Вы здесь

За кулисами торговли

31.07.2013
За кулисами торговли
Елена СЛЯДНЕВА

Пожалуй, нет такой профессии, с которой бы мы не сталкивались так часто, как с профессией продавца. Купить хлеба, колбасы, фруктов, да просто утолить жажду в душный летний зной мы идем в магазин. И, безусловно, как покупатели имеем право на хороший сервис, на огромный ассортимент, на качественное обслуживание и на качественные товары. Тем более, что за них мы платим свои деньги, причем немалые.
Продолжая рубрику «Взгляд со стороны» корреспондент Ведомостей» решила заглянуть за прилавок и узнать, как там обстоят дела.
Я устроилась продавцом в продуктовый павильон на одном из рынков города, чтобы узнать секреты ремесла и понять, почему покупатели не довольны продавцами, а продавцы - покупателями. Хочу сразу отметить, что с трудоустройством проблем не было никаких. Открой газету хоть платных, хоть бесплатных объявлений и перед тобой раскинется палитра различных вакансий, особенно в сфере товаров и услуг. Конечно, предприниматели не стремятся трудоустроить своего работника официально, зато я лично убедилась, что безработица, о которой так много сейчас говорят в крае, отсутствует. Присутствует лишь нежелание трудиться.
Итак, после пятиминутного собеседования хозяин точки предложил мне уже с завтрашнего дня выходить на работу.
В чем, собственно, заключается обязанность продавца? Естественно, продать свой товар. От того, как грамотно он это сделает, зависит его дальнейшее существование на рынке. Молодые и амбициозные для привлечения покупателей используют свою красоту и обаяние, люди среднего возраста - опыт и смекалку, ну, а у пожилых итак все отработано до автоматизма.
Помимо приятной внешности и приветливого выражения лица, продавец должен иметь фартук, бейджик и медицинскую книжку. Последней у меня, конечно же, не было. Но это не смущало ни покупателей, ни других торговцев, ни администрацию рынка.
Словом, мои трудовые будни начались весьма позитивно. На рынке все друг друга знают, а я человек новый. Поэтому одними из первых моих покупателей были торговцы.
- Не вздумайте нас обманывать, - еще ничего не заказав, заявили мне две здоровенные тетки. - Мы сотрудники рынка и знаем, что покупатель у нас защищен законом лучше продавца. Можем ведь и пожаловаться.
Обманывать я никого не собиралась, но вспомнила, что когда-то была на их месте и также хотела жаловаться. Как-то в небольшом магазинчике около дома покупала мужу сигареты определенной марки. Соответственно, вышла в халате и тапочках, да и денег взяла под расчет. А такой марки сигарет не оказалось. Я не растерялась и заказала другую, но на два рубля дороже и сказала, что деньги занесу попозже. Продавщица отказалась мне их продать. Мол, мало ли вас тут «попрошаек» ходит. Не теряя ни минуты, я попросила жалобную книгу или телефон хозяина магазина, та вообще вспылила:
- Вы будете жаловаться на то, что у вас денег не хватает?
- Нет, я буду жаловаться на то, что покупатели, собравшись в очередь, вынуждены вас ждать, пока вы покурите, и некоторые, так и не дождавшись, идут в другие магазины. Я здесь неподалеку живу, поэтому все знаю.
- Забирайте ваши сигареты и идите отсюда, - возмущенная девушка после моих слов была готова даже отдать мне их бесплатно. Но я так не привыкла: отдала ей деньги, а позже занесла два рубля.
За период моей работы реальных жалоб лично на меня не было. Зато жаловались мне покупатели на другие павильоны. Заходит женщина, купившая у «конкурентов» ореховое печенье, и просит его взвесить. Взвешиваю. Оказывается ровно килограмм.
- Вот негодяйка!!!! Она мне сказала, что тут кило двести! Мало того, что у нее дороже, чем у вас, так она меня еще и на двести граммов обманула!!! - ее возмущению не было предела, доходило чуть ли не до нецензурной лексики.
В итоге покупательница пошла разбираться. Затем вернулась ко мне уже с пустым пакетом и купила килограмм орехового печенья.
Другой случай. Прибегает взъерошенная женщина и спрашивает, не знакома ли я случайно с хозяйкой павильона с соленьями.
- Нет, - отвечаю. - А что, собственно, случилось?
- Да вот попросила у продавца попробовать квашеной капусты, а та ни в какую. Мол, все претензии к хозяйке. Ну, посудите сами, она же не абы чем торгует, а соленьями.
Я, например, всегда давала пробовать свой товар. Кстати, вариант беспроигрышный. Если человек пробует, то обязательно купит.
Вообще, работа продавца - адский и неблагодарный труд. Целый день на ногах. К тому же нужно было не только стоять на кассе, но и проводить консультацию с покупателями, следить за ними, мыть полки и пол, получать товар. Кстати, во время очередной поставки мне приходилось на несколько часов закрывать магазин, потому что я не Юлий Цезарь, чтобы делать несколько дел одновременно. Попробуй и покупателя обслужить, и товар принять, и расставить все по полочкам, и цену установить.
И вот, когда все входило в свое привычное русло, шли покупатели. «У вас финики есть?», «А чернослив?», «Вафельные коржи продаете?», «Тарталетки привозят?», «А рожки для мороженого?». Чего только не спрашивает наш изысканный потребитель. Что касается качества товара, этот вопрос, между прочим, волнует покупателя больше всего. Интересуются сроком годности даже простой воды без газа.
Спрашивают покупатели и о производителе. Ведь кто-то предпочитает местную продукцию, кто-то берет продукты только из соседних республик, а кто-то и вовсе зарубежную. Но и тут вас могут обмануть. Например, на соседнем павильоне написано: «Импортные сладости». А то, что большая часть товара из Нальчика, это так издержки производства. Думаете и в других магазинах все хорошо? Как бы не так! Свежемороженая рыба больше мороженая, чем свежая. А колбаса... Не случайно те, кто когда-либо работал в колбасном цехе, наотрез отказываются есть колбасу.
С ценами не все так радужно и открыто. Производитель устанавливает одну цену, предприниматель другую, предприниматель-перекупщик третью, продавец также, чтобы не остаться в накладе, четвертую. То есть с каждой «инстанцией» цена все выше и выше. Хочу заметить, что молодежь вообще не интересуется ценой. Поставь хоть двойной, хоть тройной «тариф», купят и не заикнутся. Зато пожилые люди очень чувствительны к поднятию цен.
- Ой, вы знаете, вот у вас мармелад и зефир дешевле, чем у остальных, значит, их я буду покупать у вас, а вот конфеты и печенье дешевле в других магазинах, поэтому за ними я буду ходить туда, - констатировала старушка.
- Вы что издеваетесь?! - с таким возгласом уставился на меня пожилой мужчина, когда я ему сказала, сколько стоит киндер сюрприз, который он зашел купить для внука. - Вот это, действительно, сюрприз! Он что золотой?
Впрочем, есть еще один негласный закон рыночной торговли, о котором мне рассказали «добросердечные» соседки по прилавкам. Если продукт долго не берут, а у него вот-вот закончится срок годности, то его надо обязательно продать. Как это сделать? Очень просто. В этом случае можно написать: «а у нас сегодня акция, все пирожные по 10 рублей», - учили они неопытную новобранку.
И надо заметить, раскупают. Народ у нас любит всевозможные скидки, акции и распродажи, даже не задумываясь о том, что распродают в основном залежалый товар.
Что еще запомнилось мне за время работы, так это... постоянное чувство голода. Да-да, я вполне серьезно! Как ни странно, но в магазине, особенно продуктовом, всегда хочется есть. За целый день трудно удержаться и не съесть булочку-другую. Так день за днем, булочка за булочкой, и в конце месяца, на весах появляются лишние килограммы, а при проведении ревизии, обнаруживаются недостача, которая вычитается из твоей зарплаты. В итоге ты получаешь не 12 тысяч рублей, а десять или восемь. А кому пожалуешься? Да никому. Во-первых, потому что ты работаешь неофициально, во-вторых, вроде бы и сам во всем виноват.
Вот так, едва начавшись, и закончилась моя карьера продавца. Впрочем, я не жалею, скорее, наоборот - разочарования, которые меня постигли в этой области, совершенно не пропорциональны тому вознаграждению, которое за нее платят.

Автор: 
Номер выпуска: 
Оцените эту статью: 
Голосов еще нет