначеские отношения с горцами, гордились своей дружбой. Часто между кунаками устанавливались родственные отношения путем заключения браков. В рационе питания казачества было много общего с северокавказской кухней. Находясь в тесном соседстве с народами Северного Кавказа, казаки почти полно-стью переняли горский костюм и вооружение. Не меньше северокавказских заимствований и в женской одежде. А вот дома казаки строили по образцу великорусских изб. Они были бревенчатыми, с острой крышей, с вырезными коньками по концам стропил. Внутреннее же убранство составляло зачастую смесь местных горских традиций с русскими.
В казачьих общинах господствовал культ семьи. Общество порицало неженатых. Если в семье были дети, развод считался позором. Казачата очень рано приучались к труду, к терпению и настойчивости в преодолении невзгод жизни. Родители стремились воспитать в детях смелость, почтительное отношение к старшим, любовь к Родине. У изголовья крохи-казачка клали саблю, пистолет, лук, ружье. Трехлетние казачата уже умели ездить на лошади по двору, а пятилетние бесстрашно скакали на лихом коне по улицам станицы. Ряд элементов военного воспитания своих детей казаки заимствовали у горцев: их игры и скачки, боевую гимнастику, выправку, приемы «блестящего адыгского наездничества» .
Важнейшей составляющей в жизни казачества была православная вера. «Казак без веры - не казак» - это социальное и нравственное кредо, прошедшее проверку всей казачьей историей. И здесь, на Северном Кавказе, при строительстве крепостей, станиц, казаки непременно первым делом закладывали православные храмы. В Ставрополе именно хоперскими казаками была построена церковь во имя святой иконы Казанской Божьей Матери, возрожденная сегодня на пожертвования православных на Крепостной горе краевого центра.
Годы революции и Гражданской войны, а затем коллективизации вписали в историю казачества много трагических страниц. Расказачивание, репрессии, ссылки - было пережито и это. Часть казаков приняла участие в Белом движении, часть - эмигрировала. И в Великую Отечественную казачество размежевалось, часть воевала на стороне врагов. И этих страниц из истории тоже не выкинешь.
Но тысячи представителей казачества встали тогда вместе со всем народом на защиту родной земли.
ВЕЛИ ДОВАТОРЦЫ КОНЕЙ
Знаменитая улица Доваторцев в Ставрополе названа в честь казаков, которые уходили по ней на фронт. Еще перед войной ЦИК СССР принял постановление об отмене ограничений в отношении службы казаков в Рабоче-Крестьянской Красной армии. Казакам разрешили ношение казачьей формы, царских наград, полученных за храбрость и героизм при защите Отечества, вместе с орденами, медалями и знаками отличия, введенными советской властью. Некоторые кавалерийские части Красной армии были переименованы в казачьи. В конце июля 1941 года 50-я и 53-я кавалерийские дивизии, сформированные из казаков-призывников и казаков-добровольцев кубанских и ставропольских станиц, объединеннные в одну кавалерийскую группу под командованием Доватора, приняли участие в Смоленском сражении, противостоя войскам немецкой группы армий «Центр». Гитлеровское командование оценило голову Доватора в сто тысяч рублей, создав специальные отряды для его поимки. Но казаки-кавалеристы, проведя успешный рейд по тылам противника, вернулись в расположение советских войск.
Чтобы восполнить боевые потери в своих частях, Доватор обратился к руководству Ставрополья с просьбой прислать в корпус добровольцев-казаков. И в начале 1942 года в доваторский кавалерийский корпус прибыло пополнение, в том числе 500 казаков-добровольцев со Ставрополья.
В Великой Отечественной войне участвовало свыше 320 тысяч ставропольцев. 139 из них стали героями Советского Союза. В их числе 19 казаков. Хотя в наградных документах они были записаны колхозниками, но сотрудникам Ставропольского государственного краевого казачьего центра удалось установить их казачье происхождение.
КАЗАЧЬЕМУ РОДУ НЕТ ПЕРЕВОДУ
В 50-80-х годах XX века о казачестве практически не вспоминали. Власти СССР считали, что казаки полностью слились с другими советскими народами в единую историческую общность - советский народ, а потому не стоит всерьез заниматься историей казачества. Но в этот же период на экран вышли художественные фильмы «Кубанские казаки», «Тихий Дон», «Поднятая целина», «Судьба человека», которые художественно воссоздавали картину казачьей жизни в разные периоды советской истории. А в 1989 году, во времена Горбачева, на волне гласности был опубликован «Протокол заседания Организационного бюро ЦК РКПб (большевиков) от 24 января 1919 года», на котором было принято циркулярное письмо, которое послужило началом расказачивания и геноцида казачества. Это стало началом возрождения репрессированного народа. В декабре 1989 года в Ставрополе была создана инициативная группа для организации работы по созданию единой общественной казачьей организации в Ставропольском крае.
Сегодня казачество в нашем крае представлено Ставропольским окружным казачьим обществом Терского войскового казачьего общества и добровольными объединениями казаков, действующими в соответствии с федеральным законодательством об общественных объединениях. Реестровое казачество объединяет 149 казачьих обществ и насчитывает в своих рядах около 16 тысяч казаков. Численность нереестрового - примерно сопоставима. При губернаторе действует Союз атаманов казачьих обществ, работает межведомственная комиссия по развитию казачьего кадетского образования. Государственная поддержка казачества на Ставрополье реализуется через краевые и муниципальные целевые программы.
В крае действует 86 казачьих дружин по охране общественного порядка, около десятка пожарных казачьих частей. Казаки на безвозмездной основе участвуют в природоохранной деятельности. На Ставрополье работают 3 лицея казачьей направленности, около 80 казачьих классов и групп. Более 3 тысяч ребят занимаются в 48 казачьих военно-патриотических и 19 военно-спортивных клубах. Открыты 2 молодежных казачьих центра, 8 музеев и выставочных залов казачьей истории. Стали регулярными и популярными краевые молодежные казачьи игры, турниры, фестивали и конкурсы. Наши казаки принимают участие во всероссийских военно-спортивных играх и спартакиадах, съездах православной казачьей молодежи.
«Мне очень приятно, что происходит возрождение казачества, возрождение уникальной и самобытной культуры казаков, повышается их роль в жизни государства Российского и, что, может быть, самое главное, - растет чувство патриотизма, которое всегда было присуще казачеству». Эти слова сказаны Президентом РФ Владимиром Путиным.

Номер выпуска: 
Оцените эту статью: 
Голосов еще нет