Вы здесь

ГРЯДЕТ ТАРИФНОЕ ПЕРЕМИРИЕ?

03.04.2013
ГРЯДЕТ ТАРИФНОЕ ПЕРЕМИРИЕ?
Ирина ПОСТОВАЯ

В последнее время в жилищно-коммунальной сфере один за другим происходят скандалы: то в итоге очередной горе-реформы по населению ударят скачком цен, и суммы в платежках начинают зашкаливать, то вдруг обнаружится, что потребителям приходится платить и за несуществующее тепло в подъездах либо за ежемесячные потери воды объемом в вереницу железнодорожных цистерн. Но даже если не брать во внимание громкие скандалы, получившие огласку в стране в последние месяцы, ежедневные сводки прокуратуры красноречиво свидетельствуют о том, что нарушений в сфере ЖКХ - огромное количество. Так что нет ничего удивительного в том, что, когда речь заходит о работе предприятий отрасли и управляющих компаний, чаще всего можно услышать истории о нерадивых коммунальщиках, обмане собственников, злоключениях жильцов.
И все-таки подобным образом дело обстоит далеко не всегда. В этом я убедилась, побывав на встрече, состоявшейся в публичном центре правовой и деловой информации в Ставропольской библиотеке имени М. Ю. Лермонтова. Организаторы ее, работники центра и члены ставропольских общественных организаций по защите прав потребителей полагают, что основным виновником того, что его права нарушаются, является сам потребитель. Не зная законов и не обладая необходимой правовой информацией, человек не в силах помешать злоупотреблениям со стороны тех, кто оказывает и продает ему услуги. И единственный способ предотвратить возникновение подобных ситуаций - бороться с нашей правовой неграмотностью всеми доступными способами и средствами, в том числе и устраивая подобные «открытые трибуны».
Так как заявлена тема «открытой трибуны» была «ЖКХ-2013: грядет ли тарифное перемирие», то к разговору были приглашены министр ЖКХ края Александр Скорняков, заместитель начальника комитета городского хозяйства администрации краевого центра Олег Ананников, а также представители Управления Роспотребнадзора по краю, общественных организаций и старшие домов города, в общем, те, кому и приходится заниматься проблемами ЖКХ и «расхлебывать» все то, что происходит в отдельных многоквартирных домах.
Рассказ одной из старших - Валентины Котовой (дом № 8 по улице Карла Маркса) и положил начало разговору. Однако вопреки ожиданиям она не стала еще раз повторять распространенные в последнее время истории о том, что тем, кто работает в коммунальной сфере, нет никакого дела до проблем собственников жилья и они ничего не хотят делать. Речь пошла о том, какая работа проделана в доме для того, чтобы сократить разницу в платежках, которые получают жильцы дома, между показаниями общедомового счетчика и индивидуальным потреблением и добиться того, чтобы финансовое бремя на кошельки собственников стало легче.
- Что такое общедомовые расходы, мы поняли сразу, как только в доме установили общие приборы учета. Разница между показаниями общих счетчиков и индивидуальных приборов учета получалось весьма внушительная. Потому вместе с Советом дома мы решили, что необходимо что-то делать, чтобы все это не так сильно било по нашим кошелькам. Проанализировали вместе с представителями управляющей компании состояние инженерных сетей дома, которому уже более 50 лет. Капитальный ремонт за это время не проводился ни разу. Так что понятно, в каком они были состоянии. Нужно было приводить их в порядок, - рассказывала Валентина Котова.
Совет дома собрал собрание. На нем собственникам жилья объяснили - экономия невозможна при текущих трубах. А потому нужно собирать средства и проводить ремонт инженерных сетей. Материальный вопрос решить было нелегко, но деньги жильцы сдали, систему водоснабжения отремонтировали.
Когда проанализировали результаты, пришли к выводу, что экономить получается, но не столько, сколько хотелось бы. А потому собственники на собрании приняли решение разрешить Совету дома раз в два месяца делать рейды контроля по квартирам и проверять, как используются индивидуальные приборы учета. Понятное дело, о предполагаемом визите проверяющие заранее никого не оповещали. В итоге во время проверок в шести квартирах были обнаружены магниты. Список недобросовестных собственников был вывешен в доме. Помимо этого, проштрафившихся жильцов обязали поменять водяные счетчики на новые, антимагнитные. Сопротивляться никто не стал. Позже, опять-таки с согласия жильцов, буквально на все приборы учета потребления воды были наклеены контрольные антимагнитные ленты.
Еще один важный момент, что показания общедомового и индивидуальных счетчиков Валентина Котова снимает в один день. Причем она с согласия собственников лично переписывает их во всех квартирах. Конечно, в доме имеется специальный почтовый ящик, установленный управляющей компанией, но не факт, что все жильцы своевременно передадут необходимые сведения. Да и достоверность их не всегда бывает однозначна.
- Когда после всех принятых мер мы получили первые платежки, то у нас был настоящий шок. Оказалось, что в доме нет общих расходов по воде. Да и сегодня, спустя полгода, поправочный коэффициент у нас выходит от 0,016 до 0,02, - делилась Валентина Ивановна.
Но на этом жильцы не остановились. Начали заниматься тепловыми сетями. Конечно, в соответствующую программу собственникам удалось попасть не сразу, однако путем софинансирования из бюджета муниципалитета и карманов самих жильцов, сети теплоснабжения все-таки были отремонтированы.
- Единственное, в чем был наш промах, в том, что дом не был оснащен приборами, которые бы регулировали температуру в соответствии с погодными условиями на улице. В результате, когда на улице жарко, в доме открыты все окна, что создает большой расход тепла. А значит, наши деньги уходят на то, чтобы топить улицу. Так что придется решать этот вопрос, - рассказывала старшая по дому. - Еще одна проблема, которой предстоит заниматься, - электроснабжение. Надеемся, что муниципалитет нам с этим также поможет - будем пытаться войти в программу, тем более что смета работ, которые предстоят в доме, уже готова. Новые счетчики, экономичные лампы в подъездах, на улице и в подвалах, регуляторы света - благодаря всему этому мы также надеемся сократить расходы. В общем, очень многое зависит от нас самих, от нашей активной позиции и от того, удастся ли наладить контроль с управляющей компанией, да и вообще с коммунальными структурами и ведомствами, - считает Валентина Ивановна.
И в этом с ней были согласны многие.
- Подобный опыт нужно перенимать и жильцам других домов, - отметил министр ЖКХ Ставрополья Александр Скорняков.
Но рассказ Валентины Котовой вызвал немало вопросов у ее коллег. Как ей удалось наладить работу в доме, как получилось добиться понимания жильцов, ведь порой в большом доме даже собрание провести проблематично, собственники не желают на него идти.
- Главное в таком случае - активная позиция Совета дома, - заявил заместитель начальника комитета городского хозяйства администрации краевого центра Олег Ананников. - Да и к нам Валентина Ивановна приходит не просто со словами: «У нас проблема, давайте решайте», а говорит: «Мы сделали то-то и то-то, а теперь нам нужно сделать вот это. Помогите нам вот этим. Или подскажите, что сделать и как». Это конструктивный подход истинного хозяина дома. И когда таковой есть в доме, то и проблемы собственников постепенно решаются.
Кстати, на встрече был задан вопрос, который волнует практически всех. Задала его, кстати, Валентина Котова:
- Сегодня много говорят о том, что тарифы должны быть экономически обоснованы и понятны населению. На мой взгляд, информация о том, из чего они складываются, в обязательном порядке должна быть доведена до нас, потребителей. Ведь от этого напрямую зависит уровень нашего благосостояния. Одно дело - если за наши деньги модернизируют системы тепло-, водо-, электроснабжения. Другое - если эти средства идут на баснословные зарплаты руководителей ресурсоснабжающих организаций. А вот они почему-то нигде не озвучиваются. А мы бы хотели знать, как обстоит дело.
На вопрос Валентины Котовой попытался ответить министр ЖКХ региона. Позицию его мы неоднократно озвучивали: ситуация находится на контроле РТК, она контролирует все расходы снабжающих предприятий, и там все чисто и прозрачно и т.п. Ознакомиться с этими сведениями можно и на сайтах последних - благо, мол, сейчас действует стандарт раскрытия информации, секрета здесь нет.
Ой ли, Александр Иванович? Я попыталась найти на сайтах ГУП «Ставрополькрайводоканал» и «Ставропольэнерго» подобную информацию. Однако ни слова об уровне доходов руководящего звена ресурсоснабжающих организаций не обнаружила. Хотя, по-хорошему, если все это не влияет на образование тарифа, к чему секреты? А если это коммерческая тайна - так, значит, все-таки связь с тарифом имеется?
Два года назад в Екатеринбурге были озвучены следующие данные: руководитель тамошнего «Водоканала» в 2010 году получал ежемесячно 80 тысяч рублей. Предположим, что зарплаты его ставропольских коллег не меньше и за два года не поменялись (аппетиты, как известно, бывают разные). За год это - более миллиона рублей. И это только у одного человека. Откуда это берется - как не из карманов потребителей?
В общем, по-хорошему, все эти данные - и про тарифы, и про зарплаты - должны быть в таком же открытом доступе, как и сведения о доходах госслужащих и членов их семей. И кривотолков будет меньше, и под рассуждениями об уровне открытости будет реальная почва. А вы со мной согласны?

Номер выпуска: 
Оцените эту статью: 
Голосов еще нет