Вы здесь

СОЛДАТ ПОТОМУ И ПОПАЛ В СКАЗКУ, ЧТО СВАРИЛ СУП ИЗ ТОПОРА

Сообщение об ошибке

Notice: Undefined variable: o в функции include() (строка 601 в файле /www/vhosts/st-vedomosti.ru/html/themes/bartik/images/bg.jpg).

17.04.2013
СОЛДАТ ПОТОМУ И ПОПАЛ В СКАЗКУ, ЧТО СВАРИЛ СУП ИЗ ТОПОРА
Александр ЕМЦОВ

На днях редакция газеты «Ставропольские губернские ведомости» провела в администрации Труновского района круглый стол. Тема обсуждения - особенности реализации полномочий, закрепленных за муниципалитетами 131-м федеральным законом «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».
В разговоре приняли участие глава администрации района Ю. Логачев, главы сельсоветов сел: Донского - В. Вакула, Безопасного - В. Шепелев, Труновского И. Бахтинов. Вел заседание главный редактор газеты А. Емцов.
А. Емцов: - В воскресенье, 21 апреля, в стране впервые будет отмечаться учрежденный Указом Президента страны В. Путина День местного самоуправления. Лично мне это решение Президента говорит о том, что: а) местное самоуправление, по мнению руководства страны, у нас в России состоялось, и б) людей в нем работает уже настолько много, что им отвели даже свой персональный день в календаре. С другой стороны, если почитать, что пишут сегодня о местном самоуправлении, что говорят руководители муниципалитетов, то может сложиться впечатление, будто у вас проблема на проблеме. И 131-й Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» сырой, и полномочий на районном и особенно поселковом уровнях недостает, и кадров квалифицированных не хватает... Я уж не говорю о деньгах, которых всегда в обрез.
Так как все-таки обстоят дела: состоялось местное самоуправление, в данном случае в Труновском районе, или нет? В мажоре у вас все перед праздником или в миноре?

Ю. Логачев: - С точки зрения истории, десять лет - а 6 октября этого года исполняется десять лет, как Государственная дума Российской Федерации приняла 131-й закон, - это всего лишь миг. Тем более что реально положения закона стали в полном объеме применяться еще позже. По большому счету изменилась и система власти, и принципы ее деятельности, и механизм организации. От партийной вертикали управления - к самоуправлению, от командно-административной модели - к правовой, к ответственности перед законом, а не перед вышестоящим чиновником, от схемы «райком - сельсовет» - к полновластию муниципалитетов. От известной формулы «все вокруг колхозное, все вокруг мое» - к установлению административных границ муниципалитетов, оформлению прав собственности на землю, дороги, недвижимость... И только наивные люди могли в такой ситуации коренного перелома, изменения всего и вся ждать быстрого и позитивного результата.
И тем не менее этот результат есть. Не думаю, что кто-то возьмется утверждать, что район или какое-нибудь поселение на нашей территории управляется сейчас хуже, чем те же десять лет назад. Более-менее разобрались, как заниматься тем или иным вопросом местного значения, каким образом справляться с полномочиями как районного, так и поселенческого уровня управления. Отработаны механизмы формирования бюджетов, участия в федеральных, краевых и районных целевых программах развития. Меньше стало дублирования в работе разных уровней власти, ушло в прошлое вмешательство в хозяйственную жизнь предприятий, больше стали заниматься непосредственно проблемами поселений и жизни людей. В Труновском районе, например, действует 13 районных и ведомственных целевых программ, в рамках которых только за прошлый год выделено и освоено 13,5 миллиона рублей. На территории района реализовано и реализуется множество проектов в рамках краевых и даже федеральных целевых программ.
В. Вакула: - Перечислю лишь некоторые конкретные дела, которые пришлось выполнять администрации Донского сельсовета в последний год и которые дают наглядное представление о том, чем мы ежедневно занимаемся. Утверждены генеральный план развития села, правила землепользования на его территории, принят бюджет на текущий год и до 2015 года, введены порядок ведения реестра муниципального имущества, положения о бюджетном процессе, о земельном налоге и многие другие важнейшие для жизни села документы. То есть продолжает формироваться правовое поле работы муниципалитета. Принято 477 постановлений, 128 распоряжений главы администрации, населению выдано свыше 24 тысяч справок самого различного характера. Проведены 23 заседания межведомственной комиссии по мобилизации налогов, оформлены в собственность 12 автомобильных дорог, земельные участки под ними и под размещение спортивно-игровой площадки, проводились кадастровые работы по оформлению земельных участков, подготавливались технические паспорта на водопроводные сети. Освещение, благоустройство, сбор мусора, отлов бродячих собак... Все это и многое другое, без чего жизнь села не может быть благополучной, - наша повседневная работа. И все это - с бюджетом 23 миллиона рублей на 15,5 тысячи человек.
А. Емцов: - Иное небольшое предприятие имеет намного большие доходы. На что хватает и на что не хватает такого скромного бюджета? Какие еще пути увеличения финансирования муниципалитетов вы используете, и есть ли перспективы роста бюджетов? Как хозяйствующие субъекты, те же сельхозпредприятия, участвуют в развитии сел? Помогают ли их руководители или уже умыли руки и в дела поселений не вникают?
Ю. Логачев: - Все наши бюджеты, начиная с районного, дотационные. Большая часть средств уходит на зарплату бюджетникам и содержание управленческого аппарата. Собственно на развитие не остается почти ничего. Поэтому стараемся что-то строить или капитально ремонтировать за счет участия в целевых программах. Те же небольшие деньги, которые есть у нас, направлять на реализацию тех или иных проектов как свою часть средств. Каждый миллион должен привлечь в район в пять раз больше средств. Такую задачу мы перед собой ставим, и пока успешно.
Что касается перспективы увеличения доходной базы, то она может появиться только с ростом налогов или их перераспределением между разными уровнями бюджетов. С 2014 года ожидаются перемены во взимании налога на имущество физических лиц и на землю сельхозназначения. Никаких конкретных расчетов пока нет. Но хотелось бы, чтобы рост налогов, если он будет, не затронул малообеспеченные слои населения. Тогда можно будет рассчитывать на какой-то эффект. Иначе мы только народ перебаламутим, и все.
В. Шепелев: - Бюджет Безопасненского муниципалитета всего 11 миллионов рублей в год. Естественно, это очень и очень мало. Я поддерживаю выступавших ранее в том, что единственное, за счет чего можно развиваться, - это участие в краевых или районных программах на условиях софинансирования. Таким образом мы капитально отремонтировали школу, освоили там за два года 35 миллионов рублей. Сделали кухню, зал дистанционного обучения, отремонтировали спортзал, заменили окна, систему отопления. Также за счет участия в краевой программе будем строить мост через речку Терновка, цена во-проса - 23 миллиона рублей. Оборудование детской площадки, пожарной части, фонари уличного освещения также получили в рамках программ. Хорошо еще, что очень много помогает наше градообразующее хозяйство - СПК «Колхоз имени Ворошилова». Большое участие председатель Сергей Викторович Таранов принимал в ремонте школы, не отказывает и в ремонте коммунальных сетей, детского сада, поддерживает культурную и спортивную жизнь на селе. Свыше миллиона рублей, например, хозяйство выделило на ремонт крыши спортивного комплекса. Выделялись также средства на приобретение фейерверков на праздники, для приобретения костюмов творческих коллективов Дома культуры.
И. Бахтинов: - У нас похожая ситуация. Своего бюджета не хватает. В рамках целевой программы закончили строительство газопровода низкого давления на хутор Кофанов протяженностью 1,3 километра за 872 тысячи рублей. 1,7 миллиона использовали в рамках дорожной программы на ремонт дорожных покрытий. Очень большую помощь оказывает расположенное в селе СХП «Колхоз «Терновский». Его руководитель Иван Андреевич Богачев полтора миллиона рублей выделил на строительство пожарной части села. Всегда помогает транспортом, когда проводим благоустройство, ликвидируем стихийные свалки. Как бессменный депутат краевой думы Богачев пробил выделение из краевого бюджета более двух миллионов рублей на строительство спортплощадки в селе. Выделял деньги и технику для строительства дорог по селу. В трудную минуту он помогает всегда, и это люди ценят. Дай Бог всякому муниципалитету такого депутата и такого мудрого руководителя предприятия.
В. Вакула: - В прошлом году село Донское вошло в две программы министерства дорожного хозяйства края. Получили 10 миллионов рублей на ремонт дорог в селе и 9,8 миллиона - на ремонт дворовых территорий многоквартирных домов. В результате отремонтировали 1170 метров дорожного полотна, 550 метров пешеходных дорожек, установили ограждения, обустроили парковки, поставили детскую площадку, отремонтировали свыше 11 тысяч квадратных метров дворов.
Хотелось бы еще отметить, что существенным источником пополнения бюджета могут стать муниципальные предприятия. При соответствующем внимании к их материальной базе, разумеется.
А. Емцов: - То самое несовершенство 131-го закона, о котором мы говорили в начале встречи, в чем оно проявляется?
В. Вакула: - А в том, что он поставил всех в неравные условия прежде всего по доходной базе. Те, у кого профицит бюджета, могут в полной мере реализовывать свои полномочия. Те же, у кого дефицит, как у нас, обречены метаться между «денег нет» и «денег нет ни копейки». У нас же полномочия обеспечены финансами где-то на треть, не больше. В бюджет поселений прямо поступают лишь налог на землю сельхозназначения и на имущество физических лиц. А на них особенно не разгонишься.
Причем совсем не понятно, почему, например, кирпичный завод располагается на нашей земле, платит за ее использование арендную плату нам, а налог на добычу полезных ископаемых уходит в край и выше? Ведь предприятие использует и наши недра, и нашу инфраструктуру, и рабочую силу из села. Логично было бы, чтобы эти ресурсы за счет налогов хоть как-то возмещались. В этом случае была бы и наша заинтересованность в развитии предприятия.
В. Шепелев: - При этом никто не снимает ответственности с глав поселений, если тот или иной вопрос местного значения не решается. Случается, например, на сельской улице ДТП. Кто виновен? В том числе и глава! И дорога в этом месте оказалась узкой, и пешеходного перехода не обозначено, и освещения, как на грех, не было. А то, что на дорогу, переход и лампы деньги не выделены, никого не волнует.
Еженедельно из прокуратуры и других надзорных органов приходит до четырех запросов информации! Выписываются предписания, выносятся предостережения. Пожарные, например, выписали их столько, что для выполнения нужно не менее 20 миллионов рублей. Откуда взять такие деньги? При этом все подается так, будто чиновники муниципалитета не хотят, потому и не делают. Но дело ведь в другом: они не могут, не располагают ресурсами, потому и не делают!
Или вот процедура оформления дорог и другого муниципального имущества в собственность. Ее ведь никогда не было в учете, поэтому все делается с нуля, со всеми вытекающими последствиями. Межевание, постановка на кадастр, если это земля, сбор документов для БТИ, оценка объекта... Затем запросы во все инстанции, от района до федерации, что собственности этой нет ни у кого на балансе. Сдаем все собранное в регпалату и ждем год, не объявится ли собственник. Затем - суд, ведь только судом можно признать бесхозяйное имущество чьим-либо. После получения решения суда оформляем, наконец, в муниципальную собственность. И только после этого можно пытаться ту же самую дорогу включить в программу капитального ремонта. Перед тем, разумеется, сделать проект. Причем - за счет муниципалитета. А как быть, если стоимость проекта - миллион рублей, а в дорожном фонде поселения всего 200 тысяч? Как из ничего сделать что-то?
А. Емцов: - Потому солдат и попал в сказку, что сварил суп из топора. Вы из вроде ничего делаете что-то. Так и входят в историю. Будем надеяться, что селяне эту вашу работу оценят.
Наверное, положительная оценка людей - это самое важное, что необходимо муниципальному работнику к его профессиональному празднику. Поздравляем вас с ним.

Номер выпуска: 
Оцените эту статью: 
Голосов еще нет