Вы здесь

Виктор Поповиченко: «У МАЛЫХ ГОРОДОВ ТЕ ЖЕ ПРОБЛЕМЫ, ЧТО И У БОЛЬШИХ. ТОЛЬКО ОНИ ОСТРЕЕ»

Сообщение об ошибке

Notice: Undefined variable: o в функции include() (строка 601 в файле /www/vhosts/st-vedomosti.ru/html/themes/bartik/images/bg.jpg).

08.05.2013
Виктор Поповиченко: «У МАЛЫХ ГОРОДОВ ТЕ ЖЕ ПРОБЛЕМЫ, ЧТО И У БОЛЬШИХ. ТОЛЬКО ОНИ ОСТРЕЕ»
Вел интервью Александр Емцов

Принято считать, что наше время - не для малых городков. Сейчас все флаги в гости, все капиталы идут в города большие, от краевых, областных центров до столиц. Здесь кипит деловая жизнь, сюда направляются основные бюджетные потоки, в них реализуются масштабные инвестиционные программы. И как результат именно в этих городах бурно развивается инфраструктура, они привлекательны для застройщиков, для бизнеса в целом и растут, как на дрожжах.
Но вот интересная цифра. За прошлый год в развитие Зеленокумска - маленького районного центра на востоке Ставропольского края с населением всего 40 тысяч человек (с окрестными хуторами) вложено 464 миллиона рублей.
Факт по-своему уникальный, подобными крупными финансовыми вливаниями не отмечен, пожалуй, ни один похожий городок в крае. О том, как и почему он стал возможен, мы беседуем с главой администрации Зеленокумска В. Поповиченко.
- Виктор Федорович, Зеленокумск - мой родной город, я в нем родился и вырос. И всю жизнь считал, что время здесь будто бы остановилось. Когда заезжал сюда, то видел все те же дома, все те же дворы, все те же улицы и в целом тот же город, что и сорок лет назад, когда я отсюда уехал. Застой ваши предшественники объясняли банальным недостатком средств. Но в последнее время что-то начало меняться. Дороги вдруг по городу стали приличными, появились новые светофоры. Стадион построили, мост через реку Куму - сначала один, а теперь вот уже и второй на реконструкции, русло реки спрямили, некоторые улицы преобразили так, что не узнать. Деньги появились, или что-то еще?
- Скорее второе, если под вашим «что-то еще» понимать банальную повседневную работу властей над развитием своего родного города. Очерчиваем проблему, ищем пути ее решения, средства. И все как-то складывается.
Бюджет муниципалитета очень скудный, на прошлый год, например, был утвержден в размере 55,3 миллиона рублей, его едва хватило бы на зарплату бюджетникам и самое необходимое. Но ведь развиваться, то есть реконструировать и строить, надо! Когда наша команда в 2005 году пришла к власти, - а я работаю главой всего два года, до этого пять лет был первым заместителем главы, - то первые три года до трети городского бюджета приходилось направлять на ремонт уличных дорог. Так они были убиты. Но мы понимали, что дороги - это в наше время все. Потому что с каждым годом количество автомобилей практически удваивалось. А тут дошло до того, что не могли набрать по конкурсу маршрутчиков - отказывались, не хотели бить машины на городских ухабах. И тогда вместе с депутатами городского Совета определили основные приоритеты расходования скромных средств городского бюджета: ремонт автодорог, реконструкция уличного освещения и благоустройство территории. В течение пяти лет за свои средства отремонтировали более 17 километров дорог на 30-ти улицах. Но это составило всего немногим более 10 процентов от потребности ремонта и строительства дорог в городе и шести прилегающих хуторах. Необходимо было искать выход из создавшегося положения. Да и экономика без дорог никуда. Когда чуть разобрались, то поняли, что можно привлекать на дороги и краевые средства. С 2011 года вошли в краевую программу финансирования капитального ремонта дорог. Непременным условием такого финансирования является разработка проектов реконструкции за счет городского бюджета. Таких проектов пока сделали на две центральные улицы города. Первый проект уже реализован. Это улица Мира.
- Я хорошо помню старый облик улицы Мира. С разбитым бульваром посередине, обрамленным старыми, полузасохшими акациями, вязами, ясенями... Посаженными еще, наверное, нашими дедами, а то и прадедами. Вся в ухабах, плохо освещена, с покосившимися столбами...
- Вот-вот. А ведь это же улица, примыкающая к главной площади. Старые деревья - свыше пятисот, все убрали, вместо них высадили липовую аллею. Пешеходную зону застелили плиткой, проезжую - двухрядным асфальтом с двух сторон. Установили красивые фонари. Нашлось место и для скамеек, и даже - для колонны с ангелом наверху напротив новой церкви Петра и Павла. Что важно - так это то, что работали буквально всем городом. И предприятия помогали, и сами граждане. Теперь улица стала местом прогулок, своего рода местным Бродвеем.
Причем, после ремонта улиц мы начинаем ремонт прилегающих дворовых территорий многоквартирных домов. Так и целесообразнее, и лучше понимается горожанами. Ведь если отремонтировать двор, а улицей не заниматься, то уже через месяц в нем окажется столько грязи, что и ремонта не будет видно. Только в прошлом году во взаимодействий с министерством дорожного хозяйства края отремонтировали дворовые территории пятнадцати домов.
В целом на мероприятия, финансируемые из бюджета дорожного фонда и других источников, в прошлом году израсходовано 57,5 миллиона рублей. В том числе 9,6 миллиона - собственных средств.
- Строительство нового моста по улице 60 лет Октября - это тоже в рамках сотрудничества с министерством дорожного хозяйства?
- Конечно. Наш город расположен на двух берегах Кумы. И у нас всего два моста. Один несколько лет назад реконструировали. Второй, которому свыше сорока лет, ждал своей очереди. По большому счету был аварийным. Но ведь стоимость вопроса несколько сот миллионов рублей! В прошлом году правительство края выделило 250 миллионов в рамках краевой программы дорожного строительства. Старый мост просто срезали, на его месте вырос новый. Укрепили подъезды к нему, провели благоустройство. Сейчас работы уже заканчиваются. И у нас будет мост, который и сделает дорогу безопасной, и без всякой натяжки украсит город.
- Значит, ваш, зеленокумский путь - широкое использование тех возможностей, которые открывают сегодня как федеральные, так и краевые программы развития территорий?
- Именно так. Слава Богу, такие программы существуют во множестве. И в этом шанс, который руководство страны и края дает каждому муниципалитету. Мы лишь стараемся его активно использовать.
И не только на ремонте и строительстве дорог. Возьмите, например, жилье. В рамках программы переселения граждан из ветхого и аварийного жилья у нас в прошлом году введен 24-квартирный дом по улице Новой. В новые квартиры уже переселены двадцать семей. Потрачено без малого 20 миллионов. 14 миллионов получено также городом по программе ремонта территорий многоквартирных домов. 23 миллиона - на ремонт дорог. В целом же в рамках программы благоустройства города в 2012 году направленно 42 миллиона рублей из своих источников. Так что использование программ позволяет закрывать проблемы по многим направлениям.
- Краевые программы - это как-то объяснимо. В конце концов, краевое правительство для того и существует, чтобы помогать вам решать проблемы на местах. А как удается, Виктор Федорович, участвовать в федеральных программах? Неужели наш маленький Зеленокумск виден и из большой Москвы?
- Еще в пору нашей юности был построен мотобольный стадион, на нем блистала знаменитая команда «Молния». Но потом интерес к этому спорту угас, и стадион почти два десятка лет стоял в запустении. Когда я обратился за помощью к руководителю Федерации футбола страны, нынешнему министру спорта Виталию Мутко, то в ответ услышал: «Вы хоть сами там что-то сделайте, а потом приходите». В городском бюджете денег, естественно, не было, обратились за помощью к предприятиям, к частному бизнесу. Забетонировали трибуны, сделали дренажную систему. При следующей встрече в Москве я доложил о сделанном. И теперь, уже став министром спорта, Виталий Леонидович Мутко свое слово сдержал: только два маленьких города, один из которых Зеленокумск, в числе полусотни городов федерального значения попали тогда в целевую программу развития футбола. Нам выделили искусственное футбольное поле, современное полиуретановое покрытие на легкоатлетические дорожки и секторы. Так на месте заброшенного мотодрома вырос современный футбольно-легкоатлетический стадион. Горожане дали ему имя «Молния». Сейчас начинаем заниматься другим стадионом - «Урожай», который ремонтируем за счет средств предприятий и предпринимателей города.
Кстати, реконструкция стадиона помогла решить еще одну проблему - в этом районе мы спрямили русло реки и укрепили ее берега. Сделали и пешеходный мост на стадион. Теперь река в этом месте стала безопаснее. На очереди укрепление еще двух проблемных участков и три проекта по спрямлению русла. Поскольку река является федеральной собственностью, то эти работы будут вестись целиком за счет федеральных средств.
По подобной же схеме строим совершенно новый для города объект - физкультурно-оздоровительный комплекс с плавательным бассейном. За свой счет сделали проектно-сметную документацию. За 2010 - 2011 годы получили из федерального бюджета и освоили 89 миллионов рублей, из краевого - 12 миллионов. На этот год выделено еще 93 миллиона. Планируем закончить стройку уже в текущем году.
- Виктор Федорович, самый главный результат своей работы вы видите в чем? И какие ее продолжения ждут горожан в текущем году?
- У нас в прошлом году родилось 602 человека, или на одиннадцать процентов, больше, чем в предыдущем году. Может быть не так много, как в больших городах, но строятся новые дома. Если люди рожают и строят, то это значит, что они думают о будущем. Связывают свою дальнейшую жизнь и жизнь своих детей с родным городом. И это самый главный результат работы муниципалитета.
А в развитии города все только начинается. В общей сложности в текущем году из разных источников планируется вложить 240 миллионов рублей. Для сравнения скажу, что годовой бюджет утвержден в сумме 60,1 миллиона рублей, значит, на развитие потратим в четыре раза больше. Это и завершение реконструкции моста, и берегоукрепительные работы по Куме, и продолжение ремонта дорог, и благоустройство города. Сейчас начинаем масштабную реконструкцию улицы Советской. Объем работ большой - свыше 100 миллионов рублей. Улица Советская - центральная улица, это по сути лицо города и очень хочется сделать ее красивой и удобной.
Хочу подчеркнуть: у малых городов сегодня те же проблемы, что и у больших: дороги, сети, благоустройство. Только еще острее, потому что у нас меньше возможностей для их разрешения. Достались они нам в наследство из того времени, когда в стране шел, в основном, процесс разрушения и практически ничего не создавалось. Старые сети разрушались, строительство не велось. Обидно было, что наш родной зеленый город приходил в запустение, уменьшалось количество его жителей, которые искали комфортную жизнь в больших городах. А теперь вот он, пример больших городов, рядом, и именно развития городской инфраструктуры, зримых перемен и улучшения качества жизни ждут от нас горожане.
Будем соответствовать этим чаяниям.

Номер выпуска: 
Оцените эту статью: 
Средняя: 1 (1 голос)