Вы здесь

ОКСАНА РОМАНЕНКО: «В ПОДГОТОВКЕ КАДРОВ БУДЕМ ОРИЕНТИРОВАТЬСЯ НА КРАЕВОЙ ЗАКАЗ»

Сообщение об ошибке

Notice: Undefined variable: o в функции include() (строка 601 в файле /www/vhosts/st-vedomosti.ru/html/themes/bartik/images/bg.jpg).

24.07.2013
ОКСАНА РОМАНЕНКО: «В ПОДГОТОВКЕ КАДРОВ БУДЕМ ОРИЕНТИРОВАТЬСЯ НА КРАЕВОЙ ЗАКАЗ»
Беседовала Ирина ПОСТОВАЯ

«У меня растут года, будет и семнадцать, где работать мне тогда, чем заниматься?». Это вопрос из стихотворения известного классика рано или поздно становится актуальным для каждого из нас. Приходит время, и наступает пора определяться, чем заниматься в жизни, какую профессию выбрать. Можно, к примеру, стать юристом или экономистом. А что, популярные профессии. Только вот устроиться работать потом будет нелегко - уж слишком перенасыщен сегодня рынок труда по этим направлениям. Зато по другим - ощущается нехватка специалистов, особенно остро стоит вопрос с работниками среднего звена и представителями рабочих профессий, которых готовят учреждения начального и среднего профессионального образования. Тревогу по этому поводу сегодня бьют потенциальные работодатели, вопрос держит на контроле и правительство региона. Это и стало темой беседы корреспондента «Ведомостей» с первым заместителем министра образования Ставропольского края Оксаной Романенко.
- Оксана Николаевна, в свое время в стране была довольно развитая система профобразования. Что изменилось за эти годы, что потеряно и какие положительные сдвиги произошли?
- Давайте начнем со статистической информации. Всего на территории Ставропольского края функционирует 164 учреждения профессионального образования различных форм собственности и подчинения. 38 образовательных учреждений из этого числа - краевые. Это 5 учреждений начального профессионального образования (НПО), 31 - среднего (СПО) и 2 - высшего профессионального (Ставропольский педагогический государственный институт и Невинномысский государственный гуманитарно-технический институт). Есть у нас еще и институт повышения квалификации и переподготовки педагогических кадров, то есть учреждение, которое занимается подготовкой и переподготовкой специалистов именно нашей системы.
Основными отраслями, для которых ведется подготовка кадров, являются промышленность, строительство, образование, транспорт, сельское хозяйство, сфера обслуживания. Отмечу, что сеть подведомственных министерству образования края образовательных учреждений достаточно многоплановая и, в принципе, удовлетворяет потребности рынка труда Ставропольского края.
Если говорить о системе профессионального образования в целом, то последние десятилетия были для нее не самыми легкими. Становление и развитие учреждений НПО и СПО было сопряжено со многими трудностями, вызванными целым рядом причин, о которых мы сейчас говорить не будем.
В конце прошлого века правительство Российской Федерации объявило курс на «опережающее развитие» начального и среднего профессионального образования, утвердило государственную Концепцию развития начального профессионального образования. В ней закладывались принципиально новые подходы к реформированию профессионального образования. Идя навстречу запросам рыночной экономики, развивая принципы децентрализации управления, правительство страны с 2005 по 2011 гг. передало все образовательные учреждения НПО и СПО субъектам Российской Федерации.
В концепции впервые была заложена модель формирования единого образовательного пространства профессиональной школы России на новой основе экономических и правовых отношений, в соответствии с которой изменялось соотношение полномочий по управлению профессиональным образованием. Функцией региона становилось управление, функцией федерации - координация. Однако воплощенная в высокий государственный документ новая научная концепция в жизнь реализована так и не была. Россия становилась новой страной, а ее профессиональная школа, система подготовки рабочих кадров продолжала жить в прежнем времени. Профессиональное образование оставалось замкнутым в своих границах и самодовлеющим в своих действиях.
Идея же социального партнерства, на которой основаны системы профессионального образования и подготовки всех развитых стран, в России носит в основном декларативный характер. Институт социального партнерства пока не сформирован. Скоординировать усилия работодателя и системы профессионального образования сложно, так как они не имеют никакой правовой основы. Нет законодательных механизмов, стимулирующих участие работодателей в решении стратегических задач системы профессионального образования. Среди работодателей ощущается растерянность, неготовность предложить государству взаимовыгодный механизм социального партнерства.
И все-таки отдельные примеры успешного сотрудничества с работодателями в крае имеются. В частности, достигнуты договоренности между ООО «Ставролен» и ресурсным центром Регионального политехнического колледжа г. Буденновска, Невинномысским агротехнологическим колледжем и резидентами индустриального парка г. Невинномысска - ЗАО «Эрбитек» (нанобиотехнологии, наномедицина, выращивание кристаллов), ООО «Сладкие технологии (машиностроение, станки с числовым программным управлением), ЗАО «Лиссант-ЮГ (выпуск современных стройматериалов) и ООО «Невинномысский профиль» (металлоконструкции). Подписан договор о сотрудничестве между Ставропольским региональным колледжем вычислительной техники и электроники и радиозаводом «Сигнал» с целью реализации инновационных образовательных проектов, профориентации, предоставления базы для практики, трудоустройства выпускников. В настоящее время заключается договор с ОАО «Монокристалл» (крупнейший мировой производитель синтетического сапфира для электронной и оптоэлектронной промышленности).
В целях актуализации договорных отношений между образовательными учреждениями и работодателями министерством образования края заключено долгосрочное соглашение с региональным объединением работодателей «Конгресс деловых кругов Ставрополья».
Кроме того, совместно с Межрегиональной распределительной сетевой компанией Северного Кавказа реализуется целевая коммуникационная программа «Электроэнергетика - профессия будущего» (для Невинномысского энергетического техникума, Регионального многопрофильного колледжа г. Ставрополя, Георгиевского регионального колледжа «Интеграл» и Георгиевского техникума механизации, автоматизации и управления).
В то же время учреждениями начального и среднего профессионального образования активно заключаются договоры с социальными партнерами (работодателями) по организации и проведению стажировок преподавателей для ознакомления их с образцами новейшего производственного и технологического оборудования.
Успешно налаживают партнерские отношения Невинномысский химический колледж с ОАО «Арнест», Георгиевский региональный колледж «Интеграл» с федеральной сетевой компанией единой энергетической системы и Межрегиональной распределительной сетевой компанией Северного Кавказа. Это и разработка образовательных программ, и стажировки преподавателей, и учебная и производственная практика студентов на всей территории России.
Отчасти благодаря этому, а также той поддержке, которую оказывают краевые власти, появляются позитивные тенденции, характеризующие положительные сдвиги в развитии профессионального образования на Ставрополье: значительно увеличилось и стало регулярным финансирование, а осуществляется оно за счет региональных средств, внедряются практико-ориентированные формы обучения студентов и так далее.
- Как идет модернизация системы начального и среднего профобразования?
- Серьезным достижением министерства образования Ставропольского края является сохранение и развитие системы среднего и начального профессионального образования как главного поставщика специалистов и рабочих кадров. Модернизация СПО и НПО находится в начальной стадии. Разработана и будет осуществляться программа реформирования этой сферы образования, предусмотрено внедрение современных технологий и оборудования. Значительное место в программе уделено системе социального партнерства с базовыми предприятиями, которые включают согласование заказа на подготовку специалистов, организацию производственной практики и дальнейшее трудоустройство выпускников.
Еще одним важным направлением модернизации системы среднего и начального профессионального образования является открытие в регионе отраслевых и межрегиональных ресурсных центров на базе профильных учебных заведений. Необходимость их появления и выбор профиля деятельности были определены приоритетными направлениями социально-экономического развития, обозначенными правительством края. Основная цель, которая преследовалась при создании подобных заведений, - это концентрация кадровых, материальных, методических ресурсов по одному или нескольким направлениям подготовки укрупненных групп специальностей. Оснащенные самым современным оборудованием, ресурсные центры отвечают требованиям федеральных государственных образовательных стандартов и обеспечивают качественную профессиональную подготовку, переподготовку и повышение квалификации рабочих кадров и специалистов для организаций края. Причем, заказчиками здесь выступают сами работодатели.
Приведу несколько примеров. В городе Буденновске базируется «Региональный политехнический колледж», в котором готовят специалистов в сфере химических технологий и электроэнергетики. Почему этот ресурсный центр был создан именно в Буденновске? Ответ на этот вопрос прост: в этом городе располагается крупнейшее химическое предприятие страны - «Ставролен», и естественно, что для работы на нем нужны специалисты среднего звена.
Или возьмем «Георгиевский региональный колледж «Интеграл», в котором ведется обучение специалистов в области электроэнергетики, машиностроения, металлообработки. В настоящее время его выпускники востребованы не только в регионе КМВ, но и по всему югу России.
Крупнейшим транспортным узлом страны является город Минеральные Воды, да и это и неудивительно, ведь через его воздушные и железнодорожные пути идет дорога на прославленные курорты. Специалистов в области технической эксплуатации подвижного состава железных дорог и машинистов локомотива (электровоза) готовит «Минераловодский колледж железнодорожного транспорта».
Сейчас очень остро стоит вопрос подготовки кадров для гостиниц и ресторанов. Многим гостиничным предприятиям приходится обучать персонал уже непосредственно на рабочем месте. Крупные международные гостиничные корпорации, открывая свои представительства в России, на ключевые и руководящие должности приглашают преимущественно зарубежных специалистов. Вместе с тем, определенных знаний требуют даже самые стандартные должности в отелях и ресторанах. Потому в Кисловодске был создан центр, который осуществляет подготовку и переподготовку специалистов гостиничного, курортного и ресторанного бизнеса. Центр этот является структурным подразделением работающего в городе государственного многопрофильного техникума. Предполагается, что на базе кисловодского ресурсного центра будут проводиться краткосрочные курсы обучения для студентов различных образовательных учреждений Ставрополья. Повысить свою квалификацию в учебном заведении смогут также специалисты, которые уже работают в гостиницах и ресторанах. Центр состоит из нескольких учебных и тренинговых блоков. Надеемся, что скоро на его территории появятся специально смоделированные гостиничные блоки, чтобы студенты могли учиться, как говорится, не на пальцах.
То есть каждый ресурсный центр является базой сосредоточения материальных ресурсов и возможности, которые предоставляются обучающимся, более широкие, чем в обычных учреждениях НПО и СПО.
О чем еще нужно обязательно сказать, это о перспективах развития системы профессионального образования. Недавно в Министерстве образования РФ была принята концепция развития систем профессионального образования в России до 2020 года. Так вот, в ней определено, что, так как рынок труда в стране очень мобилен, система образования не должна оставаться костной. Стандарты образования нового поколения не имеют сроков на реализацию той или иной программы, которые ограничивают ее во времени, они нацелены на то, что сроками можно варьировать, и готовить специалистов, что называется, здесь и сейчас. К примеру, к началу 2015 года нашему Ставропольскому краю потребуется около тысячи воспитателей детских садов. А ведь программа на подготовку специалиста, даже на базе 9 классов, рассчитана на четыре года. И если даже мы сейчас наберем нужное количество студентов, то закончат они обучение нескоро. Возникает вопрос: как быть? Значит, акцент нужно делать на переподготовку кадров, и предоставить всем желающим возможность за полгода пройти перепрофилирование, чтобы люди могли работать. О том, где их учить, говорит 599-ый указ президента РФ, в котором прописано, что на базе своих учебных учреждений мы должны создавать так называемые многофункциональные центры прикладных квалификаций, предоставляющие возможность за достаточно короткое время повысить уровень профессиональной подготовки рабочих и служащих. До 2018 года в крае должны быть открыты десять таких многофункциональных центров, по два в год. В настоящее время мы изучаем методические рекомендации, полученные из Минобрнауки РФ, а дальше начнем работать над перспективой открытия этих центров.
- Кто и как сегодня определяет, какие профессии в наши дни являются востребованными, а какие нет? Существуют ли какие-либо долгосрочные прогнозы? И к чему сегодня родителям следует готовить своих детей?
- Вопрос этот очень серьезный. А потому Министерство образования края и учреждения профессионального образования на местах очень плотно работают с цифрами, которые нам предоставляет Управление занятости населения региона - одной из важнейших задач этой структуры является анализ ситуации на рынке труда, причем в поле зрения его специалистов не только сложившееся на сегодняшний день положение, но и прогноз на перспективу. Сегодня мы имеем прогнозные показатели до 2015 года, хотелось бы, чтобы прогнозы были более долгосрочными, так как на подготовку специалистов требуется определенный период времени и нам важно знать, какая ситуация будет в тот момент, когда они закончат обучение и выйдут на рынок труда.
Хочу отметить, что формирование направлений подготовки согласно потребностям рынка труда - дело не из легких. Ведь в учреждениях образования складываются определенные традиции, практика, нарабатывается кадровый потенциал по тому или иному направлению. И разом закрыть группы и не давать бюджетные места - затруднительно. А значит, следует идти по пути их постепенного сокращения. Яркий пример, если раньше на подготовку экономистов и бухгалтеров учреждениям среднего и начального профессионального образования выделялось более 500 бюджетных мест, то в этом году их на 110 меньше. Высвободившиеся средства пойдут на подготовку кадров других, более нужных нам профессий, в частности, воспитателей детских садов. Ситуация с обеспечением учреждений дошкольного образования и школ края кадрами - крайне серьезная. А с вводом в эксплуатации строящихся сегодня в регионе 55 детских садов, как подчеркнули на недавнем заседании правительства края, может стать и вовсе критической. Так что приоритет будет отдаваться специалистам, которые нужны в настоящее время краю, и именно на краевой заказ мы будем ориентироваться при распределении бюджетных мест.
Еще один важный момент - с этого года у нас впервые проводился конкурс на контрольные цифры приема. Если раньше бюджетные места распределялись приказом Министерства образования, то с этого года общее число мест по различным направлениям подготовки выставлялось на конкурс. Учебные заведения подавали заявки, и конкурсная комиссия определяла, кому и сколько дать мест в соответствии с потребностями рынка труда.
Кстати, в ближайшей перспективе мы сможем влиять и на распределение бюджетных мест в вузах. В свете вступления в действие нового закона «Об образовании в Российской Федерации» и выходом в свет новой концепции формирования контрольных цифр приема в учреждениях высшего образования, краевые власти будут давать заключение, какие бюджетные места нам нужны в федеральных вузах, расположенных на территории края, и соответственно средства будут направлять приоритетно на те специальности, которые нужны региону.
Если же говорить о том, какие профессии востребованы сегодня, то потребность в специалистах определяется направлениями экономического развития страны и региона. В десятку самых востребованных современным рынком труда сфер профессиональной деятельности вошли: информационные технологии и телекоммуникации, строительство, финансы, бухгалтерский учет, транспорт, логистика, производство, технологии, маркетинг, реклама, PR, медицина, фармацевтика, кадровые службы, юриспруденция и туризм, сфера услуг.
Остро необходимы в настоящее время и представители рабочих специальностей. Только в организациях «обрабатывающих производств», курируемых министерством энергетики, промышленности и связи Ставропольского края, имеется около 1,1 тысячи вакантных мест. Нужны слесари всех специальностей, электрики, электромеханики, газоэлектросварщики, токари, фрезеровщики, станочники широкого профиля, аппаратчики всех специальностей, швеи и портные. И соответственно, приоритет в распределении бюджетных мест будет отдаваться именно по этим направлениям.
Если говорить о том, какие специалисты будут востребованы в ближайшие годы, то это в первую очередь, будут технические специалисты. На сегодняшний день их на рынке не так уж много: из-за спада промышленного производства в 90-х годах технические работники советских времен или переквалифицировались, или ушли на пенсию, а молодежь предпочла получать модные профессии экономиста, юриста, финансиста. Уже сейчас конкуренция в производственном секторе достаточно высока: спрос на технарей значительно превышает предложение.
Новые технологии и системы в наши дни появляются постоянно, соответственно растет и потребность в специалистах, обладающих самыми современными техническими навыками, - инженерах и технологах.
Автомобилизация населения тоже не уменьшается, а значит, есть потребность в специалистах, работающие с автотранспортом на всем его «жизненном пути», от проектирования и выпуска до утилизации. Востребованы будут также перевозчики, профессионалы в области логистики, товарно-транспортных операций.
Так как в стране все шире распространяются нано- и биотехнологии, то без специалистов в этих отраслях не обойтись. Останутся востребованными и программисты. Схемотехники, специалисты по техническому надзору, инженеры-электрики, наладчики, токари и фрезеровщики, механики, работающие со станками, слесари по ремонту технологического оборудования, установщики систем кондиционирования, вентиляции воздуха, отопления и водоснабжения, особенно автоматизированных, строители и риэлторы - тоже в списке наиболее востребованных профессий. А еще стране и краю нужны врачи, швеи, специалисты в области туристического бизнеса, гостиничного дела, области питания, производства одежды и обуви, в общем, спектр востребованных профессий достаточно широк.
- И все-таки как же человеку выбрать будущую специальность?
- В юношеском возрасте каждого из нас манят десятки специальностей. Но надо выбрать одну, ту, которая максимально соответствовала бы склонностям и индивидуальности молодого человека. И этот выбор сделать не так уж легко.
На выбор профессии влияет много факторов: ее популярность, престиж в обществе, собственная склонность человека, его интерес к данному виду деятельности, возможность творчества, уровень зарплаты и т.д. Однако на выбор профессии могут оказать влияние и другие обстоятельства - советы окружающих, пример друзей, родителей, мода на специальность, просто желание иметь диплом, безразлично какой.
Ошибка в выборе профессии, профессиональная неудача воспринимается порой молодым человеком как жизненная катастрофа. А потому важнейшая роль родителей - помочь ребенку разобраться в своих профессиональных интересах и склонностях, убедить сына или дочь, что нельзя выбирать профессию «за компанию», потому что его друзья идут учиться в тот или иной вуз. Не всегда оправдывается и выбор престижной профессии: в данный момент престижными считаются профессии экономиста, бухгалтера, юриста, менеджера, переводчика и др. Интерес к ним есть у большинства выпускников школ, но не у всех есть способности к этим профессиям (энергия, коммуникабельность, работоспособность). Не следует также отождествлять учебный предмет с профессией. Например, ученица хорошо пишет сочинения и решает, что ее призвание - журналистика. Однако профессия журналиста предполагает частые поездки, умение вникать в разные сферы деятельности и взаимоотношения людей, а не только написание статей. Необходимо знать и учитывать особенности организма подростка, условия, в которых придется работать, иначе его может ожидать разочарование или ухудшение состояния здоровья. Ряд профессий предъявляет очень жесткие требования к физическому здоровью, а для некоторых профессиональных занятий существуют строгие медицинские противопоказания (например, плохое зрение - для водителя).
Очень часто ребенок выбирает будущую профессию под давлением родителей. Нередко они активно предлагают, а иногда даже настаивают на выборе варианта, который в силу различных обстоятельств жизни не удалось осуществить им самим, то есть через ребенка они пытаются реализовать свою собственную мечту. А еще родительские советы можно объединить под рубрикой «полезно для семейной жизни»: «будь врачом, нас и себя будешь лечить», «становись поваром - хоть готовить научишься» и т.д. Родительское заблуждение - представление о том, что высшее образование, которое непременно должен получить их ребенок, автоматически разрешит проблемы с нахождением удачной и оплачиваемой работы. Особенно печально, когда установка на получение высшего образования столь сильна, что в жертву ей приносятся и способности, и склонности ребенка. В общем, взрослые должны понимать, какие последствия могут быть, если на самом деле их дочери или сыну не подойдет профессия, на выборе которой они в свое время настояли.
Важно понимать и то, что выбор, который ребенок делает сейчас, может быть не окончателен. Никто не знает, как изменится наша жизнь через 10 лет, какова будет ситуация на рынке труда. Возможно, что профессии, которые в настоящее время оплачиваются достаточно высоко, совсем не будут таковыми, и наоборот. Многие из нас по разным причинам меняют профессии в течение жизни. Некоторые люди на всю жизнь остаются верными избранной профессии, другие пробуют себя в разных областях профессиональной деятельности. Ни тот, ни другой путь не является единственно правильным, и невозможно предсказать, по какому пути пойдут наши дети. Тот выбор, который они делают на данном этапе, отражает их нынешние интересы и потребности. Возможно, выбранная профессия всегда будет им интересна, а может, через некоторое время их предпочтения изменятся. В любом случае остается возможность что-то переиграть или начать заново. И это говорит не о том, что выбор профессии сделан неудачно, а, напротив, о стремлении человека наиболее полно реализовать свои возможности в профессиональной деятельности.
- Какая работа проводится с учащимися, чтобы помочь им определиться с выбором будущей профессии? Насколько активно ведется профориентационная работа в школах?
- По моему мнению, во многих школах сегодня совсем позабыли о важности профориентации. Пока лишь отдельные вузы и сузы начинают понимать, что это направление деятельности крайне актуально в наши дни. Приведу пример. В СКФУ существует проект «школа - вуз», который ведет благотворительный фонд «Единые энергетические системы», цель которого - готовить будущих специалистов для отрасли энергетика. В школах создаются специализированные физико-математические классы, на протяжении двух лет с помощью специалистов кафедры энергетики читаются специальные курсы для школьников: введение в энергетику, основы энергетики. Проводятся научные работы, творческие конференции, олимпиады.
В результате этой работы последние три года от 3 до 6 человек поступают учиться на факультет электроэнергетики в вуз. Дети осознанно выбирают это направление, потому что имеют представление о том, чем они будут заниматься, когда получат специальность. И я считаю, что такая практика должна распространяться.
Или другой пример: Невинномысским государственным гуманитарно-техническим институтом, управлением образования администрации г.Невинномысска, а также другими учреждениями профессионального образования проводится эксперимент по предпрофильной подготовке учащихся 9-х классов. В течение года все девятиклассники посетили учреждения СПО и НПО в рамках часов, выделенных на предмет «Технология».
А вообще, формы профориентационной работы могут быть самые разные: поездки на предприятия, экскурсии, посещение дней открытых дверей в вузах. Суть этой работы - информирование о том, какие специальности нужны, где их можно получить и куда впоследствии устроиться на работу. Причем принимать участие в этой работе должны не только педагоги, но и родители. На наш взгляд, все это даст свои результаты - выбор будущих студентов станет более осознанным. А значит, возможно, со временем ситуация на рынке труда в крае нормализуется.

Номер выпуска: 
Оцените эту статью: 
Голосов еще нет