Вы здесь

О едином школьном курсе «Истории России»

Сообщение об ошибке

Notice: Undefined variable: o в функции include() (строка 601 в файле /www/vhosts/st-vedomosti.ru/html/themes/bartik/images/bg.jpg).

13.11.2013
О едином школьном курсе «Истории России»
Алексей АНИКЕЕВ, профессор СКФУ.

Научно-педагогическая общественность страны активно обсуждает предложение группы ученых Института российской истории РАН, а также преподавателей вузов и школьных учителей нового школьного курса «Народы и культуры России», который выдвигает ряд принципиально новых подходов к освещению и преподаванию истории нашей страны.
Исходной предпосылкой для разработки нового курса явилось предложение Президента РФ В. Путина рассматривать историю России не с 20-летней или 80-летней дистанцией, а как страны с многовековым прошлым, большими традициями и героическими страницами.
В этой связи рабочая группа разработала историко-культурный стандарт и концепцию нового учебно-методического комплекса по отечественной истории.
Историко-культурный стандарт включает в себя принципиальные оценки ключевых событий прошлого, основные подходы к преподаванию истории в современной школе с перечнем обязательных для изучения тем, понятий и терминов, событий и персоналий и сопровождается перечнем «трудных вопросов истории», которые вызывают острые дискуссии в обществе, а для многих учителей - объективные сложности в преподавании. Стандарт направлен на повышение качества школьного исторического образования, развитие исследовательских компетенций учащихся, формирование единого культурно-исторического пространства Российской Федерации.
Новые подходы к истории страны потребовали освещения не только политических и социально-экономических событий, но и культурно-антропологический подход, который на первое место ставит не войны и революции, а человека, его повседневную жизнь, общественные институты и социально-культурные факторы. При этом предполагается уделить большее внимание духовной и культурной истории, включая историю православия и других религий.
Предполагается в новом школьном курсе истории России усилить акцент на многонациональном и поликонфессиональном составе населения, усиление регионального компонента на уроках истории.
Разработчики нового курса подчеркивают, что «изложение материала в учебника должно формировать у учащихся ценностные ориентации, направленные на воспитание патриотизма, гражданственности и межнациональной толерантности».
Перечень «трудных вопросов истории» включает наиболее спорные вопросы: от образования Древнерусского государства и роли варягов в этом до причин и последствий стабилизации экономики и политической системы России в 2000-е годы. Наибольшую дискуссию вызывают вопросы об употреблении термина «татаро-монгольское иго», который предлагается заменить Золотой Ордой. Непонятно сформулирован вопрос об «оценке роли СССР в развязывании холодной войны без оценки политики западных держав в послевоенный период». Видимо, требует морально-политической оценки и такой спорный вопрос, как «причины и последствия» побед Б. Ельцина в политических схватках 1990-х гг.
Что касается историко-культурного стандарта, то он содержит наработки российских и зарубежных ученых, по-новому трактует многие события российской истории, предлагает, усиливает конкретность и наглядность в изучении прошлого (выделением понятий и терминов, событий и дат, а также исторических имен). Приводятся многие известные и малоизвестные события из русской истории и персоналии. Причем избран принцип среди терминов и персоналий давать как научные, так и общеизвестные факты. Видимо, следует сократить такие понятия в силу их известности школьникам, как «село», «былины», «царь», «революция», «красные», «белые» и др.
Как известно, школьный курс должен дать основу исторических знаний, сформировать основы личности учащихся, а не представлять собой систематический курс русской истории. Поэтому представляется перегруженным хронологический раздел. Спорные имена, представленные в учебнике: С. Мавроди, А. Пугачева (а почему не Л. Зыкина). Слабо представлены имена периода Великой Отечественной войны. Нет генерала Карбышева, Власова и др. Рядом даются имена Л. Улицкой и А. Солженицына и прочее.
В целом курс истории России будет представлять лишь теоретическию основу для учителей. Предстоит разработка линейки учебников для школьников с единых концептуальных позиций, рабочих тетрадей, хрестоматий, атласов.

Автор: 
Номер выпуска: 
Оцените эту статью: 
Голосов еще нет