Вы здесь

ТУРКИ НА СТАВРОПОЛЬЕ

02.10.2013
ТУРКИ НА СТАВРОПОЛЬЕ
Валерия ПЕРЕСЫПКИНА.

«Ведомости», продолжая проект «КАВКАЗ.РФ», сегодня поведают о живущих в Ставропольском крае турках-месхетинцах.
Как сообщается на официальном сайте Ставропольстата, по данным Всероссийской переписи населения, проводившейся в 2010 году, на последнем месте из 13 национальностей, численность которых на территории края превышает 10 тысяч человек, расположились турки. Сейчас на Ставрополье проживает около 10 с половиной тысяч турок, большинство из них - турки-месхетинцы.
Традиции и обычаи древней страны
Турки (самоназвание - «тюрк»), как крупнейший тюркоязычный этнос, являются основным населением Турции. Этнос сложился к середине XVI века из двух основных этнических компонентов: тюркских кочевых скотоводческих племен (огузских и туркменских) и местного малоазийского населения - греков, армян, лазов, курдов. Кроме того, часть тюрков - узы, печенеги - переселилась в Малую Азию с Балкан, а позже заметную роль в этнической истории турок сыграли южнославянские народы - албанцы, румыны, молдаване, венгры. Полное же формирование турецкой нации завершилось к началу XX века, ко времени распада Османской империи и образования Турецкой Республики. С XIII столетия турки писали арабской вязью, а с 1928 года у них появляется латинская графика. Подавляющее большинство турок - мусульмане-сунниты.
На Турцию - страну с богатой культурой - наложили отпечаток, с одной стороны, ислам, с другой - древние традиции кочевников. Празднества, проводимые в Турецкой Республике, бывают гражданскими и религиозными. Первые ознаменовывают наиболее заметные вехи кемалистской революции, вторые - основные ступени эволюции ислама. Эта двойственность отражает противоречия турецкого общества, ведь преобразования 20-х годов XX века сделали Турцию тюркской страной в культурном смысле, а в социальном и административном - страной европейской. Самыми важными показателями статуса здесь всегда считались богатство и образование. Большинство турок высокого уровня достатка отдают предпочтение западному стилю одежды, пристально следят за новинками моды. Они стараются жить в своих квартирах, иметь автомобиль и дорогой телефон как непременные атрибуты достатка и успеха.
Однако, несмотря на повсеместное осо-временивание и культивирование западного образа жизни, традиции в Турции строго соблюдаются. Самыми большими праздниками являются в стране Шекер-байрам (Ураза-байрам), которым завершается священный месяц Рамадан (девятый месяц мусульманского лунного календаря) и Курбан-байрам, когда совершаются жертвоприношения (в 12-м месяце мусульманского лунного календаря). Военными парадами и танцами сопровождаются четыре крупных национальных праздника. В День независимости (23 апреля) и в День молодежи (19 мая) почти во всех городах и деревнях организуются представления, на которых дети в ярких национальных нарядах исполняют народные танцы. Особо отмечается день смерти Ататюрка (10 ноября). В 9:05 утра вся страна замирает в молчании, прохожие на минуту останавливаются, сирены гудят и машины сигналят. В преддверии этого дня теле- и радиопро-граммы насыщены фактами и воспоминаниями о жизни и деятельности Ататюрка.
Ислам во всех его проявлениях определяет многие сферы частной и общественной жизни Турции. Обрядовой стороне мусульманство придает первостепенное значение: пятикратный намаз, пост и хадж входят в число основных принципов, «пяти столпов» ислама. К ним причисляют главный догмат - веру в единого Аллаха и благотворительную милостыню «зекят». Но Турция страна необычайная, ведь нигде в исламском мире нет такого светского законодательства - здесь религия отделена от государства. Строго соблюдаются теперь только два предписания: запрет на упо-требление в пищу свинины и обряд обрезания. Турки совершают обрезание мальчикам чаще всего в возрасте 7-12 лет. Это один из важнейших семейных праздников, сравнимый разве что с первым причастием в Европе. Обрезанию предшествует стрижка головы и проверка знаний основных молитв. Мальчика наряжают в красивый костюм с лентой через плечо, на которой написано арабское изречение «машалла» - «Да хранит Бог!», сажают на коня, верблюда или повозку и везут торжественно к сюннетчи - специалисту, совершающему процедуру обрезания.
Общество и семья
Большая часть турок занята в сельском хозяйстве. Земледелие и садоводство особенно развиты в Эгейском, Средиземноморском и Черноморском районах. Здесь выращиваются пшеница, ячмень, овес, бобовые, цитрусовые, хлопок, табак, маслины, кукуруза, фрукты, виноград. В засушливых же районах Центральной и Восточной Анатолии основную роль играет пастбищное скотоводство (козы, овцы). Если в сельской местности преобладают глинобитные, деревянные жилища, а в горных районах дома из грубо обработанного камня, то в городах, с исчезновением больших деревянных домов, современная квартирная система стала отражать и новую семейную структуру - отказ от кланов и больших семейных групп. И все равно родственные узы имеют для турок очень большое значение. В крестьянских, да и во многих городских семьях царит строгая и четкая иерархия: дети и мать беспрекословно подчиняются главе семьи - отцу, младшие братья - старшему, а сестры - старшей сестре и всем братьям. Но хозяин в доме всегда мужчина. И как бы ни велика была власть старшей сестры, - самый младший из братьев имеет право отдавать ей распоряжения. Правда, пожилая и многодетная мать окружена уважением и любовью всех членов семьи.
После кемалистской революции многоженство в Турции (вспомним гаремы султанов) было официально запрещено законом. Однако среди имущих слоев населения оно продолжает сохраняться. Тем более что полигамия допускается мусульманским духовенством, которое больше чтит каноны пророка Мухаммеда, нежели законы основателя Турецкой Республики Кемаля Ататюрка. Дело в том, что в деревнях и провинциальных городках не придают особого значения гражданскому браку. Здесь больший вес имеет мусульманское бракосочетание, совершаемое имамом. А турецким государством такой брак не признается, он вне закона. Потому и чтят в Турции память о Кемале Ататюрке и его реформах, благодаря которым в судьбе турецкой женщины произошли огромные перемены. В своих правах она была приравнена к мужчине, и теперь среди турчанок есть и депутаты парламента, и профессора университета, писательницы, журналистки, судьи, адвокаты и врачи. Имеются среди них и певицы, балерины, драматические актрисы, хотя совсем недавно, в конце XIX - начале XX века турецкие женщины не могли об этом и мечтать. Да и сейчас турчанка отчасти скована исламскими обычаями. В быту, в повседневной жизни она связана бесчисленными традиционными правилами поведения, типа: она обязана уступить дорогу мужчине, не имеет права обгонять его на автомобиле и другими.
Народное творчество
Устное народное творчество представлено у турков эпосом «Огузнаме», историческими сказаниями, лирическими песнями, куплетами, типа частушек. Популярны анекдоты о Ходже Насреддине и Бу Адаме. Большую роль в развитии фольклора сыграли народные певцы - ашики и озаны. На побережье Средиземного моря широко распространены так называемые танцы зейбек, похожие на греческие хороводы, и танцы ойюн, к примеру, танец с саблями и щитами и танец с ложками. Но наиболее известен танец живота, который происходит из Египта, а ныне исполняется в гостиницах для многочисленных туристов. Самыми распространенными народными музыкальными инструментами в Турции являются большой барабан давул и зурна, задающие тон на свадьбах и на празднике обрезания. Популярны также национальная борьба гюреш, конноспортивная игра с метанием дротиков - джирид, уличный театр - орта оюну и теневой театр карагез.
Нельзя не рассказать и о национальном костюме турков. Традиционная одежда сохраняется в основном в деревнях, особенно у женщин: шаровары, широкая рубаха и широкое длинное платье, на голове большой платок. Некоторые женщины продолжают носить чадру. Мужской костюм состоит из штанов, рубахи, пояса-кушака, короткого жилета и куртки. На голове раньше носили фески и тюрбаны, которые были запрещены в 1925 году. Сейчас турки носят европейские головные уборы.
Вкусовые правила и нормы
Турецкая национальная кухня начинает свою историю еще со времен Османской империи. На кулинарию страны повлияли не только тюркские племена, но и выходцы из Индии, Ирана, с Кавказа. Они установили собственные своеобразные вкусовые правила и нормы. В традиционной пище преобладают мучные и молочные блюда, каши, пловы. Это лепешки, сыры, брынза, сушеный творог и похлебки из него, кислое молоко. Распространены похлебки (чорба) на мясном бульоне с крупяной заправкой, супы из молочных продуктов. Мясные блюда - шашлык, кавурма, кебаб - главным образом из баранины. Разнообразны кушанья из овощей, гороха, фасоли, чечевицы, и различные сладости. Излюбленные напитки: чай, турецкий кофе, щербет. В современной турецкой кухне насчитывается невероятное количество блюд, и одной из отличительных ее особенностей является очень почтительное отношение к хлебу. Его нельзя выбрасывать, поскольку такой жест считается грехом. Нельзя даже ронять хлеб, а если это случилось, то следует его поднять, поцеловать и приложить к глазу. Турки неторопливы в приеме пищи. Порой один обед может длиться аж пять часов.
Говорят, что существует три основных вида кухни: турецкая, китайская и французская. Так вот национальная кухня Турции - это продукт столетнего опыта, разнообразие и простота рецептов, отменное качество и вкус. Страна славится своими блюдами из овощей (особенно турки любят баклажаны), а также разнообразием специй и приправ. Красные и зеленые перцы пепперони добавляются во многие кушанья, так же как и паприка, и маслины. Последние солеными традиционно кушают на завтрак. Лимонный сок, оливковое масло, соль, листья петрушки и винограда, мята и брынза - все эти продукты также считаются национальными для Турции. Отдельный кулинарный мир - блюдо под названием кефте. Это тонко нарезанное мясо, смешанное со специями, луком и другими ингредиентами, сформированное руками, жаренное на сковороде или на гриле, вареное или печеное. Один из вариантов кефте называется кадин буду - «Женские бедра». А закуски мезе подают перед основными блюдами с вином или ракией. О турецкой кухне можно рассказывать до бесконечности, но лучше, конечно, ее попробовать... Вернемся, однако, к тому, с чего начинали наш рассказ - о турках, живущих в нашем крае.
Вторая родина
Три года назад, по данным Всероссийской переписи населения, в Российской Федерации проживало 105 тысяч 58 турков и 4825 турок-месхетинцев, которые составляют особую субэтническую группу турок, происходящую из области Месхетия на юго-западе Грузии. В Ставропольском крае турки-месхетинцы появились в конце 1970-х годов. Они были приглашены руководителями ряда сельхозпредприятий как овощеводы. В 80-х годах на Ставрополье проживало 1623 турка. После межэтнических столкновений в Узбекистане в 1989 году сюда прибыла более многочисленная группа турок-месхетинцев. Следующей «турецкой волной», как отмечается в недавно вышедшем в свет «Атласе народов Ставрополья», были мигранты из Чечни. Нынче турки-месхетинцы компактно проживают в Курском, Кировском районах, другими территориями их расселения являются Благодарненский, Буденновский и Новоалександровский районы. Занимаются они в основном растениеводством, найдя свою экономическую нишу, а кроме того, активно участвуют в культурной жизни региона. Диаспора турок-месхетинцев ведет работу по сохранению и развитию национальной культуры, традиций, обычаев. В декабре 2011 года официально зарегистрирована Курская районная общественная организация «Национально-культурная автономия турок-месхетинцев - «Ватан». Ставропольские турки намерены создать и свое краевое общество, основными целями и задачами которого станут сохранение языка, культурно-исторических, духовных ценностей, традиций, обычаев, обрядов и нравов этнической общности турок-месхетинцев, и, конечно, укрепление межнациональных отношений на основе дружбы, сотрудничества и согласия.

Номер выпуска: 
Оцените эту статью: 
Голосов еще нет