Вы здесь

Муниципальная власть заждалась откровенного разговора о себе

22.01.2014

Муниципальная власть заждалась откровенного разговора о себе

И в Послании Федеральному собранию, и в ответах журналистам на последней пресс-конференции президент страны В. Путин много внимания уделил необходимости муниципальной реформы. Собственно, объявлено о начале дискуссии о такой реформе.
Мы начинаем такую дискуссию на страницах «Ставропольских губернских ведомостей». Сегодня о проблемах муниципалитетов размышляет известный в крае человек, глава Изобильненского муниципального района, генеральный директор ОАО «Ставропольсахар» А. Чуриков.
Растет производство - растет бюджет
На мой взгляд человека, который во главе Изобильненского районного муниципалитета непрерывно уже десять лет, самое близкое к людям звено нашей власти заждалось хорошего и откровенного анализа условий своей деятельности, более совершенной правовой базы, поиска перспектив развития. И хорошо, что начало движения в этом направлении положил президент страны Владимир Владимирович Путин.
Минувший 2013 год был для Изобильненского района непростым. Нелегко далось исполнение бюджета, принятого с дефицитом более чем в 25 миллионов рублей. Исполнялся ведь он на фоне сокращения рабочих мест, прекращения легальной деятельности сотен предприятий малого бизнеса и индивидуальных предпринимателей. Не могло не сказаться и сложное положение в экономической и политической жизни Ставрополья, да и страны в целом.
Тем не менее совместными усилиями органов местного самоуправления района и поселений, трудовыми коллективами организаций всех форм собственности при поддержке и помощи правительства Ставропольского края результаты достигнуты неплохие. Отгружено товаров, выполнено работ и услуг более чем на 15 миллиардов рублей, введено в эксплуатацию 17,5 тысячи квадратных метров индивидуального жилья. Среднемесячная заработная плата по сравнению с 2012 годом выросла почти на девять процентов. Сельскими производителями собрано почти 300 тысяч тонн зерна, что на треть больше по сравнению с прошлым годом. Подсолнечника произведено 31,1 тысячи тонн, сахарной свеклы - 317,4 тысячи тонн, на 55 тысяч тонн больше предыдущего года, овощей - 100,7 тысячи тонн, на 30 тысяч тонн больше. Прибыль в аграрном секторе составила 124 миллиона рублей, при уровне рентабельности 9,7 процента.
Рост производства - это всегда рост налоговых отчислений, из которых формируются бюджеты района и поселений. В итоге бюджет района исполнен по доходам на 101,8 процента, в том числе по собственным доходам - на 105, по расходам - на 97 процентов.
Так что как ни было трудно, а рост все же обеспечен.
На условиях софинансирования
К сожалению, современный бюджетный процесс устроен таким образом, что доходная часть бюджета не покрывает всех необходимых потребностей развития территории. Здесь на помощь приходят федеральные и краевые программы, участвуя в которых на условиях софинансирования, район может развивать свою социальную сферу. Именно таким образом мы всего за десять месяцев провели аварийно-восстановительные работы в школе № 1 Изобильного. Израсходовано свыше 41 миллиона рублей, из них 14,8 миллиона - из районного бюджета, 26,3 миллиона - из федерального. Масштабы и качество сделанного дают полное право считать, что школа пережила второе рождение.
Другим объектом, в реконструкцию которого также вложены внушительные бюджетные средства, стал детский сад в хуторе Спорном на 95 мест. Здесь финансирование за счет средств краевого бюджета составило 50,3 миллиона рублей, и за счет бюджета Изобильненского района - 2,6 миллиона. Долгожданный детсад примет первых воспитанников уже в первом квартале нынешнего года.
Проблема нехватки мест в дошкольных учреждениях особо остро стоит в городе Изобильном. Поэтому было сделано все, чтобы включить в краевую целевую программу «Развитие сети дошкольных образовательных учреждений в Ставропольском крае на 2013 - 2015 годы» строительство детского сада на 160 мест в юго-западной части города по улице Суворова. Стоимость проекта - 121,9 миллиона рублей. Уже в минувшем году на средства районного бюджета на условиях софинансирования выполнены работы по привязке проектной документации к местности, проведена ее федеральная экспертиза, технический контроль и т.п. На сегодня состоялись необходимые конкурсные процедуры, определен подрядчик, завершается подготовка строительной площадки. Одним словом, начинается непосредственное строительство объекта.
Еще в одну целевую программу «Развитие физической культуры и спорта в Ставропольском крае на 2013-2015 годы» включено строительство зала тяжелой атлетики в поселке Солнечнодольске. В настоящее время его сооружение уже началось. Стоимость строительства - 25,7 миллиона, в том числе 23,2 миллиона - за счет краевого бюджета и 2,5 миллиона - за счет бюджета местного. Строительство планируется завершить уже в первом полугодии текущего года.
Также с помощью участия в целевых программах на условиях софинансирования мы решаем проблему обеспечения населенных пунктов района качественной питьевой водой. В течение нескольких последних лет удалось во многих селах и хуторах закрыть этот вопрос полностью, в остальных он активно прорабатывается. В качестве примера приведу решение проблемы водоснабжения хутора Беляева Московского сельсовета. Объект вошел в краевую целевую программу по модернизации жилищно-коммунального комплекса. Проектная стоимость - свыше 36 миллионов рублей. Из них деньги местного бюджета только пять процентов, основная сумма - из бюджета Ставропольского края. Объект включает прокладку подводящего водопровода протяженностью 4,4 километра и разводящие сети 6,2 километра. Сейчас строительство подводящего водопровода уже в стадии завершения.
Руководство муниципалитетов всех уровней, весь депутатский корпус района много занимались проблемой сохранения Новотроицкого водохранилища. Это единственный источник обеспечения питьевой водой Изобильненского и шести близлежащих районов края, но в таком состоянии, что впору бить в колокола. Проблема эта давняя и не раз поднималась на различных уровнях, но услышана наша тревога была только в прошлом году. Дважды профильный комитет думы края проводил выездные заседания на территории водохранилища, начали реализоваться мероприятия специальной краевой программы спасения водохранилища. Включается в работу и Ставропольская ГРЭС. Так что появилась надежда, что водохранилище будет сохранено.
Еще одна серьезнейшая проблема, справиться с которой одному району не под силу, - это строительство путепровода. Единственный в городе Изобильном железнодорожный переезд делит город, да и район, на две части. Когда переезд закрывается, причем несколько раз в сутки, то блокируется все транспортное сообщение, включая движение спецтранспорта (скорых, пожарных, полицейских машин). Если смотреть шире, то эта проблема не в лучшую сторону влияет и на инвестиционную привлекательность города и района.
Мы обратились за помощью к исполняющему обязанности губернатора края В. Владимирову. Нашли понимание, сейчас уже есть реальные подвижки в практическом решении проблемы.
Инвестиции - рычаг развития
Настоящим рычагом развития территорий являются инвестиции в производство. Изобильненский район не исключение. Мы много работаем над привлечением инвесторов в производственную сферу, делаем все для того, чтобы их приход был взаимовыгоден. В результате в прошлом году объем инвестиций в основной капитал составил 1 миллиард рублей при общей стоимости инвестиционных проектов более чем 6 миллиардов. То есть у нас задел на годы вперед.
Причем реализация производственных проектов сопровождается развитием социальной сферы. Так, в минувшем году в рамках проекта расширения КТК ЗАО «Каспийский Трубопроводный Консорциум» затратило свыше 14 миллионов рублей на благоустройство села Птичьего. Это освещение улиц, прокладка тротуаров, ремонт дорог. Кроме этого, изготовлена проектно-сметная документация на строительство сельской врачебной амбулатории. Ее возведение уже началось, объект стоимостью около 60 миллионов рублей будет введен в эксплуатацию в текущем году.
А вот помощь району в развитии социальной инфраструктуры со стороны ООО «Газпром трансгаз Ставрополь» заслуживает особых слов благодарности. Многолетнее и тесное наше взаимодействие направлено исключительно на решение проблем жизнеобеспечения поселений района и создание в них комфортных условий жизни. Один пример: за 2013 год в рамках реализации программы «Газпром - детям» в станицах Новотроицкой, Рождественской, Баклановской, Каменнобродской, в Солнечнодольске и других населенных пунктах было построено 10(!) детских спортивных площадок общей стоимостью 25 миллионов рублей.
Крупнейшим инвестиционным проектом, реализуемым на территории Изобильненского района, является строительство комплекса по производству мяса индейки мощностью 8 200 тонн продукции в год. Проектная стоимость объекта - 2,3 миллиарда рублей. Сегодня строительство ведется на двух площадках - в станицах Новотроицкой и Каменнобродской, уже освоено 234 миллиона рублей и создано свыше 300 рабочих мест.
Норма - не догма
Муниципалитеты ближе всего к людям. И именно они, я в этом глубоко убежден, должны быть наиболее гибким звеном власти. Вовремя замечать перемены в обществе, в экономических отношениях, не говоря уже о переменах в настроениях людей, и своевременно реагировать на это.
В прошлом году в нашем районе произошли два важных политических события. Первое состоит в том, что в уставе Изобильного, являющегося районным центром, изменен способ избрания главы города с прямых выборов на выборы из числа депутатов. Введена норма, согласно которой глава администрации города назначается представительным органом по контракту на конкурсной основе.
Что послужило основой для нововведения? Потребность усиления исполнительной ветви городской власти профессионалом - экономистом и хозяйственником, в лице главы администрации. Подбор кандидатуры именно такого уровня в большей степени гарантирован условиями конкурса и практически не имеет успеха на выборах, где кандидат оценивается, как правило, лишь по его безграничным обещаниям. Контрактная система для главы администрации делает его подконтрольность перед Советом города более действенной, а значит, настраивает на большую эффективность в работе. Одновременно усилен и статус Совета города Изобильного, который теперь возглавляет глава города, он же председатель Совета. В октябре 2013 года городская власть была сформирована именно таким образом, результаты деятельности депутатов, главы города Б. Павлова, главы администрации города Н. Гридина на сегодня радуют.
Событие второе состоит в том, что осенью проведен конкурс на замещение должности главы администрации Изобильненского муниципального района. Все прошло деловито, в ответственной обстановке, без формализма, которые были присущи конкурсной комиссии на протяжении всей ее работы. Представительство в комиссии краевых властей в лице двух первых заместителей председателя правительства края И. Ковалева и Н. Великданя, депутата думы края М. Кузьмина никаким образом не являлось давлением на результаты конкурса. Решения и конкурсной комиссии, и Совета района принимались коллегиально и демократично. В своем выборе мы были абсолютно независимы, хотя именно это многократно увеличивает и мою ответственность, как главы района, и ответственность районного Совета за то, кому мы вверили исполнительную ветвь власти. Назначенный главой администрации района В. Козлов осознает это и за работу взялся с неподдельным усердием.
Кто-то скажет, что мы ушли от выборности руководителей, в сторону от демократии. А мы убеждены, что мы шагнули в сторону деловитости. Что для конкретного управления территорией, для граждан много важнее.
Кадровые перемены, новые методы работы, повышение требовательности к качеству выполнения своих функций и предоставления муниципальных услуг - все это, с учетом накопленного опыта деятельности органов местного самоуправления района и поселений на сегодня и является тем импульсом, который будет способствовать дальнейшему развитию района и улучшению жизни его жителей.
Полномочия без средств - ничто
На достижение поставленных перед ними целей муниципальные органы по законодательству наделены достаточными полномочиями. Их на сегодня более 30. Однако важно подчеркнуть: сколько бы и какими бы ни были полномочия главы района, Совета или администрации, как бы красиво они ни назывались, главное, чтобы были средства на их реализацию.
Вся беда в том, что объемы собственных доходов по бюджетному и налоговому законодательству обеспечивают решение вопросов местного значения не более чем на 40 процентов. И это несмотря на то, что в Посланиях Президента РФ Федеральному собранию постоянно провозглашается курс на «...серьезное перераспределение властных полномочий и бюджетных ресурсов в пользу муниципалитетов...». В реальности изменений в лучшую сторону пока нет.
Поэтому усилия районной власти были и остаются направленными на поиск резерва пополнения доходной части районного бюджета, вхождение района в краевые и федеральные программы, а также инвестиционные проекты.
Что касается внутренних резервов наполнения районной казны, то здесь, бесспорно, главными являются земля и имущество.
Государство делегировало на районный уровень обширные полномочия в части управления и распоряжения землями, государственная собственность на которые не разграничена. Но где, как не в поселениях, лучше знают, кто работает на том или ином участке, где кончаются огороды и начинаются пастбища, где проходит та или иная дорога? Получается, что фактически владеют землей на уровне поселений, а управляют ею - из района. Отсюда нет должного учета землепользования, а значит, не все налоги и арендные платежи взимаются в полном объеме. В итоге страдает бюджет.
Несколько лет назад мы пытались изменить эту ситуацию. На уровне района создали рабочую группу. Она проехала каждое поселение, изучила ситуацию на местах, сверила земельные карты. Привлекли налоговый орган, подключили специалистов кадастровой палаты. И в результате были выявлены солидные резервы земли, скорректирована учетная база в муниципальных образованиях и в районе. Мы пошли на эксперимент и делегировали свои полномочия по управлению и распоряжению землями на уровень поселений - сначала на один год, затем - еще на два.
Стало возможным отслеживать арендные платежи и налоговые поступления, сразу начались изменения к лучшему. К сожалению, краевые органы принудили нас во исполнение норм законодательства забрать свои полномочия назад. Мол, закон гласит, что землями распоряжается только районный уровень муниципальной власти. Хотя очевидно, что здесь серьезный пробел в законодательстве. Его нужно устранять, наделяя органы местного самоуправления поселений полномочиями по распоряжению всеми землями в границах своих территорий.
А пока законодатель думает, нам остается одно - держать вопрос на контроле. Пользуешься землей - плати за нее сполна, что положено по закону. Жизнь заставляет муниципалитеты ужесточать свои контрольные функции, иначе не наполнить бюджет.
Не менее сложным является работа в сфере имущественных отношений. Балансовая стоимость имущественного комплекса района за последние пять лет выросла более чем на 500 миллионов рублей. Соответственно, и распоряжение имуществом должно быть на достаточно высоком уровне. В общем объеме принимаемых районным Советом решений вопросы управления имуществом составляют около трети. И прежде чем решения Совета вступят в законную силу, они каждый раз подвергаются детальному анализу и контролю со стороны депутатов и специалистов.
Согласно федеральному законодательству контрольные полномочия являются не только исключительным правом Совета, но и одновременно его обязанностью. Поэтому и ответственность за данное направление работы у депутатского корпуса внушительная.
Под особым депутатским контролем всегда находятся вопросы расходования бюджетных средств. Хотя ни глава района, ни депутаты не вправе указывать, как исполнять бюджет, но держать на контроле целесообразность и регулировать долю расходов на ту или другую позицию мы вправе. Принятию любого решения по вопросам бюджета предшествует его всесторонняя проработка в депутатских комиссиях и рабочих группах.
Особая роль в контрольной деятельности за правомерностью финансовых расходов, эффективностью распоряжения имуществом района принадлежит контрольно-ревизионной комиссии. Мы практически первые в крае в 2007 году создали этот контрольный орган. С прошлого года его структура и состав полностью обновились. Теперь в нем четыре штатные единицы специалистов, для их работы созданы все необходимые условия. Контрольно-ревизионной комиссией уже второй год исполняются принятые от поселений района полномочия муниципального финансового контроля.
Исполнение контрольных функций и контрольно-ревизионной комиссией, и депутатами не сводится к беспричинным проверкам, надуманному поиску какого-либо криминала и наказанию.
Задача стоит одна - помогать не допускать ошибок, и тем более нарушений, в финансово-хозяйственной деятельности.
Реформы назрели
За десять лет работы 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» законодательство о местном самоуправлении настолько часто менялось, что в практической работе муниципалитетов нередко возникают правовые коллизии. Это когда исполнить собственные полномочия невозможно, равно как и невозможно не исполнять закон.
Хотя я и повторюсь, но подтвержу свою мысль тем, что не на все полномочия хватает средств. Возьмешь из другой статьи - нарушишь закон. А не возьмешь и не выполнишь - нарушишь тем более. Один из основных принципов местного самоуправления - самостоятельное и под свою ответственность решение вопросов местного значения, - в большей степени на местах не работает не потому, что нет полномочий у муниципалов, а потому, что нет соответствующей финансовой базы.
Другим аргументом в поддержку необходимости изменений в правовом регулировании местного самоуправления является низкая гражданская активность населения в решении вопросов местного значения, включая и участие в выборах.
Многие говорят о сложности и конфликтности двухуровневой системы местного самоуправления. Но с этим трудно согласиться. Эта система сложилась годами, продиктована жизнью, и ее не следует ломать. Наличие на районном уровне представительного органа, сформированного из делегированных глав и депутатов поселений, избранный из их числа глава района, назначенный на конкурсной основе районным Советом глава администрации, - все это только объединяет наши муниципальные образования в единый, эффективно работающий механизм, нацеленный на решение конкретных задач. Ни о какой конфронтации и перетягивании одеял и речи не ведется. Поэтому повсеместное упразднение двухуровневой системы местного самоуправления, о чем сейчас говорят, полагаю ошибочным. Вполне возможно существование обоих вариантов организации муниципальной власти, как двухуровневого, так и одноуровневого.
Андрей ЧУРИКОВ,
глава Изобильненского муниципального района.

Автор: 
Номер выпуска: 
Оцените эту статью: 
Голосов еще нет