Вы здесь

ПРАВО НА ПОКУПКУ

Сообщение об ошибке

Notice: Undefined variable: o в функции include() (строка 601 в файле /www/vhosts/st-vedomosti.ru/html/themes/bartik/images/bg.jpg).

10.07.2013
ПРАВО НА ПОКУПКУ
Марина АНДРЕЕВА

Покупатель всегда прав! Пожалуй, эта одна из тех житейских мудростей, которую нам прививают с младых ногтей. Но вместе с тем в нашей стране не редки случаи, когда отправившись в магазинах за покупками, оттуда мы возвращаемся с испорченным настроением, ибо сервис, качество услуг и самих продуктов, несмотря на красивые лозунги, по-прежнему оставляет желать лучшего. В каких случаях магазин не прав, и как отстоять свою точку зрения? Об этом мы и расскажем сегодня.
Кто будет оплачивать разбитый покупателем товар?
Если вы в порыве негодования схватили с полки банку огурцов и разбили ее об пол, вы обязаны возместить магазину стоимость испорченного товара. Но чаще «бой» происходит случайно. Согласно статье 459 Гражданского кодекса РФ, пока покупатель не оплатил товар, все риски, связанные с ним, лежат на магазине. Покупатель имеет право не возмещать убыток, если докажет свою невиновность (статья 1064, пункт 2 ГК). Свидетели и запись камеры видеонаблюдения помогут определить, действовали ли вы намеренно или все произошло случайно.
Если вы толкнули стеллаж с товарами из-за того, что поскользнулись на мокром полу, стоимость ущерба вычтут из зарплаты уборщицы. Если вы столкнули товар, запнувшись о коробки в проходе, ущерб возместит сотрудник, который расставляет товары по полкам и следит за порядком в торговом зале.
На случай, если вы зацепили товар сумкой, проходя вдоль стеллажа по узкому проходу, вы можете «защищаться» двумя документами: ГОСТ 51773-2001 «Розничная торговля. Классификация предприятий» и СНиП 2.08.02-89 «Общественные здания и сооружения». В них говорится, что минимальное расстояние между стеллажами в магазине должно составлять 1,4 метра (при общей торговой площади магазина в 100 кв. м). А выставленные в проходах рекламные стойки и паллеты с акционными товарами сокращают ширину прохода.
Что делать, если магазин настаивает на возмещении ущерба? Предложите ему сделать это через суд. В этом случае администратор вместе с вами и свидетелями должен составить акт о порче имущества, который будет направлен в суд. Правда, если администрация магазина в судебном заседании докажет ваш злой умысел, то придется оплачивать не только стоимость испорченного товара, но также расходы магазина на адвоката и судебную пошлину.
Как быть, если вы купили в магазине некачественный продукт?
Вернувшись домой из магазина, вы обнаружили, что купили сметану с истекшим сроком годности? Несите ее обратно. В соответствии со статьей 4 закона «О защите прав потребителей» вы можете вернуть товар и забрать деньги или обменять его на аналогичный с нормальным сроком годности. Сделать это можно даже без чека - зачастую магазины маркируют товары своими штрих-кодами. Можно отправить письменную жалобу в Роспотребнадзор, обязательно указав фамилию, имя и отчество, полный почтовый адрес.
«Покажите содержимое сумки, пожалуйста!»
Как бы вежливо ни обращался к вам охранник магазина, насильно обыскивать вас, то есть заставлять показать содержимое карманов или сумки, он не имеет юридического права. Покупатель вправе сам решить, подчиняться его требованиям или нет. Проводить принудительный обыск (а это именно обыск) могут только сотрудники полиции, если вы подозреваетесь в краже. Основанием для такого подозрения могут быть запись камеры видеонаблюдения или свидетельства охранника. То есть обязанность охранника - лишь наблюдать за порядком в магазине. Так что его требования показать сумку являются превышением служебных полномочий и могут грозить проверкой его охранной организации и штрафом. Для этого следует обратиться в полицию. Если же секьюрити все-таки угрожает вам или пытается отобрать сумку, расскажите ему, что за эти действия предусмотрено лишение свободы на срок до семи лет, в соответствии со статьей 203 Уголовного кодекса РФ.
Как быть, если вы пришли в супермаркет с продуктами из другого магазина и на них нет штрих-кода, то прежде чем проходить в торговый зал? Уведомите об этом охранника. Это позволит избежать проблем на выходе.
Сдавать ли сумку в кабинку?
Покупатели любого супермаркета не обязаны сдавать свои личные вещи в специальные ячейки. Это делается добровольно и для собственного удобства. Если охранник отказывается пускать вас в зал, попросите его пригласить администратора или управляющего. Он, в свою очередь, может начать убеждать вас, что «это правила магазина». Парируйте, используя статью 421 Гражданского кодекса РФ. В соответствии с ней, предлагая покупателю оставить личные вещи в специальной ячейке, магазин заключает с покупателем публичный договор хранения. В случае утраты вещей магазин обязан возместить покупателю ущерб. Но при этом не имеет права заставлять покупателя оставлять вещи в ячейке - это прямое нарушение гражданского законодательства, где закреплен принцип свободы договора. Кстати, риск не найти свои вещи в ячейке достаточно велик - нередко ключи от одних ячеек без труда подходят к замкам других.
Если же магазин настаивает на своем, вы вправе пожаловаться в Роспотребнадзор и магазин будет оштрафован за административное правонарушение по этой статье от 100 до 300 МРОТ.
Может ли кассир отказаться принять банковскую карту без паспорта?
Да. Такая возможность предусмотрена в типовом договоре банка: «При проведении безналичной оплаты товаров и услуг кассиры вправе попросить у вас предъявить документы, удостоверяющие личность. В случае отсутствия у вас документа или отказа его предъявить вам могут отказать в оплате товаров или услуг по карте».
А если нет сдачи?
Согласно «Типовым правилам эксплуатации контрольно-кассовых машин при осуществлении денежных расчетов с населением» руководство магазина обязано обеспечить кассиров разменными купюрами и монетами «в количестве, необходимом для расчетов с покупателями». Кстати, торговой точке запрещено предлагать покупателю вместо сдачи какие-либо товары. Кроме того, из статьи 426 Гражданского кодекса РФ следует, что продавец обязан своевременно обслужить посетителя, в том числе обеспечить сдачей. С письменной жалобой на отсутствие сдачи можно обратиться в Роспотребнадзор. Продавцу, навязывающему товар на сдачу, грозит штраф от одной до двух тысяч рублей, а магазин могут оштрафовать на десять-двадцать тысяч - по статье 14.8 КоАП РФ.
На ценнике указана одна стоимость товара, а кассир пробивает другую.
В этом случае магазин нарушает закон «О защите прав потребителей». Отговорки, что ценник не успели поменять, не являются оправданием. Даже если вы заметили, что заплатили за товар больше после того, как был пробит чек, вы имеете право потребовать возврата лишних денег или всей суммы. Сделать это нужно «по горячим следам». Если вы обнаружите это дома, продавцы могут успеть переклеить ценники. Если кассир отказывается вернуть деньги, можно пожаловаться в Роспотребнадзор. Для чего оставьте запись в жалобной книге магазина, к заявлению приложите ответ от магазина на вашу жалобу, фотографию ценника, сделанную в магазине, и чек. Магазину в этом случае грозит штраф от десяти тысяч рублей.
Можно ли расплатиться поврежденными купюрами?
Да, если банкноты или монеты имеют незначительные повреждения: оторванные уголки, пятна, проколы, потертости, штампы и надорванные участки. Даже заклеенную скотчем купюру магазин обязан принять. Главное, чтобы на обеих половинах купюры оставался неповрежденным ее серийный номер.

Автор: 
Номер выпуска: 
Оцените эту статью: 
Голосов еще нет