Вы здесь

В ИНТЕРЕСАХ ОПРЕДЕЛЕННОГО КРУГА ЛИЦ?

Сообщение об ошибке

Notice: Undefined variable: o в функции include() (строка 601 в файле /www/vhosts/st-vedomosti.ru/html/themes/bartik/images/bg.jpg).

24.07.2013
В ИНТЕРЕСАХ ОПРЕДЕЛЕННОГО КРУГА ЛИЦ?
Александр Емцов

В редакцию обратились жители города Изобильного с жалобой:
- За вывоз бытового мусора с 18 июля с нас теперь будут брать в два с половиной раза больше. А ведь Президент страны В. Путин требовал, чтобы тарифы на ЖКХ не росли ежегодно больше, чем на шесть процентов. Почему же у наших чиновников такая прыть - аж на 250 процентов подняли?
Вопрос мы переадресовали главе администрации Изобильненского района А. Полякову.
- Это действительно так, - сказал он. - Но не от нас зависит. Решением Труновского районного суда совместный с Труновским районом карьер на его территории, куда утилизировался мусор, закрыт, и весь его придется возить теперь на новый полигон в селе Верхнерусском. Там тарифы вчетверо выше, чем у нас, - свыше тысячи рублей за тонну. В тонне примерно четыре куба, так что делите эту тысячу с хвостиком на четыре, да прибавьте сюда расходы на транспорт, ведь за полсотни километров придется везти. Солнечнодольск дальше Изобильного, поэтому для его жителей выйдет даже дороже.
Мы навели справки. Действительно, такое решение суда есть. Его принял 17 июня судья А. Кухарев - признал незаконным использование земельного участка под размещение твердых бытовых отходов (ТБО) и обязал ООО «Ритм-2» - арендатора участка, ведущего рекультивацию карьера с использованием этих самых ТБО, прекратить на нем деятельность. Истцом в интересах неопределенного круга лиц выступал прокурор Труновского района С. Ломакин.
Согласитесь, что-то тут не так. Неопределенный круг лиц - это же граждане. Те самые, что и пришли в редакцию. Прокурор в суде выступал вроде в их интересах, но вышло, что именно по его инициативе права этих людей нарушены? Так в чьих же интересах выступал тогда прокурор?
СОВМЕСТИЛИ НУЖНОЕ С ПОЛЕЗНЫМ
Два года назад изобильненским властям пришлось закрыть мусорный полигон в районе хутора Беляев. Люди жаловались на вечно горящую свалку, была она, мягко говоря, не на месте. Всю округу загадила. В срочном порядке искали место, куда можно сваливать мусор. Остановились на старом заброшенном карьере, где в давние времена добывали пиленый камень, прямо на границе Изобильненского и Труновского районов. Кругом пустырь, поросшие кустарником каменистые склоны, используемые под пастбища. До ближайшего населенного пункта села Донского семь с половиной километров, до Изобильного - четырнадцать километров. Ни речек нет, ни родников, грунтовые воды очень глубоко, путь к ним преграждает мощный пласт известняка. Место для захоронения мусора прямо идеальное. Тем более, что карьер глубокий - двадцать метров, этакий шрам на теле земли, в какой-то степени даже опасный, и все равно чем-то когда-нибудь его надо было засыпать. Вокруг карьера - громадные отвалы. Решили соединить нужное с полезным: и мусор пристроить, и карьер заровнять.
Вопрос обсуждался в краевом правительстве, решение принималось главами обоих районов. С законом никаких противоречий не ожидалось - санитарные правила и нормы допускают рекультивацию карьеров с использованием ТБО. Земельный участок в 16 гектаров выделила Труновская районная администрация, поскольку карьер оказался на территории ее района. А взяло ее в аренду Изобильненское ООО «Ритм-2», как специализирующееся на коммунальных услугах предприятие.
«Ритм-2» взялось за дело основательно. Заказали проект рекультивации карьера с использованием ТБО. Документация прошла экспертизу в Федеральном агентстве по недропользованию, выводы которой были: «Рекомендовать к использованию». Получили разрешение на рекультивацию. Посмотрели закон, подлежит ли этот вид деятельности лицензированию? Нет, не подлежит. Государственной экологической экспертизы проект рекультивации карьера также не требует. Запросили департамент Росприроднадзора по СКФО - те подтвердили, что не требует. Провели необходимые строительные работы, закупили мусоровозы. В целом «Ритм-2» затратил на подготовку карьера к рекультивации и на специальную технику свыше полутора миллионов рублей. Деньги для небольшого районного предприятия, прямо скажем, немалые.
Технология рекультивации здесь простая. Слой мусора - слой грунта из отвалов. И так три раза. Такая же, кстати, технология используется и на полигоне в Верхнерусском. Сверху после трех лет работы предполагалось уложить слой почвы и засеять уже ровное место кормовыми травами. Продолжительность биологической рекультивации четыре года. После этого участок можно использовать под пастбища.
В марте прошлого года в карьер начали везти мусор.
УВИДЕЛО «ОКО», И ЗУБ ЗАИМЕЛО
В обоих районах этому факту обрадовались все. Еще бы, теперь, наконец, население перестанет сваливать мусор в лесополосы и балки. Ведь все кругом загадили. И особо никого не приструнишь: везти-то некуда.
Не радовались, похоже, только в прокуратуре Труновского района. Она усмотрела в работе «Ритм-2» не «рекультивацию карьера с использованием ТБО», как было записано и в проекте, и в разрешении на строительство, и во всех других документах на объект, а «обезвреживание и размещение отходов 1-4 класса», то есть разворачивание им полноценного мусорного полигона. Оказывается, законность или незаконность деятельности зависит от того, как ее назвать. Те самые две большие разницы, ставшие предметом поговорки. Деятельность предприятия по второй формулировке, что и вменяет прокуратура «Ритму-2», как раз подлежит и лицензированию, и экологической экспертизе. Ну а раз этих документов нет - предприятие работает незаконно.
Один за другим заместителю директора «Ритм-2» Т. Дегтяревой, ответственной по предприятию за соблюдение экологического и санитарного законодательства, выписываются два штрафа. Напрасно она отбивается, предъявляет проект и другие разрешительные документы на рекультивацию карьера. «У вас полноценный мусорный полигон, работающий незаконно, и не надо прикрываться бумажками», - парирует прокурор.
24 апреля этого года в карьер вдруг заявляются старший помощник прокурора района Е. Балашов, старший помощник межрайонного природоохранного прокурора
Л. Коваленко и старший госинспектор по охране природы Т. Сенокосова. Вроде прибыли по жалобе гражданина С. Богданова. Бригада ходит по карьеру, фотографирует, как завозят мусор, как его укладывают и трамбуют. Устно заявляют Дегтяревой уже известные ей претензии. С тем и уезжают.
Хочу подчеркнуть: проверка законниками в погонах законности деятельности юридического лица была проведена абсолютно незаконно. Во всяком случае, она никак не вписывается в требования к подобного рода проверкам, зафиксированные в Федеральном законе № 294 «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля». Закон требует составления по итогам проверки специального акта. И не зря: будет акт - можно будет реализовать право хозяйствующего субъекта на защиту. Представить возражения, которые в дальнейшем могут быть учтены проверяющими. Или обжаловать действия этих самых проверяющих в суде. Но в данном случае акта в двух экземплярах по результатам проверки составлено не было, с результатами проверки не ознакомлен руководитель предприятия. Ни протоколов обследования образцов продукции, ни проб обследования объектов окружающей и производственной среды взято и составлено опять же не было.
Вместо установленных законом документов наши законники родили то, о чем в законе ни слова: рапорт Коваленко и справку Балашова. Вместо проб, протоколов исследований, заключений экспертиз - фотографии. И со всеми этими, по большому счету, пустопорожними бумажками прокурор Ломакин направился в суд с иском.
Когда руководители обоих районов узнали об этом шаге «ока государева», пригласили его на совещание в узком кругу. На вопрос: «Зачем искать нарушения там, где их нет?» последовал до безобразия искренний ответ Ломакина: «Мне позвонили - я сделал».
«В радиусе пятидесяти километров все будут возить в Верхнерусское!»
Конечно, Ломакин не сказал, кто ему звонил. Наверное, и сейчас не скажет даже под пытками, кто же этот, перефразируя язык законников, «определенный круг лиц». Другой вопрос, я на сто процентов верю, что он сказал правду. И что в данном случае он действовал в интересах именно этого определенного круга лиц. А звонок ему, не исключаю, был из тех сфер, куда вхожи хозяева полигона-конкурента в Верхнерусском.
Вспоминаю двухлетней давности разговор в кабинете тогдашнего заместителя председателя краевого правительства С. Кобылкина. Тогда жители Верхнерусского протестовали против строительства в их селе мусорного полигона, выходили по этому поводу на митинги, слали во все инстанции десятки жалоб. Так вот, комментируя одну из таких жалоб в редакцию, хозяин кабинета сказал без обиняков: «Мы сделаем все, чтобы полигон запустить. И заставим всех в радиусе пятидесяти километров свозить туда мусор».
Кобылкин уже на своем месте не работает. У нас теперь все краевое правительство другое. Но идея эта - заставить всех в радиусе пятидесяти километров везти мусор в Верхнерусское, - похоже, продолжает жить. И побеждает. Несмотря на яростное сопротивление самих сельчан. Те, кто ее исповедуют, продолжают давить на конкурентов Верхнерусского полигона. Стелят зеленую дорожку именно этому бизнесу, разоряя другие подобные предприятия. И не последнюю роль в давлении, похоже, играют краевые управленческие структуры.
Это наглядно проявилось в минувшую среду на совещании, которое краевое правительство провело на мусорном полигоне в Верхнерусском с главами муниципальных образований в радиусе тех самых 50 километров от Верхнерусского. Вел совещание зам министра энергетики, промышленности и связи края А. Зиновьев. Открытым текстом говорил, что полигон, рассчитанный на прием 354 тысяч тонн ТБО, загружен сейчас всего на десять процентов. И это не по-хозяйски. Одним словом, загонял всех в Верхнерусское. Странно, что зам министра не сделал проблему роста тарифов для населения главной темой совещания.
Главы в один голос сетовали, что и везти далеко, и принимают здесь дороговато. Как мы уже говорили выше, требуют свыше тысячи рублей за тонну. Причем, на условиях предоплаты. Представитель Ставрополя открытым текстом задал вопрос: будет ли снижение цены, если мы закроем свой полигон в Полковничьем яру, где принимают по четыреста рублей за тонну, и повезем все ТБО сюда? Полностью вас загрузим. В ответ последовало: нет. Кобылкин, помнится, в свое время клятвенно убеждал, что услуги нового полигона будут дешевыми. Похоже, что с его уходом забылись и обещания. И хозяин полигона дерет с подневольных, по сути дела, клиентов три шкуры. Да по-другому и не будет вести себя монополист. Тем более - так рьяно поддерживаемый властью.
ИГРА В БАЛДУ ИНТЕРЕСНЕЕ ПРОЦЕССА
Но вернемся к судебному процессу по иску прокурора Ломакина.
Определенный круг лиц позванивает не только прокурорам. Похоже, и судья Кухарев получил такой звонок. Слишком уж откровенно игнорировал он доводы ответчиков на суде. То ли был занят игрой в балду на телефоне (этим занятием сейчас пробавляются многие люди в мантиях: процесс идет, а они забавляются, зачем же терять время на выслушивание и так обреченных ответчиков)? То ли пропустил мимо уха доказательства, что «Ритм-2» проводит рекультивацию карьера с использование ТБО, что разрешено санитарными правилами, не подлежит лицензированию и государственной экологической экспертизе, и на что имеется согласованный проект. Судья не стал заморачиваться, чуть ли не дословно переписал в свое решение многословные доводы прокурора про «деятельность по обезвреживанию и размещению отходов 1-4 класса» у того, кто «не имеет лицензии и не провел государственную экологическую экспертизу проекта».
При этом суд не установил и даже не пытался установить самое главное: действительно ли деятельность «Ритма-2» по реконструкции карьера с использованием ТБО наносит окружающей среде вред? Ведь документальных подтверждений этому так до сих пор и нет. Наоборот, замеры состояния окружающей среды, которые проводило само «Ритм-2», доказывают, что никакого ущерба округе не наносится. Скорее, польза, так как оно восстанавливает покров земли, нарушенный еще век назад. Так на основании чего выносит суд такое серьезное решение, грубо нарушающее права предприятия и грозящее его закрытием?
ВЕЗИТЕ, ПОКА ДЕШЕВО
После решения суда директор «Ритма-2» А. Гридин, от греха подальше, прекратил принимать туда ТБО. Хотя решение суда и обжаловал. И представил администрации района расчеты, из которых как раз и стало видно, что плата за сбор и утилизацию мусора вырастает для населения на 250 процентов. Население, естественно, узнало и начало волноваться, обращаться в редакции.
17 июля в карьер прибывает целая комиссия с новой проверкой. Предъявляют постановление первого заместителя начальника УФСБ по Ставропольскому краю А. Акулинина о проведении оперативно-розыскных мероприятий. Фотографируют, берут пробы отходов в четырех местах, составляют акты отбора и протокол обследования. Изымают проектную и разрешительную документацию на рекультивацию карьера. Когда я узнал о новой проверке, то подумал, что уже и «контора глубокого бурения» вслед за прокуратурой участвует в загоне изобильненцев на полигон в Верхнерусском, продавливает интересы его хозяев. Но с другой стороны, именно эта комиссия действовала, наконец, по закону. И может быть результат экспертизы отходов как раз и покажет, есть или нет оснований для использования ТБО в рекультивации карьера.
В этот же день, 17 июля глава администрации района А. Поляков поднял проблему на совещании у губернатора края В. Зеренкова. Рассказывают, что глава края был очень возмущен играми силовиков, в результате которых людям придется платить за утилизацию мусора в два с половиной раза больше. И дал распоряжение открыть карьер, во всяком случае, до рассмотрения апелляционной жалобы в краевом суде.
Что и было сделано. Так что изобильненцы с труновцами могут возить туда свой мусор пока еще по прежним, дешевым ставкам.

Номер выпуска: 
Оцените эту статью: 
Голосов еще нет