Вы здесь

О ПАТРИОТИЗМЕ И ЛЖЕПАТРИОТИЗМЕ ВОКРУГ ПРОДАЖИ МОЛОКА

Сообщение об ошибке

Notice: Undefined variable: o в функции include() (строка 601 в файле /www/vhosts/st-vedomosti.ru/html/themes/bartik/images/bg.jpg).

18.12.2013
О ПАТРИОТИЗМЕ И ЛЖЕПАТРИОТИЗМЕ ВОКРУГ ПРОДАЖИ МОЛОКА

«Сделайте корову счастливой, и она осчастливит вас!» Этот немудреный лозунг, висящий перед одной из ферм племколхоза «Россия» Новоалександровского района, кем-то, возможно, воспримется как нечто дежурно-высокопарное, из тех еще времен. Но для всего коллектива, да и для людей, посвященных в экономику хозяйства, это теперь своего рода ключ к пониманию целого этапа в его современном развитии. И подсказка тому, кто хочет повторить этот опыт и сам создать современное высокотоварное молочное производство.
Как делали корову счастливой
Племколхоз «Россия» издавна занимался, кроме земледелия, выращиванием племенных свиней. Но уже в 90-е годы прошлого века возможности развития этого направления были исчерпаны. Основная часть сельхозпредприятий края просто перестала заниматься животными, будь то свиньи, овцы или крупный рогатый скот, поэтому племенное поголовье продавать стало особенно и некому. Рентабельным в ту пору было лишь производство зерна, вот на нем и начали все специализироваться. Что и делают до сих пор.
- Мы бы тоже могли удариться в эту крайность, - рассказывает председатель колхоза С. Пьянов. – Тем более что опыт выращивания высоких урожаев пшеницы и кукурузы был накоплен еще тогда. Урожайность у нас редко опускается ниже 60 центнеров с гектара. Но как быть тогда с людьми? Ведь переход только на зерновые культуры – это кардинальное сокращение рабочих мест. Зернопроизводство – высокие энергонасыщенные технологии. И, в общем-то, уже малолюдные. Здесь техника играет главную скрипку. Люди же в современных хозяйствах заняты в основном на уходе за животными, заготовке кормов, на переработке животноводческой продукции. Сокращать их? Этого наш колхоз не мог себе позволить. Мы вот уже чуть ли не век большая семья, а в нормальной семье никого за порог не выставляют. Так правлением было принято решение и сохранять, сколько возможно, племенное свинопоголовье, и попытаться выйти на новый уровень в молочном производстве.
Сергей Викторович может рассказывать о молочном животноводстве в своем колхозе часами. И слушается этот его рассказ как увлекательная и вместе с тем поучительная история.
Свое молочное стадо в хозяйстве было всегда. Но назвать его высокотоварным язык не поворачивался. Вроде и коровники были не самые в округе плохие, и кормили животных неплохо, но надои, хоть ты расшибись, больше трех с половиной тонн молока на корову в год не росли. Ну а раз нет большого молока, нет и рентабельности. Отрасль была, как говорится, на нуле. Держать – себе дороже. По этой причине многие соседние хозяйства молочный скот просто вырезали.
В «России» поступили по другому – попытались, и теперь видно, что успешно, перевести отрасль на самый современный и, главное, рентабельный уровень.
Одно время бытовало мнение, что высокие надои можно получить, только создав с нуля качественно иной уровень молочной отрасли. Через строительство нового высокотехнологичного комплекса, кардинально изменив и породу скота, и условия его содержания, и кормление. Но откуда у обычного сельхозпредприятия на это под миллиард свободных средств? Вот и получалось, что новые, рентабельные молочные комплексы в крае строились единицами, обычные же хозяйства закрывали свои молочно-товарные фермы сотнями.
В «России» же пошли своим путем. Суть его в том, чтобы на базе действующих ферм создать качественно иное высокотоварное молочное животноводство. Которое бы и по уровню технологий, и по продуктивности не уступало тому, что в широко разрекламированных молочных комплексах.
Типовые коровники в хозяйстве уже были. Правда, со всеми их типовыми недостатками – сквозняками, разбитыми окнами в фонарях, которые, стекли не стекли, все равно то шальной голубь, то ветер, то град разобьет. Шаг за шагом фонари закрыли поликарбонатом, утеплили двери и окна, привели в порядок полы, заменили на современное кормораздающее, поильное и навозоудаляющее оборудование. Сейчас уже четыре коровника соответствуют всем нормам и представлениям о современном животноводстве. В них создан микроклимат для животных: зимой – подогрев, летом – кондиционеры охлаждают воздух и даже распыляют в нем влагу. Кстати, не такие и большие пошли на все это деньги. Где-то в общей сложности миллионов двести. Причем в течение нескольких лет они вкладывались, что не очень-то и заметно. Но главное – использовали уже созданное трудами предыдущих поколений.
Одновременно начали заниматься обновлением стада. Первые две партии высокопродуктивных коров голштино-фризской породы привезли из Венгрии. Туда выезжали специалисты хозяйства, доброжелательные венгры все показали, рассказали и помогли составить представление о том, каким должно быть это самое современное молочное животноводство. Эти первые заезжие буренки уже дали несколько приплодов. Сейчас в хозяйстве уже более восьмисот высокопродуктивных коров. А все стадо голштино-фризов насчитывает около двух тысяч голов. В последнее время ведется работа, говоря языком зоотехников, по заплеменению всего молочного стада. Хозяйство стремится получить для своей молочной фермы статус племенной. И для этого есть все условия.
Третья составляющая работы – создание базы кормоприготовления. Может, кому-то покажется странным, но коров здесь даже в благодатные июньские дни не кормят так называемой «зеленкой», то есть свежескошенной травой. Корма готовятся круглый год на фабрике кормов. Она к каждому кормлению выдает смесь, где в составе сено, сенаж, силос, солома, зерновые, жом, различные минеральные и витаминные добавки... О масштабах кормоприготовления дают представление такие цифры: в этом году на сезон заготовлено 14 тысяч тонн силоса, 3 тысячи тонн сенажа, тысяча тонн сена, 3,3 тысячи тонн соломы, несколько тысяч тонн зернофуража...
Составляющая четвертая – это насыщение отрасли новой техникой и освоение прогрессивных технологий содержания, доения и сохранения молока. Данные на каждую корову хранятся теперь в информационной базе. Ее история, чем и с какого периода кормится, какой рацион рекомендован, какой был до этого, когда прошло осеменение, когда отел и прочее, прочее... У каждой коровы ошейник с чипами, компьютер видит, сколько и какого молока она дает, сколько ест. Выдает рекомендации. Оборудована современная, с Делавалевской «елочкой» доильная установка, смонтированы танки для охлаждения молока, создана своя лаборатория для определения качества молока.
Овраги и кочки
Сейчас, по прошествии времени, кажется, что все это пришло как бы само собой. А на самом деле животноводам хозяйства пришлось не так и просто.
Чего стоит, например, история с завозом больного скота из Германии. Мы как-то рассказывали в своей газете, что очередная партия животных, поставленная в «Россию» по лизингу одной из структур минсельхоза края в рамках федеральной инвестиционной программы развития молочного животноводства, оказалась больной карантинными болезнями. В том числе опаснейшей из них – блютангом. Пьянов тогда ударил во все колокола: забирайте назад. Нам такое инвестирование не нужно. Министерство – ни в какую. Потребовался приезд губернатора В. Гаевского, чтобы вопрос решился в пользу хозяйства. С большим трудом удалось избавиться от больных животных.
Для сведения: затем они, переданные фактически обманным путем фермеру из Андроповского района Н. Полтавской под фальшивым предлогом, что получатель якобы оказался не готов к приемке, все пали. До сих пор идут суды, решается, кто же прав и кто виноват, и кто должен ответить за потери. Так что в тот раз Пьянов оказался прав.
Или вот такой сюрприз, который чуть не выбил веру из коллектива и заставил даже председателя во всеуслышание заявить на планерке, что мы, наверное, ошиблись с развитием молочного животноводства. Поводом для этого стало падение несколько лет назад закупочных цен на молоко до девяти рублей за килограмм. Продержались такие низкие цены недолго, но поволноваться заставили.
Тем ценнее сегодняшнее понимание, что тогда выбрали верный путь.
Как коровы осчастливливают хозяйство
Сегодня закупочная цена на достаточном для ведения рентабельного молочного производства уровне. В среднем хозяйство продает молоко по 23 рубля за килограмм. Молочная отрасль в «России» уже несколько лет дает устойчивые прибыли. Доходы от производства молока ежегодно превышают сто миллионов рублей в год.
Вот экономическая статистика, которой в хозяйстве несомненно гордятся. Ежедневно в среднем здесь надаивают по 18,5 – 19 килограммов молока на фуражную корову. Причем 43 процента дойного стада дают от 30 килограммов в сутки. То есть по три ведра с хвостиком. Со всего стада - до 15 тонн в сутки. Каждый день огромная, полностью заполненная цистерна отправляется из «России» на молочный завод. А в целом за год каждая корова дает по 6300–6400 килограммов молока.
То есть мы видим реализованным и материализованным тот самый лозунг, который висит на воротах фермы. Корову сделали счастливой, и она осчастливила коллектив высокими надоями и высокой прибылью. Принятое несколько лет назад решение о развитии молочного животноводства оказалось стратегически верным.
Патриоты и лжепатриоты
И судя по всему, останется таковым еще на долгую перспективу. Несмотря на то что в крае уже не первый год на всех уровнях говорят о вводе новых животноводческих молочных комплексов, само производство молока падает. Сказывается то обстоятельство, что так называемые «общевойсковые» сельхозпредприятия от производства молока чуть ли не повсеместно отказались.
Естественно, сокращаются и поставки на молочные заводы края. Причем, похоже, даже быстрее, чем сокращается производство. До такой степени, что у нас уже серьезно заговорили о дефиците сырья для молочных заводов и возможном снижении поставок от них в торговую сеть.
В этой связи на одном из совещаний с участием руководителей перерабатывающих предприятий от некоторых из них зазвучали даже призывы закрыть границы края для вывоза молока. До тех пор, мол, пока молочная промышленность края не насытится.
Конечно, все это больше чем несерьезно, никто такие предложения реализовывать не будет. А если даже и захочет, то не сможет. В стране единое экономическое пространство, и каждый производитель волен везти свою продукцию туда, куда хочет. На практике это означает – куда выгодно.
«Россия» как раз из тех хозяйств, которое везет свое молоко туда, куда выгодно. В данном случае – за пределы Ставрополья, в соседний Краснодарский край за тридцать километров от Григорополисской, где находится хозяйство. На условиях предоплаты, то есть деньги поступают до сдачи молока. Туда, где его ждут как желанного и дорогого партнера.
И дело здесь даже не в том, что ближе везти. У «России» уже есть печальный опыт продажи молока на свои заводы. С одним предприятием, из Изобильного, даже судились – долг завода хозяйству превысил девять миллионов рублей. Фактически начали работать на дядю. С другим, из Пятигорска, также была тяжба – задолжало пять миллионов. По сути дела эти предприятия, задерживая оплату, за деньги хозяйства вели реконструкцию своих мощностей. Были и проблемы другого рода. В частности, ставропольские переработчики всегда занижали жирность и белок, обирая на этих качественных показателях колхозников на немалые деньги.
Сегодняшний же деловой партнер «России», которому оно везет молоко, не хитрит, данные его лаборатории всегда совпадают с данными лаборатории хозяйства. Цифра в цифру. Работают, как настоящие партнеры: на доверии, уважении друг к другу.
Вот и думай после этого, кто же настоящий патриот Ставропольского края. Тот, который кричит о патриотизме, или тот, кто молча и качественно делает свое дело. Наверное, патриотизм как раз в том, чтобы создать современную молочную отрасль. Развить ее до уровня высокопродуктивной и даже племенной. Перестроить устаревшее в самое современное, завезти племенных животных, отработать новые технологии. Дать людям при этом рабочие места.
А непатриотично, если даже не лжепатриотично, пытаться делить то, что тобой не заработано. И разводить демагогию вместо того, чтобы создавать все условия для производителя, стараться стать его надежным партнером.
Александр ЕМЦОВ.

Номер выпуска: 
Оцените эту статью: 
Голосов еще нет