Вы здесь

Страсти по Христу, или 101-й способ прославиться

Сообщение об ошибке

Notice: Undefined variable: o в функции include() (строка 601 в файле /www/vhosts/st-vedomosti.ru/html/themes/bartik/images/bg.jpg).

26.06.2013
Страсти по Христу, или 101-й способ прославиться
Марина Кандрашкина

Вот что мне импонирует в русском человеке, так эта наша беспрекословная готовность к борьбе с ветряными мельницами. Казалось бы, наиглупейшее занятие, лишенное какого-либо практического смысла. Ибо ну машут они крыльями, никому не досаждают, и что с того? Однако, нас хлебом не корми, но дай возможность посотрясать воздух угрозами и жалобами. И если в пределах видения нет мнимых врагов человечества, от которых нужно было бы спасти мир, то мы придумываем их себе сами. Собственно, что и произошло в Ставрополе на прошлой неделе. Но обо всем по порядку.
Еще в 1970 году, более 40 лет назад, Эндрю Уэббер и Тим Райс написали мюзикл «Иисус Христос - суперзвезда», в основу которого были положены евангельские повествования о событиях, произошедших на заре Христианской Эры. Сюжетная линия охватывает последние семь дней жизни Иисуса, с момента появления его на Пальмовое воскресенье и до казни по приказу Понтия Пилата. Через год постановка, показанная Бродвейским театром, гремела на весь мир: в каждой стране появлялись актерские труппы, которые вносили в свой репертуар и мюзикл об Иисусе.
И все бы ничего, но, согласно западной версии мюзикла, его главные действующие лица получили несколько иное духовное прочтение, чем то, к которому каждый христианин привык детства. Так, Иисус предстал обычным человеком из плоти и крови, который осознает, что его ждет впереди, страдает и, не понимая цели собственной смерти, спрашивает у Бога, зачем отец посылает его на смерть. Еще более неоднозначен в опере и образ Иуды Искариота. Согласно трактовке либреттиста, он вовсе не намеревался предавать «Учителя», а просто хотел уберечь его от толпы и самого себя, поэтому и донес властям, рассчитывая, что таким образом тот будет изолирован и спасен. Правда, несколько непривычный взгляд на православные каноны?
Поэтому неудивительно, что и по сей день мюзикл вызывает у публики смешанные чувства. Кто-то искренне любит постановку, пересматривает ее не один раз, рассказывая, как именно она привела в христианство, другие - также искренне ненавидят ее, называя глумлением над верой, и просят запретить. Но в том, что рок-опера в любом случае вызывает у зрителей сильные эмоции и переворачивает сознание, сомневаться не приходится.
Этим летом возможность увидеть и понять свое отношение к признанному мировому шедевру была предоставлена и краевой публике. Данный мюзикл в рамках гастрольного тура нам привез Санкт-Петербургский театр «Рок-опера». 20 июня выступление труппы должно было пройти в Ставропольском театре драмы имени Лермонтова, а на следующий день - в Пятигорском театры оперетты. И что же мы? Нет, мы не стали доставать из шкафов строгие фраки и вечерние платья, не стали брать на абордаж кассы храмов искусств, дабы познакомиться поближе с мировым шедевром, а подобно дикарям с криками «Ахтунг! Наши православные чувства попирают» бросились бить в колокола и собирать подписи, дабы не пущать крамольщину на землю ставропольскую.
- Может быть, для американцев нормально, когда Богородица и апостолы пляшут на сцене, но в нашей стране это недопустимо. Мюзикл - это рынок, шоу-бизнес, и такие вещи, как вера, туда не должны входить. Вера должна быть вне искусства. А авторы вторглись в самое святое. Как можно Иисуса Христа вводить в эту индустрию? Получается, его вольно или невольно сравнивают с поп-звездами, которые являются земными людьми, несущими искушение, пропагандирующими наслаждение, - раздували бурю в стакане воды пятигорские общественники.
Причем делали это настолько успешно, что буря превратилась в цунами. Ибо за «попранную веру» вступились и отдельные краевые парламентарии, предлагая на своей планерке в Думе запретить показ «Иисуса», дабы кое-чего не вышло.
- Вопрос я поднял по инициативе моих избирателей, а не по собственному желанию. Если общество против - замалчивать проблему нельзя. Да, рок-опера - мероприятие закрытое, дело каждого решать, ходить туда или нет. Но эта постановка не несет в себе воспитательных функций, не красит нашу культуру, - озвучивал свою позицию журналистам депутат Айдын Ширинов, при этом признаваясь, что на самом-то деле оперу и в глаза не видел.
Да уж... Как ни крути, а вот вам наглядное подтверждение того, как искренняя непосредственность депутата бывает хуже самого заядлого цинизма. Ведь я-то, наивная, всегда думала, что в любом споре, не важно, касается он культуры, политики, либо других житейских перипетий, перед тем как приниматься за решение спорного вопроса, нужно его всесторонне изучить. Но, видимо, ошибалась, и чтобы потушить пожар, нужно не водой его заливать, а бросить в него соломы, или мнения микроскопической части «общественности» вполне достаточно, чтобы начинать перестраивать кладовую мировой классики на новый манер, отсекая то, что кому-то не нравится.
Вот только любопытно, при таких темпах потакания толпе не окажется ли под запретом и булгаковский роман «Мастер и Маргарита», его экранизированная версия, театральные постановки? Собственно, там тоже сплошная бесовщина, еще вдобавок ко всему помноженная на разврат и аморальное поведение главных героев: Маргарита нагая по городу летает, Мастер вообще встречается с замужней женщиной, а Воланд - такой душка, что не влюбиться в него просто не возможно. И если не заморачиваться и не вдаваться в подробности содержания текста, получается, что оно тоже вроде как оскорбляет чувства верующих.
Но продолжаем. Тем более, что события в этом театре абсурда развивались куда более стремительно, нежели наше повествование. В Пятигорске рок-оперу все-таки отменили. Правда, как уверяет сама принимающая сторона, скандал здесь совсем ни при чем, дело, дескать, в здравом прагматизме. Мол, продажа билетов на этот спектакль началась еще в апреле, к июню смогли реализовать лишь пятьдесят билетов, ну и какой смысл нести искусство в массы, если масс как таковых не было. Вот не любит пятигорская публика классику, избалована просто жуть местными артистами. На их концерты залы прямо битком набиты, а здесь же, ну право, неудобно бы получилось перед питерскими гостями, что не выдерживают конкуренции.
А вот у ставропольской публики, судя по всему, вкусовые пристрастия оказались более приземленными, и 20 июня спектакль все же состоялся. Причем не один, а целых два! Актеры Санкт-Петербургского театра еще только подъезжали к Ставрополю, а возле театра драмы имени Лермонтова уже полным ходом шла своя театрально-музыкально-абсурдная постановка. С самого утра краевой храм искусства со всех сторон обступили облаченные в длинные и темные одежды женщины с покрытыми головами и с библейскими книгами в руках. Что-то бормоча себе под нос, они неустанно крестились и отвешивали поклоны до земли. Ближе к вечеру невнятное бормотание превратилось во вполне отчетливое пение псалмов во спасение тех заблудших, кто купил билеты на крамольное действо. Ну, а к 19.00, когда в театре прозвенел первый звонок, приглашающий публику внутрь, «православные» и вовсе стали кружить возле публики словно вражеские «мессершмиты», усиленно крестясь и призывая в свидетели, что они сделали все, что в их силах, Божью Матерь, Иисуса Христа и всех святых вместе взятых.
Между тем, самих петербургских актеров такая бутафория, предшествующая постановке, уже давно не удивляет. Более чем за двадцатилетний период, а именно столько опера уже идет и в России, привыкли ко всему. Ну, или почти ко всему. Единственное, что не может понять труппа, так это: как можно протестовать против мюзикла, ни разу не видев его на сцене.
- Российская версия сильно отличается от западной. Акценты расставлены иначе, в концовку включена сцена воскресения Христова, чего нет практически нигде, и в нашей вариации в глазах девы Марии читается не страсть, не любовная похоть, а что-то более глубокое, она пытается понять, почему ее не осудили, что в ней есть такого ценного, что она может дать обществу. В отечественной трактовке мюзикл, действительно, является миссионерским. Здесь все, как у Булгакова, когда нет плохих людей, есть обстоятельства, которые вынуждают вести себя тем или иным образом в разных ситуациях. Более того, приступая к работе над оперой, в свое время мы получили и благословение на выступление от церкви. У многих актеров есть свои личные духовники, которые направляют их, помогают правильно прочувствовать и донести образ до зрителей, - рассказывал журналистам на конференции, предшествующей просмотру, исполнитель партии Иисуса Владимир Дядинистов.
И вскоре мы, действительно, смогли убедиться в справедливости его речей. Полтора часа, покуда длилась опера, пролетели как один миг. Практически полное отсутствие декораций и аскетичность костюмов не отвлекали внимания зрителей на визуальные эффекты и позволяли максимально глубоко погрузиться в сюжет, в котором лично я никакого богохульства не увидела. Да и судя по овациям, которые сотрясали зал после финальной сцены, остальные зрители тоже.
Можете закидать меня помидорами, но, на мой взгляд, вся эта поднятая возня вокруг рок-оперы показывает не столько отставание своей веры теми лицами, кто поднял ее, сколько откровенную глупость и дикую какофонию, царящую в нашем обществе и головах. То мы кричим, что являемся светским государством, поэтому у нас должна быть одежда, не подчеркивающая нашу религиозную принадлежность, что мы не вправе осуждать однополые браки, что каждый волен ходить куда хочет, говорить что хочет, но не переступая за рамки закона... И вдруг при стольких-то «правах» до дрожи в коленках боимся пустить на сцену мировой шедевр, потому как там, вроде бы (!!!) есть нюансы, способные оскорбить чувства верующих. Ну не фарс ли это?
Тем более, что был красивейший выход из данной ситуации. Раз кто-то боится, что просмотр «Иисуса» может так кардинально поменять его моральные и духовные устои (хотя, что ж это за вера, если она настолько уязвима), так почему бы не обратиться к тем же депутатам с предложением устроить после просмотра оперы дискуссионную площадку, на которую пригласить представителей церкви и обсудить с ними свои сомнения и тревоги. Так нет же, мы лучше пойдем с мечом на ветряные мельницы, еще раз показав всему миру свою глупость.
Запрет, по сути - то же насилие. Физическое или духовное не важно. Важно то, что как раз христианство всегда славилось своей терпимостью к другим точкам зрениям, и путь к Богу у каждого был свой, через собственные падения, взлеты, ошибки. В Евангелии от Иоанна (гл. 8, ст. 7) приводятся слова Иисуса, обращенные к книжникам и фарисеям, приведшим к нему блудницу: «Когда же продолжали спрашивать Его, Он, восклонившись, сказал им: кто из вас без греха, первый брось в нее камень». Никто этого не сделал.
А между тем, своей кампанией рассерженные «православные» нанесли такой удар по репутации церкви, какой ни один атеист даже в самых смелых снах себе представить не смог бы. Ведь перед тем как начинать народный бунт ни в епархию, ни к священникам они не обращались. Почему? Наверное, предполагали, что не найдут поддержки, ибо подобные прецеденты уже были в России.
В свое время подобные кампании против оперы поднимались и в Санкт-Петербурге, и Ростове, но представители церкви быстро успокоили прихожан, дав свою оценку подобным протестам. Так, в Ростовской епархии назвали их, как минимум, преждевременным и напомнили, что от имени всех православных могут говорить только Вселенские Соборы, а на месте - митрополит. Ничего предосудительного в постановке не нашли и в Ставропольской и Невинномысской епархии, Александро-Невской Лавре. А Игорь Петровский, пресс-секретарь главы Донской митрополии, вообще заметил, что «история церкви свидетельствует о том, что чем активнее подобные группы проявляют себя без благословения епископа, тем сильнее их дрейф в сторону секты, и тем больше вреда они способны принести всему церковному организму». Как в воду глядел!
Но ошибки других ничему нас не учат. Поэтому микроскопическая группа лиц, позиционирующая себя «православными верующими Ставрополья» под флагами христианства, вместо того, чтобы накормить бездомных, собрать денег на приют для животных, убрать заброшенную территорию, организовать кружок для детей, снова стала решать макроскопические для всего общества вопросы о том, как нам жить, куда ходить и что смотреть. При этом взывая к самому святому для всех православных чувству - вере в Бога. Дескать, ему бы это не понравилось.
Но где, в каких заветах сказано, что любить и верить в Бога - это сделать все от тебя зависящее, чтобы концерт, в котором может оказаться трактовка, коробящая тебя, не состоялся? Быть христианином - это значит жить по совести, ходить в церковь не два раза в год на Пасху и Рождество, а каждый день, жертвовать на храмы, исполнять Божьи заповеди, из которых самая важная - с любовью и уважением относиться к окружающим тебя людям, учитывать их интересы. А если этого нет, то о каких попранных чувствах мы говорим? Что же это было? Очередной приступ истерии, навеянной скандалами с Pussy Riot и «Невинностью мусульман», или кому-то понадобилось зажечь эту бочку смолы и покатить ее в сторону церкви? А может, все это от нашего головотяпства или желания заявить о себе? Я не знаю и не хочу знать, пусть каждый выберет для себя сам тот вариант, который ему больше нравится.

Номер выпуска: 
Оцените эту статью: 
Голосов еще нет