Вы здесь

Маленький праздник с огромными перспективами

Сообщение об ошибке

Notice: Undefined variable: o в функции include() (строка 601 в файле /www/vhosts/st-vedomosti.ru/html/themes/bartik/images/bg.jpg).

16.10.2013
Маленький праздник с огромными перспективами
Светлана Лазебина.


Именно так можно назвать действо, происходившее 9 октября в Ставрополе на автомобильной газонаполнительной компрессорной станции № 1 «Кавказавтогаза», филиала ООО «Газпром трансгаз Ставрополь». АГНКС № 1 - объект особенный. С этой станции в 1985 году начала развиваться вся газозаправочная история ставропольского «Газпрома». А в минувшую среду на ней был заправлен 30-миллионный клиент.
Одним из направлений деятельности ООО «Газпром трансгаз Ставрополь» является производство компримированного природного газа-метана, предназначенного для использования в двигателях внутреннего сгорания. Метан и есть тот самый экологически чистый природный газ, голубой цветок которого мы каждый день видим на своих газовых плитах. Газ, преобразованный в топливо, проходит предварительную очистку от примесей и избыточной влаги и сжимается до давления в 200 атмосфер. К слову сказать, происходит вся эта процедура здесь же, на автомобильной газонаполнительной компрессорной станции (АГНКС). В этом и особенность автомобильных газонаполнительных компрессорных станций. АГНКС по сути - это даже не станция, а настоящий мини-завод по производству альтернативного моторного топлива. Природный газ из недр земли по газопроводу поступает на станцию, проходит обработку, после чего и отправляется в автомобили.
Средняя цена на топливо, установленная ООО «Газпром трансгаз Ставрополь», составляет по СКФО - 10 рублей за кубометр. Что в сравнении с бензином выливается практически в трехкратную экономию. А перевести на компримированный газ можно практически всю автотехнику, изначально работающую на бензине и дизтопливе, в чем и предлагали убедиться организаторы праздника.
На заправке можно было посмотреть небольшую выставку автомобилей. Среди экспонатов был и городской общественный транспорт (автобусы, маршрутки), и газели, предна-значенные для грузоперевозок, «ВАЗ-2110» и даже «Мерседес» представительского класса. На самом же деле на сегодняшний день автопарк, работающий на природном компримированном газе, значительно шире. Вплоть до того, что за рубежом уже есть примеры работы на метане самолетов, поездов и даже кораблей. И все эти разные по назначению, техническим характеристикам и габаритам машины объединила встроенная установка, предназначенная для работы на газомоторном топливе. Конечно, для каждой модели автомобиля как технические условия, так и цена установочного комплекса будут разными, но экономия в любом случае превзойдет все ожидания.
Так, например, газовая установка на «Газель» обойдется владельцу в 46 тысяч рублей. «Немалые деньги», - заметите вы. Однако давайте посчитаем. При обычном бензиновом двигателе расход топлива на 100 километров - 14 литров. Что составляет около 420 рублей. В случае с газом расход топлива составит всего 12 кубометров. А по цене обойдется в 120 рублей. Таким образом, можно говорить о полной окупаемости установки уже через два-три месяца. А через 3 года на сэкономленные средства можно будет купить новую машину! И чем больше топлива потребляет автомобиль, чем больше пробег, тем очевидней экономия. Видимо, поэтому в Ставрополе уже практически 90 процентов автобусов ПАЗ работает на метане.
На сегодняшний день ООО «Газпром трансгаз Ставрополь» перевело на природный газ более 4400 единиц автотранспорта, из них 276 автомобилей в минувшем году. К тому же совместно с правительством Ставропольского края ООО «Газпром трансгаз Ставрополь» реализует комплексную программу по созданию сети автомобильных газонаполнительных станций и пунктов по переводу автотранспорта для работы на компримированном природном газе. В рамках которого будет оказано содействие по переводу на использование природного газа автотранспорта бюджетных организаций, муниципальных предприятий.
При этом есть и еще один привлекательный момент - использование газа уменьшает вибрацию и шумовую нагрузку двигателя, до 50 процентов увеличивает межремонтный период работы двигателя и в два раза период смены масла в картере. Благодаря высокому октановому числу и постоянному качеству, газ оказывает наиболее благоприятное воздействие на детонационные процессы.
Человек знающий, конечно, может возразить, что можно экономить и на пропане, тем более что и установка на него дешевле. Все это так, но при этом есть и существенные различия. Поставив на свою машину сертифицированную газовую установку под метан, заправляться пропаном вы сможете, а вот пропановые установки для заправки метаном не подойдут. И я не случайно употребила слово «сертифицированную». В погоне за псевдоэкономией незадачливые водители обращаются к так называемым левым установщикам и заправщикам сжиженным газом, в результате чего машины взрываются, горят и портят имидж газового топлива в целом. Что же касается ООО «Газпром трансгаз Ставрополь» и его филиала «Кавказавтогаз», то Общество занимается установками с середины 90-х годов и имеет все необходимые лицензии, а работы выполняются на совесть, чтобы человек мог не только легко пользоваться оборудованием, но и свободно пройти очередной техосмотр.
Но и это еще не все выгоды, предлагаемые потребителям «Кавказавтогазом». Для того чтобы увеличить доступность экологически чистого топлива, там разработана и введена система беспроцентной рассрочки оплаты стоимости установленного газобаллонного оборудования до 11 месяцев. И владелец автомобиля фактически расплачивается за газовую установку деньгами, сэкономленными на горючем. К тому же, кроме экономического и экологического фактора, есть еще один повод перейти на альтернативное топливо.
Например, если взять традиционное горючее, такое как бензин и ДТ, то прогнозы ученых по этому поводу крайне неутешительны, потому как пользоваться нефтяными запасами человечеству осталось всего около 50 лет. В то время как природного газа, по самым скромным подсчетам, хватит еще минимум лет на двести. А это значит, что за счет природного газа топливная безопасность человечества будет обеспечена на века. Что же касается безопасности в целом, то после экскурсии по газонаполнительной станции сомневаться в ней не приходится. С точки зрения взрыво- и пожаробезопасности компримированный природный газ сегодня является самым безопасным видом топлива. А устанавливаемые баллоны проходят целую серию испытаний на устойчивость к разрушению при падении с высоты, простреле из огнестрельного оружия, воздействии экстремальных температур и открытого пламени. Прибавьте к этому высококвалифицированную работу обслуживающего персонала и вы получите одну из самых надежных, экологически привлекательных и экономически выгодных машин в мире.
Пока мы с любопытством рассматриваем аппаратную, где на автоматизированном оборудовании осуществляется управление всеми сложнейшими процессами, происходящими на заправочной станции, оператор по громкоговорителю начинает отсчет клиентов, и все замирают в ожидании торжественного момента.
Тридцатимиллионным клиентом стала Елена Филипович, преподаватель Северо-Кавказского социального института. Машина у Елены новая, ей всего три года, два из которых она ездит на газе.
- Решение перевести на газ приняли не сразу, - говорит Елена, - любое новшество человека немного пугает. Естественно, и у нас были определенные опасения насчет того, как машина будет себя вести. Некоторые говорили, что это негативно скажется на работе двигателя. Но мы почитали информацию об этом виде топлива, пообщались с теми, кто уже пользуется, и сделали вывод, что бояться не стоит. Да и выгода очевидна.
И за два года примеров выгоды у преподавателя накопилось много.
- Приведу один из самых ярких и близких любому автолюбителю. Каждый год летом наша семья ездит на Черноморское побережье. И если прошлые годы, когда машина была еще на бензине, мы тратили на заправку около 2 тысяч, то в этом году мы съездили в Геленджик всего за 500 рублей (туда и обратно!). Естественно, для семейного бюджета это существенная экономия. Но хочется, чтобы было больше станций, - говорит Елена Филипович.
Сегодня к положительному опыту от поездок на альтернативном виде топлива у Елены появился еще один повод для радости. Генеральный директор ООО «Газпром трансгаз Ставрополь» Алексей Завгороднев вручил 30-миллионному клиенту навигатор со встроенным видеорегистратором, в который введены все АГНКС Общества, сертификат на 30 бесплатных за-правок и бесплатное техническое обслуживание в течение года. Он пообещал, что АГНКС в городе и крае станет больше.
- С момента ввода в эксплуатацию наших АГНКС было реализовано свыше 840 миллионов кубометров метана. Загрузка АГНКС в среднем достигает 60 процентов от проектной производительности - это лучший показатель в ОАО «Газпром», - подчеркивает Алексей Завгороднев. - Только за последние три года на автомобильных газонаполнительных компрессорных станциях Общества реализовано более 160 миллионов кубометров КПГ, что позволило заместить 115 тысяч 200 тонн бензина. На мой взгляд, сегодняшнее событие - 30-миллионная заправка на АГНКС № 1 - является знаковым. Я очень рад этому событию, на 30-миллионной заправке мы не остановимся и будем двигаться дальше.
А для продвижения вперед у ООО «Газпром трансгаз Ставрополь», действительно, открыты все дороги. В настоящее время в Обществе работает 13 АГНКС, которые имеют суммарную мощность 4450 заправок в сутки. А благодаря совместной с правительством СК программе, в планах строительство еще 10 заправочных станций и 5 пунктов по переводу автотранспорта для работы на компримированном природном газе. Новые АГНКС появятся как в Ставрополе, так и в Пятигорске, Зеленокумске, Буденновске, Светлограде, Изобильном, Ипатово, Новоалександровске, Нефтекумске. А к концу этого года заправочная станция откроется в селе Казьминском.
Ну а мне после всего услышанного и увиденного остается только пожелать удачи всем газовикам в их трудоемком и полезном деле. Пожелать удачи тем, кто создает своими руками наше экологически чистое будущее.

Номер выпуска: 
Оцените эту статью: 
Голосов еще нет