Вы здесь

Олег Проскурин: «МУНИЦИПАЛИТЕТ ТОГДА БУДЕТ СОСТОЯВШИМСЯ, КОГДА СТАНЕТ СТРОИТЬ»

03.04.2013
Олег Проскурин: «МУНИЦИПАЛИТЕТ ТОГДА БУДЕТ СОСТОЯВШИМСЯ, КОГДА СТАНЕТ СТРОИТЬ»
Вел интервью Александр ЕМЦОВ

Новоселицкий район - самый что ни на есть типичный для глубинки Ставропольского края. С хорошо развитым сельскохо- зяйственным производством, с множеством характерных для края сельских населенных пунктов. Как в достижениях, так и проблемах района отражается все муниципальное Ставрополье.
О них мы и беседуем с главой администрации района О. Проскуриным в преддверии Дня муниципального работника, который отмечается у нас в стране 21 апреля.
- Олег Иванович, есть такая точка зрения, и одно время она была широко распространена, что район как административное образование чуть ли не лишнее звено в системе муниципального управления. Мол, поселковые власти ближе к жизни, потому и сами справятся, надо только дать им полномочия. Как вы к этой точке зрения относитесь, и есть ли в ней сермяжная правда?
- Одно время я работал руководителем отдела администрации, затем заместителем главы. Вроде все было ясно и понятно. Но когда сел в кресло главы администрации - все ясное и понятное стало видеться совсем иначе, чем прежде. Масштаб ответственности изменился, поток информации стал другой, а с ним - и видение проблем. Не зря же шутят, что угол зрения зависит от кочки зрения. Так и с муниципалитетами. На них возложены важнейшие полномочия в решении вопросов местного значения. Но те же вопросы организации энерго- и газоснабжения, содержание и строительство межпоселенческих дорог, организация транспортного обеспечения между селами, охрана окружающей среды, организация системы образования, действия в случае чрезвычайных ситуаций и некоторые другие лучше решать на межпоселенческом уровне. Такие вопросы, а их более тридцати, известный Федеральный закон № 131 «Об организации муниципального самоуправления в Российской Федерации» совершенно обоснованно относит на уровень ответственности муниципальных районов. Хотя на самом деле, с учетом делегированных с краевого уровня полномочий, их у нас больше. У поселений по тому же закону своих вопросов не меньше. Так что всем хватает. Как там говорится: были бы плечи, а ярмо найдется.
Дело в конце концов не в том, у кого полномочий больше и кто главнее. Дело в том, эффективно ли такое разделение полномочий на современном этапе развития, помогает ли оно людям в их повседневной жизни. По моим наблюдениям - помогает. И более того - необходимо на данном историческом этапе. Потому что решение проблем того или иного села его околицей не ограничивается. Наоборот, оно, это самое решение, в условиях современной и все усложняющейся цивилизации, глобализации, что совсем не пустой звук, находится порой за околицей - в районе, крае, а то и в Москве. Более того, именно благодаря наличию районного звена управления некоторые населенные пункты на историческом переломе 90-х годов не только сохранились, но и живут, развиваются.
- Принято считать, что во всем виновата наша бедность. Так говорил еще Федор Михайлович Достоевский. Все жалуются, что бюджеты сельских муниципальных районов очень скудные, и поэтому жизнь на селе существенно отличается от жизни в городе и по уровню обеспечения коммунальными услугами, благоустройства, развитию дорожной сети и прочего. У вас в районе такая же картина, или бюджет вполне достаточный для развития?
- Консолидированный бюджет района, вместе с бюджетами поселений, 567,2 миллиона рублей. Несмотря на вроде громкую цифру, это катастрофически мало для такого района, как наш. Потому что из них аж 446,3 миллиона расходится на здравоохранение, образование, культуру, содержание органов управления. Собственно на финансирование муниципальных целевых программ мы направляем всего 70 миллионов рублей. А это поддержка субъектов малого предпринимательства, казачества, развитие сферы жилищно-коммунального хозяйства, бытового обслуживания населения...
Но это совсем не значит, что все очень плохо и впереди беспро-светный мрак. Есть еще краевые программы, с помощью которых на условиях софинансирования можно что-то сделать заметное в районе. Таким образом, например, только в прошлом году мы получили 10 миллионов рублей на строительство дорог в селе Новоселицком. И дороги эти построены. Есть программы и проекты федеральные. В рамках федерального проекта развития образования, например, мы получили 10,5 миллиона рублей, на которые, добавив из своего бюджета чуть больше двух миллионов, провели капитальные и текущие ремонты образовательных учреждений, в том числе десяти пищеблоков в школах. По такой же федеральной программе развития здравоохранения мы получили пять миллионов рублей и провели капитальный ремонт Новоселицкой районной больницы, почти три миллиона затрачено на закупку медицинского оборудования и укрепление материально-технической базы районного здравоохранения. Почти пять миллионов рублей, также на условиях софинансирования с федеральным бюджетом, израсходовано на ремонт Новоселицкой межпоселенческой центральной библиотеки. Есть федеральные программы - строительства жилья взамен ветхого, повышения плодородия земель... Мы в них также участвуем.
Возможностей для развития сейчас немало, только поворачивайся, проявляй инициативу. Вообще, муниципалитет тогда будет считаться состоявшимся, когда станет строить. Это как маркер успешности. Что мы и стараемся делать.
- И все-таки, Олег Иванович, все ли проблемы решаются так, как хочется? Как необходимо сегодня для селян?
- Естественно, не все. Более того, многие решаются так медленно, что, боюсь, на нашу жизнь не хватит. То же строительство сель-ских дорог. Без них в наше крайне мобильное, моторизованное время нет цивилизации и нет развития. Нынешний глава администрации села Китаевское В. Цыганок, когда был руководителем местного колхоза «Родина», заасфальтировал все село. Он давно уже не председатель, но дороги остались, и люди помнят. Этот пример - образец для подражания на всех уровнях. Нам надо найти средства в краевом ли, федеральном ли бюджете и сделать все сельские дороги в ближайшие пять лет. Чтобы забыть о них как о проблеме на пятнадцать-двадцать лет. Мы в дороги федерального значения вкладываем средств в разы больше. А проблема бездорожья на Руси не ослабевает. И все потому, что она не решается с самого низу.
- В последние годы на всех уровнях много говорят о необходимости наполнения местных бюджетов реальными финансовыми средствами. Достаточными для достойной жизни. Приняты даже некоторые конкретные шаги в этом направлении на законодательном уровне. Эти перемены на вашем районном уровне уже заметны?
- Изменение с начала года кадастровой оценки земель сельхозна-значения, о котором сейчас много говорят, увеличит земельный налог где-то процентов на десять. Не такая уж и заметная прибавка. Вроде с будущего года меняется налог на имущество, который целиком идет в муниципальные бюджеты. Будет взиматься налог с рыночной стоимости имущества. Но кто станет проводить рыночную оценку, какой механизм для этого предложат - пока не ясно. Если вся реформа сведется к механическому увеличению налога на всех владельцев жилья или, там, земельного участка под огород, то она нам такая не нужна. Пополнять бюджет за счет бедных - последнее дело. Ведь цель и смысл бюджетной работы - социальное развитие, в интересах прежде всего социально слабо защищенных. У них же и забирать?
Нам представляется, что магистральный путь увеличения налоговой, а значит и бюджетной, базы - это развитие производственных предприятий, привлечение инвестиций и создание в итоге новых рабочих мест. Надо сначала увеличивать народное богатство, а потом уже думать, как его делить.
- То есть этот наш большой воз на селе опять должны тянуть крупные сельскохозяйственные предприятия? А ведь сколько было разговоров, что они должны быть самостоятельными. Они - отдельно, муниципалитеты - отдельно...
- Именно так и должно быть. Речь не о покушении на чью-либо самостоятельность. Речь - об увеличении общественного богатства. И роли в этом как сельхозпроизводителей, так и местных властей. Они - развивают производство. Мы - помогаем. Они платят зарплату, налоги и за этот счет все живем лучше. Это формула успеха, и другую придумать трудно.
Объем инвестиций у нас в районе составил 163 миллиона рублей. В основном это капитальные вложения местных сельхозпредприятий. Руководители хозяйств заменяют технику на более производительную, строят здания и сооружения, закупают высокопродуктивных животных. Это позволяет увеличивать объемы производства, повышать производительность труда, доходы как самих предприятий, так и работающих в них граждан.
Например, в основном для района зерновом производстве сделан такой рывок, который двадцать лет назад даже представить себе никто не мог. Во-первых, хозяйства обрабатывают свыше 60 тысяч гектаров пашни, находящейся на территориях соседних районов. Это почти сопоставимо с посевной площадью района - ее у нас свыше 70 тысяч гектаров. Во-вторых, на основе созданной системы семеноводства, соблюдения прогрессивных технологий, улучшения работы с землей достигнут очень значительный рост урожайности. В отдельные годы некоторые хозяйства собирают по 80 центнеров с гектара. Это европейские показатели. Отсюда и высокие валовые сборы. Прошлый год не показательный, во всем крае был неурожай, и тем не менее собрали 156 тысяч тонн зерна. А в позапрошлом, особо урожайном году СХП района собрали 287 тысяч тонн. Особенно весомых результатов в зерновом производстве достигло ООО СХП «Луч» под руководством Г. Донцова. Здесь запущен завод по переработке семян. А колхоз «Родина», где председателем является В. Хромых, на 64-м месте во всей России по ряду показателей среди хозяйств, основной вид деятельности которых - производство зерновых и зернобобовых. Из 52 тысяч предприятий страны.
Или вот многострадальное животноводство, на котором кое-где уже поставили жирный крест. Как на не вписывающемся в рыночные реалии. Но рынок становится не противником, а помощником, как только руководитель понимает, что на молочно-товарных фермах, доставшихся нам от дедов, далеко не уедешь, и делает ставку на современные технологии и приемы. Производство продукции сразу выходит на приемлемый уровень рентабельности. Такое понимание уже присутствует у наших руководителей - ООО СХП «Свободный труд» Н. Шурупова, ЗАО «Артезинское» И. Сердюкова. Сейчас «Свободный труд» начинает переоборудование помещений под современный молочно-товарный комплекс на 1500 голов. В этом же году «Колхоз имени 1 мая» планирует закупить племенное маточное поголовье скота мясного направления. А ЗАО «Артезианское» уже завершило свой инвестиционный проект по строительству мясоперерабатывающего производства. На территории района действует сеть магазинов с его продукцией.
- А как инвестиционный проект по развитию зоны отдыха на озере «Волчьи ворота»? Жив? Он давно уже в крае на слуху...
- Реализует инвестиционный проект «Золотые пески» ООО «Свободный труд». Срок запуска в эксплуатацию - второе полугодие нынешнего года. Построено шестнадцать коттеджей, спортсооружения, проведено благоустройство и озеленение. Подготавливаются водные аттракционы. Будет создано порядка двухсот рабочих мест. Это притом что сегодня на самом предприятии-инвесторе занято всего 137 человек. Но уже сейчас в реализации проекта появились проблемы.
До тех пор, пока проект не начинали, это место никому не было нужно. Грязное и заброшенное, интересное только для так называемых «дикарей». Но, как всегда у нас происходит, стоило только начать работы, как появились полчища различных новоявленных хозяев, надзирающих органов, контролирующих структур. И каждая ставит палки в колеса. Последний пример - за-крыли плотину через озеро, единственную по сути дела дорогу, по которой к зоне отдыха можно было подъехать кратчайшим путем. Но ведь она шестьдесят лет простояла, ни разу не прорвавшись! Это ведь о чем-то говорит! Там грунт так уже поколениями утрамбован, что захочешь разрушить - не получится. Кроме того, несколько лет назад был проведен капитальный ремонт плотины. Но - закрыли. Видимо, по принципу: кабы чего не вышло. В результате дорога к базе отдыха удлинилась на несколько десятков километров, и мы уже получили письма с пятьюстами подписей рассерженных горожан из Буденновска, с тремястами - от жителей села Чернолесского, столько же - от сельчан Новоселицкого. Это еще на Кавминводах не знают, что у нас произошло, так забросают жалобами. Именно оттуда у нас много отдыхающих.
- Кстати, о жалобах. Сейчас главный их поток - на рост стоимости коммунальных услуг. Как у вас с этим обстоят дела?
- У нас все находится в рамках утвержденных тарифов. Ситуация на ежедневном контроле. Был небольшой «рост» в селе Чернолесском, но оказалось, что начала брать за свои услуги по приему платежей по восемь рублей почта, к тарифам это не имеет никакого отношения.
- В отношении к росту тарифов проявилась возрастающая сегодня общественная активность людей. У вас на селе, Олег Иванович, этот рост заметен? И как вы к этому относитесь?
- Еще как заметен! Люди сегодня видят много, понимают много, разбираются во многом. И не безразличны к тому, что происходит у них в доме. И это очень хорошо. Ведь муниципальное управление у нас в Конституции не зря названо самоуправлением. Наш уровень власти по своей сути предполагает активное участие жителей в делах поселений.
В развитии КВН, в его поддержке проявляется активность населения? Я считаю, что да. У нас в районном чемпионате КВН участвует десяток команд! А как болеют! Или вот праздник Новоселицкого хлеба. В нем участвуют все хозяйства, все учреждения культуры. Все пекут, все угощают... Приехал в Китаевское в колхоз «Родина» на спортивный праздник. Не поверите: село выставило восемь (!) волейбольных команд! Вышли все в форме, все прекрасно играют. Предприятие организует такие спортивные праздники, спонсирует борцов. Не говоря уже о том, что поддерживает финансово школу, детский сад.
Сайт Новоселицкого района по результатам одного из интернет-голосований занял первое место по России на душу населения. Это тоже показатель активности людей. А раз он есть, то можно говорить, что и самоуправление у нас налицо.
- Успехов вам в его развитии.

Номер выпуска: 
Оцените эту статью: 
Голосов еще нет